Комиссия Пензенского УФАС России (далее - Комиссия, Комиссия Управления) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - Комиссия Управления), в составе:
- Д... - руководителя Пензенского УФАС России, председателя Комиссии;
- К... - начальника отдела контроля органов власти и рекламы, члена Комиссии;
- В... - главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и рекламы, члена Комиссии;
при участии заявителя - Ш....,
представителей от ответчика ООО "Вторма" - С..., Л...;
заинтересованных лиц - С... (участник аукциона), Д....,
в отсутствие представителя Ш.... - С...
рассмотрев жалобу Ш... на действия организатора торгов Общество с ограниченной ответственностью "Вторма" (далее - ООО "Вторма", ИНН 5835106310, ОГРН 11455835001311, ул. Рябова, 30 А, г. Пенза, Пензенская область, 440004) при проведении открытого аукциона по реализации заложенного имущества (Лоты N 5,6, извещение 220519/33244953/01 от 22.05.2019, размещено на сайте www. torgi.gov.ru),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области 11.06.2019 поступила жалоба Ш... на действия организатора торгов Общество с ограниченной ответственностью "Вторма" (ИНН 5835106310, ОГРН 11455835001311, ул. Рябова, 30 А, г. Пенза, Пензенская область, 440004) при проведении открытого аукциона по реализации заложенного имущества (Лоты N 5,6, извещение 220519/33244953/01 от 22.05.2019, размещено на сайте www. torgi.gov.ru).
Из жалобы заявителя следует, что в нарушение требований Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" Извещение о проведении торгов опубликовано в газете "Счастливый случай", которая не является официальным информационном органом органа исполнительной власти субъекта РФ, также организатором торгов сокращен срок подачи заявок (срок подачи заявок составляет 13 дней).
Заседание Комиссии Управления в соответствии с уведомлением-требованием от 14.06.2019 N 2207-3 назначено и проведено 21.06.2019 в 15 часов 00 минут.
На заседании комиссии представитель Ш... поддержал доводы, изложенные в жалобе.
На заседании комиссии 21.06.2019 представители ООО "Вторма" изложили свою позицию относительно поданной жалобы, указав, что аукцион проводился в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также Методическими рекомендациями по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество.
21.06.2019 Комиссией Управления рассмотрение жалобы отложено до 01.07.2019.
25.06.2019 представителем по доверенности С... заявлено ходатайство о запросе у организатора торгов - ООО "Вторма" журнала регистрации заявок за период с 22.05.2019 по 04.06.2019.
Заседание Комиссии Управления в соответствии с уведомлением-требованием от 25.06.2019 N 2406-3 назначено и проведено 01.07.2019 в 10 часов 00 минут.
Комиссией Управления на заседании 01.07.2019 ранее заявленное ходатайство С... оставлено без удовлетворения.
На заседании Комиссии 01.07.2019 Ш... поддержала доводы, изложенные в жалобе.
Представителями ООО "Вторма" новых возражений не заявлено.
Изучив представленные документы, Комиссией Управления установлено следующее.
Статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.
Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
Учитывая вышеизложенное, жалоба Ш... подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Таким образом, часть 2 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ дает возможность любому лицу, права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены, обратиться с жалобой в антимонопольный орган в случае нарушения порядка организации и проведения торгов.
Общие принципы реализации арестованного имущества должника установлены Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве).
В соответствии с частью 1 статьи 89 Закона об исполнительном производстве реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги по соответствующему виду имущества (далее - организатор торгов).
На основании постановления судебного пристава-исполнителя Октябрьского РОСП УФССП России по Пензенской области К... от 30.03.2018 арестованное имущество (земельный участок, общая площадь 1789 кв.м. назначение - для производственных целей, кадастровый номер N58:29:2003004:169, объект незавершённого строительства, нежилое здание (производственный корпус N 403 (энергоблок), площадь застройки 1913 кв.м., 2- этажное, литер Ж, кадастровый номер N 58:29:2003004:1083 земельный участок, общая площадь 3341 кв.м., назначение: для производственных целей, кадастровый номер N58:29:2003004:171; объект незавершенного строительства, нежилое здание (производственный корпус N400), площадь застройки 3382 кв.м., 4-этажное, литер А, кадастровый номер N58:29:2003004:1021) передано в Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области на реализацию на открытых торгах в форме аукциона.
Согласно Поручению N 204 от 12.04.2018 организацией, осуществляющей реализацию имущества (земельный участок, общая площадь 1789 кв.м. назначение - для производственных целей, кадастровый номер N58:29:2003004:169, объект незавершённого строительства, нежилое здание (производственный корпус N 403 (энергоблок), площадь застройки 1913 кв.м., 2- этажное, литер Ж, кадастровый номер N 58:29:2003004:1083 земельный участок, общая площадь 3341 кв.м., назначение: для производственных целей, кадастровый номер N58:29:2003004:171; объект незавершенного строительства, нежилое здание (производственный корпус N400), площадь застройки 3382 кв.м., 4-этажное, литер А, кадастровый номер N58:29:2003004:1021) назначена специализированная организация ООО "Феникс".
