Я, заместитель начальника Управления контроля строительства и природных ресурсов ФАС России <_>, рассмотрев жалобу ООО "Фактореал" на действия организатора торгов - Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края при проведении открытого конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Тихорецкой зоне деятельности (извещение N 310318/11426559/02), и принятое по результатам рассмотрения указанной жалобы решение ФАС России от 25.09.2018 N Т-167/18, в отношении <_>,
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России 17.09.2018 (вх. N 150714-ЭП/18) поступила жалоба ООО "Фактореал" на действия организатора торгов - Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края при проведении открытого конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Тихорецкой зоне деятельности (извещение N 310318/11426559/02) (далее - Конкурс, Жалоба).
Жалоба была принята к рассмотрению ФАС России в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В ходе рассмотрения Жалобы Комиссией ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров N 3 (далее - Комиссия ФАС России) было установлено следующее.
23.08.2018 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru (далее - официальный сайт) Министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края было размещено извещение о проведении Конкурса (далее - извещение о проведении Конкурса), согласно которому дата начала подачи заявок на участие в Конкурсе - 23.08.2018; дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 11.09.2018; дата вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе - 12.09.2018; срок, на который присваивается статус регионального оператора - 10 лет.
Согласно Жалобе ввиду отсутствия в Документации открытого конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Тихорецкой зоне деятельности, утвержденной приказом Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 23.08.2018 N 326 (далее - Конкурсная документация) сведений, предусмотренных Правилами проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства от 05.09.2016 N 881 (далее - Правила), участнику Конкурса не представляется возможным рассчитать приведенную стоимость услуги регионального оператора.
В нарушение подпункта "л" пункта 12 Правил Конкурсная документация не содержит информации о тарифах операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которыми региональный оператор обязан заключить договоры на оказание услуг по обработке, обезвреживанию и (или) захоронению твердых коммунальных отходов.
Таким образом, по мнению ООО "Фактореал", Конкурсная документация была составлена таким образом, что у участника Конкурса отсутствовала возможность рассчитать затраты регионального оператора на осуществление деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности регионального оператора.
Согласно пункту 10 Правил организатор конкурсного отбора разрабатывает и утверждает документацию об отборе.
Требования к содержанию документации об отборе установлены пунктом 12 Правил.
В соответствии с подпунктом "л" пункта 12 Правил документация об отборе содержит информацию о порядке расчета единого тарифа на услугу регионального оператора, включая информацию о тарифах операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которыми региональный оператор обязан заключить договоры на оказание услуг по обработке, обезвреживанию и (или) захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 7.6 Конкурсной документации расчет единого тарифа на услугу регионального оператора производится в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами". Информация о тарифах операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которыми региональный оператор обязан заключить договоры на оказание услуг по обработке, обезвреживанию и (или) захоронению твердых коммунальных отходов расположена в сети интернет на официальном сайте Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края (http://www.rek23.ru/urovni-tarifov/ut-utilizatsiya-zakhoronenie-tbo/).
В соответствии со Схемой потоков отходов после определения региональных операторов Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 26.09.2016 N 747 (далее - Территориальная схема), после выбора регионального оператора в Тихорецкой зоне деятельности транспортирование отходов будет осуществляться на Тихорецкий МЭОК.
В составе Жалобы Заявителем была представлена информация о тарифах в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами по состоянию на 05.07.2018, размещенная на официальном сайте Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу http://www.rek23.ru/urovni-tarifov/ut-utilizatsiya-zakhoronenie-tbo/ (далее - официальный сайт Региональной энергетической комиссии).
Вместе с тем из информации, размещенной на официальном сайте Региональной энергетической комиссии, по состоянию на момент объявления Конкурса (23.08.2018), а также на момент рассмотрения Жалобы (25.09.2018) видно, что сведения о тарифе в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в Тихорецкой зоне, где расположен Тихорецкий МЭОК, указанный в Схеме потоков отходов после определения региональных операторов Территориальной схемы, отсутствуют.
Согласно пункту 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В соответствии с пунктом 10 статьи 24.6 Закона об отходах операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров
об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров.
Согласно пункту 34 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила обращения с твердыми коммунальными отходами), в целях обеспечения обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора, указанные в документации об отборе при проведении конкурсного отбора регионального оператора, заключают договоры с региональным оператором на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 35 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами по договору на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов оператор
по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий деятельность по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, обязуется осуществлять обработку, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, а региональный оператор обязуется передавать твердые коммунальные отходы такому оператору и оплачивать услуги по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов по регулируемым тарифам.
Согласно подпункту "г" пункта 40 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора в случае нарушения схемы потоков твердых коммунальных отходов от источников их образования до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, закрепленной схемой обращения с отходами.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что Конкурсная документация не содержала сведений о тарифах операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами в Тихорецкой зоне деятельности регионального оператора, с которыми региональный оператор обязан заключить договоры на оказание услуг по обработке, обезвреживанию и (или) захоронению твердых коммунальных отходов, Комиссия ФАС России пришла к выводу, что при утверждении Конкурсной документации Министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края был нарушен подпункт "л" пункта 12 Правил.
Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если
в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Разделом 8 Конкурсной документации установлены критерии Конкурса.
Согласно пункту 8.2 Конкурсной документации для первого конкурсного отбора устанавливаются предельные значения для критериев конкурсного отбора и величина значимости критериев в соответствии с Приложением N 4 к Конкурсной документации.
Приложением N 4 к Конкурсной документации установлены критерии качества услуги регионального оператора, их минимальные и (или) максимальные значения и величина значимости.
Согласно пункту 6 Приложения N 4 к Конкурсной документации критерий мощности - возможность осуществления деятельности по сбору, транспортированию ТКО в объеме не менее 10 процентов от годового объема образования ТКО в Тихорецкой зоне деятельности либо наличие соответствующего действующего государственного контракта на оказание услуги по обращению с ТКО, заключенного в Тихорецкой зоне, на срок более чем 10 лет.
В соответствии с пунктом 22 Правил в случае, предусмотренном пунктом 68 Правил, организатор конкурсного отбора вправе установить дополнительные критерии качества услуги регионального оператора.
Согласно подпункту "а" пункта 22 Правил критерий мощности - возможность осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и (или) захоронению твердых коммунальных отходов в объеме не менее 10 процентов годового объема образования твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора либо наличие действующего государственного контракта на оказание услуги по обращению с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами, заключенного на срок более чем 10 лет.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России пришла к выводу, что критерий мощности, приведенный в пункте 6 Приложения N 4 к Конкурсной документации, не соответствовал положениям подпункта "а" пункта 22 Правил.
По результатам рассмотрения Жалобы Комиссией ФАС России было принято решение от 25.09.2018 N Т-167/18 о признании Жалобы обоснованной (далее - Решение), Министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края было выдано обязательное для исполнения предписание от 25.09.2018 N Т-167/18 (далее - Предписание).
Решение, Предписание были обжалованы Министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края в Арбитражный суд города Москвы (дело N А40-243793/18).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20.12.2018 по делу N А40-243793/18-148-1871 в удовлетворении заявленных требований Министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края было отказано.
Конкурсная документация была утверждена 23.08.2018 министром топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства <_>.
Таким образом, в действиях <_> при утверждении Конкурсной документации обнаружены признаки нарушения пунктов 12, 22 Правил.
Ответственность за нарушение установленных законодательством Российской Федерации процедуры и порядка организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов предусмотрена частью 10 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Согласно части 10 статьи 7.32.4 КоАП нарушение установленных законодательством Российской Федерации процедуры и порядка организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных частями 1-9 статьи 7.32.4 КоАП и статьями 7.29-7.32 и 7.32.3 КоАП влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до десяти тысяч рублей.
Указанные материалы и данные являются достаточными для возбуждения дела.
Руководствуясь статьями 28.1, 28.7 КоАП
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Возбудить в отношении <_> дело N 04/04/7.32.4-72/2019 об административном правонарушении по признакам нарушения пунктов 12, 22 Правил, выразившегося в отсутствии в Конкурсной документации сведений о тарифах операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами в Тихорецкой зоне деятельности регионального оператора, с которыми региональный оператор обязан заключить договоры на оказание услуг по обработке, обезвреживанию и (или) захоронению твердых коммунальных отходов, а также в несоответствии критерия мощности, приведенного в пункте 6 Приложения N 4 к Конкурсной документации, положениям Правил, ответственность за которое предусмотрена частью 10 статьи 7.32.4 КоАП.
2. Провести административное расследование.
3. В соответствии со статьей 26.10 КоАП <_> надлежит в трехдневный срок со дня получения настоящего определения представить в ФАС России следующие заверенные надлежащим образом сведения (документы и материалы):
- паспортные данные (с указанием даты и места рождения, места регистрации), адрес фактического места проживания;
сведения о материальном положении (справка о заработной плате за последние 6 месяцев, а также информацию об иных доходах (при наличии);
- письменные пояснения по существу рассматриваемого дела.
4. <_> явиться "26" июня 2019 г. в "10" час. "10" мин. по адресу: 123995, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11, этаж 2, каб. N 255, для дачи объяснений по факту нарушения, а также для подписания протокола об административном правонарушении либо направить защитника с надлежащим образом оформленными полномочиями на участие в административном производстве по делу N 04/04/7.32.4-72/2019, со всеми правами, предусмотренными статьей 25.5 КоАП.
Неявка в указанный срок будет расценена как отказ от подписания протокола.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП.
В соответствии с частью 4 статьи 25.5 КоАП защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Федеральной антимонопольной службы от 13 июня 2019 г. N 04/04/7.32.4-72/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 13.06.2019