Резолютивная часть решения оглашена 28 мая 2019 года
В полном объеме решение изготовлено 30 мая 2019 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
|
|
Членов Комиссии: |
|
|
|
|
- |
рассмотрев обращение ГБУЗ "Областная больница г. Чебаркуль" (далее - заказчик) о включении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "ВЕКОМ" (далее - ООО "ВЕКОМ", общество, победитель закупки), учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа ООО "ВЕКОМ", в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением от подписания контракта по итогам проведения электронного аукциона на поставку перчаток медицинских для нужд ГБУЗ "Областная больница г. Чебаркуль" (изв. N 0869200000219000404), после перерыва в присутствии:
- представителей заказчика <_>, действующих на основании доверенностей от 28.05.2019 N 49, от 28.05.2019 N 50;
- представителя ООО "ВЕКОМ" <_>, действующего на основании доверенности от 20.05.2019,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России, Антимонопольный орган) поступило обращение заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО "ВЕКОМ", учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа ООО "ВЕКОМ", в связи с уклонением от подписания контракта по итогам проведения электронного аукциона на поставку перчаток медицинских для нужд ГБУЗ "Областная больница г. Чебаркуль" (изв. N 0869200000219000404).
Согласно представленным документам, извещение о проведении электронного аукциона опубликовано ГКУ "Центр закупок в сфере здравоохранения" на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) www.zakupki.gov.ru 28.02.2019.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 534 222 рубля 66 копеек.
Как следует из содержания протокола подведения итогов электронного аукциона N 0869200000219000404 от 19.03.2019 победителем закупки признано ООО "ВЕКОМ" с предложением цены контракта 1 254 500 рублей 00 копеек, что на 50,50 % ниже начальной (максимальной) цены контракта.
Контракт направлен на подпись победителю закупки 25.03.2019.
Победитель закупки 01.04.2019 направил протокол разногласий.
Заказчиком 02.04.2019 12:09 (МСК) после рассмотрения протокола разногласий в единой информационной системе размещен доработанный проект контракта.
Согласно протоколу N 0869200000219000404-3 общество 11.04.2019 признано уклонившимся от заключения контракта по итогам закупки в связи с неподписанием проекта контракт, непредставлением обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении аукциона, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации о закупке.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, Комиссия руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
Как следует из части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Согласно представленным документам, извещение о проведении электронного аукциона опубликовано ГКУ "Центр закупок в сфере здравоохранения" на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) www.zakupki.gov.ru 28.02.2019.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 534 222 рубля 66 копеек.
Как следует из содержания протокола подведения итогов электронного аукциона N 0869200000219000404 от 19.03.2019 победителем закупки признано ООО "ВЕКОМ" с предложением цены контракта 1 254 500 рублей 00 копеек, что на 50,50 % ниже начальной (максимальной) цены контракта.
Контракт направлен на подпись победителю закупки 25.03.2019.
Победитель закупки 01.04.2019 направил протокол разногласий.
Заказчиком 02.04.2019 12:09 (МСК) после рассмотрения протокола разногласий в единой информационной системе размещен доработанный проект контракта.
Согласно протоколу N 0869200000219000404-3 общество 11.04.2019 признано уклонившимся от заключения контракта по итогам закупки в связи с неподписанием проекта контракт, непредставлением обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении аукциона, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации о закупке.
ООО "ВЕКОМ" представило в материалы дела письменные пояснения, согласно которым победитель закупки не имел возможности подписать контракт, поскольку после рассмотрения протокола разногласий заказчиком на электронной площадке в разделе "Проект контракта" размещен проект контракта с незаполненной спецификацией.
Так, 01.04.2019 победителем закупки направлен протокол разногласий, согласно которому проект контракта, направленный 25.03.2019 на подписание участнику закупки, содержит незаполненную спецификацию (Приложение N 1 к контракту), а именно: отсутствует цена за единицу товара и итоговая сумма по каждой позиции.
Обстоятельство, отраженное обществом в протоколе разногласий, не отрицается представителями заказчика и подтверждается документами, представленными в материалы дела.
Представители заказчика на заседании Комиссии пояснили, что после рассмотрения протокола разногласий 02.04.2019 заказчиком направлен на подписание проект контракта с учетом замечаний победителя закупки.
Вместе с тем, обществом в материалы дела представлена видеозапись, подтверждающая отсутствие возможности подписания со стороны победителя закупки проекта контракта с внесенными изменениями, поскольку проект контракта, размещенный 02.04.2019 12:09:32 (по московскому времени) в графе "Проект контракта" на электронной площадке, содержит незаполненную спецификацию в части цены за единицу товара и итоговой суммы по каждой позиции.
Проект контракта с внесенными изменениями также опубликован на электронной площадке, однако размещен он в графе "Протокол разногласий".
Кроме того, из представленных в ответ на запрос Челябинского УФАС России электронной площадкой ООО "РТС-тендер" сведений не представляется возможным сделать однозначный вывод о том, что у победителя закупки была функциональная возможность подписать проект контракта, направленный заказчиком с учетом замечаний, отраженных в протоколе разногласий.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут иметь серьезный экономический характер.
Таким образом, учитывая обстоятельства настоящего дела, Комиссия Челябинского УФАС России считает в данной ситуации возможным не принимать решение о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО "ВЕКОМ", учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа ООО "ВЕКОМ".
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Управления жилищно-коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи Администрации города Троицка об ООО "ВЕКОМ", учредителях, членах коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа ООО "ВЕКОМ", в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель <_>
Члены Комиссии <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 28 мая 2019 г. N 074/06/104-527/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 30.05.2019