Между тем, на основании контракта от 31.01.2019 N912019, заключенного между ООО "Вторма" и Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, ООО "Вторма" обязуется совершать действия по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений, руководствуясь настоящим контрактом, письменными поручениями и указаниями.
В соответствии с Актом приема-передачи арестованного имущества от 15.05.2018 ООО "Феникс" передало арестованное имущество (земельный участок, общая площадь 1789 кв.м назначение - для производственных целей, кадастровый номер N58:29:2003004:169, объект незавершённого строительства, нежилое здание (производственный корпус N 403 (энергоблок), площадь застройки 1913 кв.м, 2- этажное, литер Ж, кадастровый номер N 58:29:2003004:1083земельный участок, общая площадь 3341 кв.м, назначение: для производственных целей, кадастровый номер N58:29:2003004:171; объект незавершенного строительства, нежилое здание (производственный корпус N400), площадь застройки 3382 кв.м, 4-этажное, литер А, кадастровый номер N58:29:2003004:1021) ООО "Вторма".
22.05.2019 ООО "Вторма" разместило на сайте www.torgi.gov.ru извещение о проведении открытого аукциона по реализации заложенного имущества.
Дата начала приема заявок - 22.05.2019.
Дата окончания приема заявок - 04.06.2019.
Дата подведения итогов - 17.06.2019.
Лот N 5
Наименование и характеристика имущества: заложенное имущество - земельный участок, общей площадью 1789 кв.м назначение - для производственных целей, кадастровый номер N58:29:2003004:169, объект незавершённого строительства, нежилое здание (производственный корпус N 403 (энергоблок), площадь застройки 1913 кв.м, 2- этажное, литер Ж, кад N 58:29:2003004:1083.
Начальная цена: 700 000 руб.
Лот N 6
Наименование и характеристика имущества: заложенное имущество -земельный участок, общей площадью 3341 кв.м, назначение: для производственных целей, кад.N58:29:2003004:171; объект незавершенного строительства, нежилое здание (производственный корпус N400), площадь застройки 3382 кв.м, 4-этажное, литер А, кад.N58:29:2003004:1021.
Начальная цена: 2 800 000 руб.
Согласно Протоколу окончания приема и регистрации заявок N100 на участие в торгах по лоту N 5 подано пять заявок.
В соответствии с Протоколом окончания приема и регистрации заявок N99 на участие в торгах по лоту N 6 подано три заявки.
1.Относительно довода Заявителя о том, что Извещение о проведении торгов опубликовано в газете "Счастливый случай", которая не является официальным информационном органом органа исполнительной власти субъекта РФ Комиссией Управления установлено следующее.
В силу того, что реализуемое имущество на торгах является залоговым, процедура порядка организации и проведения торгов также регулируется правовыми нормами Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (далее - Закон об ипотеке).
Согласно пункту 3 статьи 57 Закона об ипотеке организатор публичных торгов извещает о предстоящих публичных торгах не позднее чем за 10 дней, но не ранее чем за 30 дней до их проведения в периодическом издании, являющемся официальным информационным органом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, по месту нахождения недвижимого имущества, а также направляет соответствующую информацию для размещения в сети "Интернет" в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В извещении указываются дата, время и место проведения публичных торгов, характер продаваемого имущества и его начальная продажная цена.
В соответствии пунктом 3 Правил направления информации о торгах по продаже заложенного недвижимого имущества в ходе исполнительного производства для размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.01.2013 N 66 "О Правилах направления информации о торгах по продаже заложенного недвижимого имущества в ходе исполнительного производства для размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" организатор торгов не позднее дня, следующего за днем опубликования извещения о предстоящих торгах в периодическом издании, являющемся официальным информационным органом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, направляет информацию для размещения на официальном сайте, которая должна быть указана в извещении в соответствии со статьей 57 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)", а также информацию о наименовании и номере периодического издания, в котором организатором торгов опубликовано извещение о предстоящих торгах, и дате опубликования указанного извещения.
Согласно пункту 6.1 Методических рекомендаций по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество (далее - Методические рекомендации) более чем за 30 (тридцать) дней до даты проведения торгов и не менее чем за 20 дней до окончания приема заявок для участия в торгах (в отношении заложенного недвижимого имущества - не менее чем за 25 (двадцать пять) дней до даты проведения торгов и не менее чем за 15 дней до окончания приема заявок для участия в торгах, а в отношении повторных торгов и не менее чем за 20 (двадцать) дней до даты проведения торгов и не менее чем за 10 дней до окончания приема заявок для участия в торгах) должно быть осуществлено размещение информационного извещения об имуществе, реализуемом на торгах, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов - www.torgi.gov.ru., собственном сайте организатора торгов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также - публикация в печатных СМИ, распространяемых на территории субъекта Российской Федерации, в котором находится реализуемое имущество и будут проводиться торги. Информация о проведении торгов должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
Не позднее дня, следующего за днем опубликования извещения о предстоящих торгах по продаже заложенного имущества в периодическом издании, являющемся официальным информационным органом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, размещение на официальном сайте www.torgi.gov.ru информации, которая должна быть указана в извещении в соответствии со статьей 57 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" или статьей 28.2 Закона Российской Федерации "О залоге", а также информации о наименовании и номере периодического издания, в котором опубликовано извещение о предстоящих торгах, и дате опубликования указанного извещения.
Комиссией Управления установлено, что согласно Извещению, информация о предстоящих торгах была опубликована в периодическом издании "Счастливый случай" (N 19 от 22.05.2019).
В соответствии с Постановлением Правительства Пензенской области от 15.12.2004 N 1013-пП "О Порядке опубликования и вступления в силу актов Правительства Пензенской области и актов исполнительных органов государственной власти Пензенской области" официальным опубликованием акта считается первая публикация его полного текста в газете "Пензенские губернские ведомости" либо газете "Издательский дом "Пензенская правда", либо первое размещение (опубликование) его полного текста на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), на официальном сайте Правительства Пензенской области и официальных сайтах исполнительных органов государственной власти Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Из вышеизложенного следует, что периодические издания "Пензенские губернские ведомости" и "Издательский дом "Пензенская правда" являются официальными информационными органами органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, организатор торгов в нарушение требований пункта 3 статьи 57 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)", пункта 3 Правил направления информации о торгах по продаже заложенного недвижимого имущества в ходе исполнительного производства не опубликовал извещение о проведении торгов в периодическом издании, являющемся официальным информационным органом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, по месту нахождения недвижимого имущества.
Исходя из вышеизложенного, довод жалобы Заявителя подтвержден и обоснован.
2. Относительно довода Заявителя о том, что организатором торгов сокращен срок подачи заявок (срок подачи заявок составляет 13 дней), Комиссией Управления установлено следующее.
В соответствии с пунктом 6.1 Методических рекомендаций более чем за 30 (тридцать) дней до даты проведения торгов и не менее чем за 20 дней до окончания приема заявок для участия в торгах (в отношении заложенного недвижимого имущества - не менее чем за 25 (двадцать пять) дней до даты проведения торгов и не менее чем за 15 дней до окончания приема заявок для участия в торгах, а в отношении повторных торгов и не менее чем за 20 (двадцать) дней до даты проведения торгов и не менее чем за 10 дней до окончания приема заявок для участия в торгах) должно быть осуществлено размещение информационного извещения об имуществе.
Из вышеизложенного следует, что срок подачи заявок должен составить не менее 15 дней.
Пунктом 2 статьи 15 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.
Однако, специализированная организация, имеющая право совершать операции с арестованным имуществом, не является лицом, участвующим в исполнительном производстве. Также торги не относятся к исполнительным действиям, носят гражданско-правовой характер, ввиду чего, применяются правила исчисления сроков, установленные Гражданским кодексом Российской Федерации.
Комиссией управления установлено, что Извещение о проведении торгов опубликовано 22.05.2019.
Согласно Извещению дата окончания срока приема заявок - 04.06.2019, дата проведения торгов - 17.06.2019, срок приема заявок составил 13 дней.
Таким образом, организатором торгов, в нарушение требований пункта 6.1 Методических рекомендаций сокращен срок подачи заявок на 2 дня.
Исходя из вышеизложенного, довод жалобы Заявителя в части сокращения срока подачи заявок на участие в торгах подтвержден и обоснован.
3. В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы Комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, Комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Согласно пункту 2 статьи 90 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) порядок проведения торгов устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 448 ГК РФ Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.
Учитывая вышеизложенное, Извещение о проведении торгов должно содержать сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 448 ГК РФ. В нарушение указанной нормы извещение не содержит информации об оформлении участия в торгах, а также об определении лица, выигравшего торги.
4. Согласно пункту 5 статьи 448 ГК РФ участники торгов вносят задаток в размере, в сроки и в порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов.
В соответствии с пунктом 6.2 Методических рекомендаций Извещение о проведении торгов должно содержать следующие сведения:
- наименование (полное наименование согласно учредительным документам), адрес (полный адрес согласно учредительным документам), номер контактного телефона организатора торгов;
- месторасположение, описание и технические характеристики имущества;
- начальная (минимальная) цена предмета аукциона (цена лота) с указанием при необходимости начальной (минимальной) цены предмета аукциона (цены лота) за единицу площади имущества, которое передает по результатам аукциона;
- срок, время, место и порядок предоставления документации об аукционе, срок и время приема заявок на участие в аукционе, наличие права на подачу заявок по предварительной записи, электронный адрес официального сайта торгов, на котором размещена документация об аукционе;
- сведения о размере задатка, сроке и порядке его внесения, назначении платежа, реквизитах счета, порядке возвращения задатка, а также указание на то, что такое сообщение является публичной офертой для заключения договора о задатке в соответствии со статьей 437 Гражданского кодекса Российской Федерации, а подача претендентом заявки и перечисление задатка являются акцептом такой оферты, после чего договор о задатке считается заключенным в письменной форме;
- сведения о величине шага торгов;
- сведения о порядке оформления допуска (пропусков) в здания (помещения) организатора торгов при наличии пропускной системы в целях создания условий для подачи заявок;
- иная информация, предусмотренная Гражданским кодексом Российской Федерации, а также положениями заключенных государственных контрактов (в случае реализации арестованного имущества через специализированную организацию).
Таким образом, на основании требований пункта 5 статьи 448 ГК РФ и пункта 6.2 Методических рекомендаций Извещение должно содержать сведения о сроке и порядке внесения задатка.
Между тем, Комиссией Управления установлено, что Извещение, в нарушение требований пункта 5 статьи 448 ГК РФ и пункта 6.2 Методических рекомендаций, не содержит информацию о сроке и порядке внесения задатка.
5.В соответствии с вышеуказанным пунктом 6.2 Методических рекомендаций Извещение о проведении торгов должно содержать сведения о величине шага торгов.
В результате проведенного анализа Извещения, Комиссией Управления установлено, что данное Извещение не содержит информации о величине шага торгов.
6. Согласно пункту 7.2 Методических рекомендаций при приеме заявок организатор торгов проверяет соответствие заявки на участие в торгах установленной форме и соответствие приложенных к ней документов, установленному в извещении перечню документов, которые должны быть приложены к заявке.
В нарушение пункта 7.2 Методических рекомендаций Извещение о проведении торгов не содержит перечня документов, которые должны быть приложены к заявке, вследствие чего организатору торгов невозможно верно определить соответствие/несоответствие подаваемой заявки на участие в торгах.
7. Пунктом 4 статьи 57 Закона об ипотеке предусмотрено, что лицам, которые участвовали в публичных торгах, но не выиграли их, задаток возвращается немедленно по окончании публичных торгов. Задаток также подлежит возврату, если публичные торги не состоялись.
Исходя из вышеизложенного на организатора торгов возложена обязанность по возвращению задатка немедленно по окончании торгов.
Раздел Документы Извещения N 220519/33244953/01, размещённого на сайте www.torgi.gov.ru, содержит документ Порядок возврата и удержания задатка.
Согласно документу Порядок возврата и удержания задатка организатор торгов возвращает задаток претенденту в течение пяти дней.
Таким образом, установление организатором торгов срока возврата задатка в течение пяти дней является нарушением требований пункта 4 статьи 57 Закона об ипотеке.
На момент принятия Комиссией решения по настоящему делу, договор купли-продажи по результатам торгов (Лоты N 5,6, извещение 220519/33244953/01 от 22.05.2019, размещено на сайте www. torgi.gov.ru) между ООО "Вторма" и победителем не заключен.
Руководствуясь статьей 57 ФЗ "Об ипотеке" N102-ФЗ, статьей 448, 449.1 Гражданского кодекса РФ N 51-ФЗ, Методическими рекомендациями по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия управления
решила:
Признать жалобу Ш... на действия организатора торгов Общество с ограниченной ответственностью "Вторма" (ИНН 5835106310, ОГРН 11455835001311, ул. Рябова, 30 А, г. Пенза, Пензенская область, 440004) при проведении открытого аукциона по реализации заложенного имущества (Лоты N 5,6, извещение 220519/33244953/01 от 22.05.2019, размещено на сайте www. torgi.gov.ru) обоснованной.
Признать организатора торгов ООО "Вторма" нарушившими пункт 3, пункт 4 статьи 57 ФЗ "Об ипотеке" N 102-ФЗ, пункт 2, пункт 5 статьи 448 Гражданского кодекса РФ, пункты 6.1, 6.2, 7.2 Методических рекомендаций по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество.
Выдать организатору торгов ООО "Вторма" обязательное для исполнения предписание об аннулировании аукциона по реализации заложенного имущества по Лотам N 5, 6 (извещение 220519/33244953/01 от 22.05.2019, размещено на сайте www. torgi.gov.ru).
Материалы по жалобе передать должностному лицу Пензенского УФАС России для решения вопроса о привлечении к административной ответственности виновных лиц.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 1 июля 2019 г. N 058/10/18.1-299/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 02.07.2019