Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (Коми УФАС России) <_>, рассмотрев жалобу исх. от 17.06.2019 N 001/06-19 (вх. от 17.06.2019 N 2484-э), дополнение к жалобе исх. от 21.06.2019 N 004/06-19 (вх. от 21.06.2019 N 2587-э) ООО "ТехИнвест-М" (ИНН 5402551455, ОГРН 1125476089892) в отношении акционерного общества "Коми тепловая компания" (ИНН 1101205461, ОГРН 1041100412682), далее - АО "Коми тепловая компания", организатор закупки, касающуюся организации и проведения закупки в форме открытого конкурса на право заключения договора на поставку каменного угля для нужд АО "КТК", номер извещения 31907934958 в единой информационной системе (далее - закупка, жалоба)
в присутствии:
-<_> - представителя АО "Коми тепловая компания" по доверенности,
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком закупки явилось АО "Коми тепловая компания".
Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Жалоба рассмотрена в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
По пункту 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства (далее в настоящей статье - заявитель).
Из представленных в материалы жалобы документов следует, что ООО "ТехИнвест-М" заявку на участие в закупке не подало и не может подать.
Доводы жалобы ООО "ТехИнвест-М" о неуказании в документации формы конкурса, а также указанный в дополнении к жалобе довод о том, что часть II "Информационная карта конкурса" конкурсной документации содержит требование к закупаемому товару, которое свидетельствует о его конкретном производителе, не связаны с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах. В связи с этим, жалоба, дополнение к жалобе ООО "ТехИнвест-М" в указанной части не могут быть приняты к рассмотрению в порядке и сроки, предусмотренные статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Жалоба ООО "ТехИнвест-М" по пункту 3 в части довода о неуказании в документации формы конкурса, дополнение к жалобе будут рассмотрены в порядке и сроки, установленные статье 44 Закона о защите конкуренции, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.05.2012 N 339.
Жалоба по пунктам 1, 2 в части возможных нарушений заказчиком Положения о закупке подлежит рассмотрению в порядке и сроки, установленные статьей 18.1 Закон о защите конкуренции.
Как указано в жалобе, в подпункте 10 пункта 13 части II "Информационная карта конкурса" документации в числе требований к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке указана справка об исполнении Поставщиком договоров по поставке данного или аналогичного товара с любым контрагентом, по одному договору на сумму не менее 190 млн. руб. каждый за 2016, за 2017 и за 2018 гг. (форма 6 части IV конкурсной документации, включая обязательные приложения) (критерий оценки заявки). Отсутствие такой заявки является основанием для отклонения заявки.
Заявитель полагает, что указанное положение конкурсной документации является препятствием к участию в закупочной процедуре и нарушает Положение о закупке, а именно:
пункт 1.2.3 Положения, устанавливающий принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
пункт 1.9.2 Положения, устанавливающий, что к участникам закупки не допускается устанавливать требования дискриминационного характера.
Заявитель считает, что установление требования о предоставлении справки, указанной в подпункте 10 пункта 13 части II "Информационная карта конкурса" конкурсной документации, свидетельствует о нарушении принципов проведения закупки, влечет ограничение количества участников закупки - микропредприятий, по причине того, что они не смогут предоставить такие справки в связи с тем, что предельный доход за год микропредприятия составляет менее 190 млн. руб.
Как указывает заявитель, вышеуказанные действия организатора закупки нарушают права и законные интересы ООО "ТехИнвест-М" на допуск к участию в закупке, на участие в закупке, на конкурентное предложение по цене размещаемого товара.
По части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии с пунктами 2, 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.
Согласно частям 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Акционерного общества "Коми тепловая компания", утвержденное Советом директоров АО "Коми тепловая компания" 11.07.2018 (далее - Положение о закупке), с изменениями размещено в единой информационной системе 26.07.2018.
Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.
Проводимая закупка являлась конкурентной - проводилась в форме открытого конкурса.
Извещение N 6к19 о проведении конкурса (далее - извещение), конкурсная документация (далее - конкурсная документация) размещены организатором закупки в единой информационной системе 30.05.2019.
Пунктом 1 части 3.1 статьи 3 Закона о закупках одним из способов конкурентной закупки указан открытый конкурс.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно пунктам 2, 9, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:
- требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
- требования к участникам такой закупки;
- критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
Статьей 3.2 Закона о закупках определен порядок осуществления конкурентной закупки.
В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
В силу части 16 статьи 3.2 Закона о закупках под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.
В Законе о закупках не установлены положения, касающиеся требований к документам, входящим в состав заявки на участие в закупке. Следовательно, указанные требования устанавливаются в документации о закупке в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупке.
В Положении о закупке даны следующие определения:
конкурс - конкурентная процедура закупки. Победителем конкурса признается участник, заявка (окончательное предложение) которого соответствует требованиям, установленным конкурсной документацией, и содержит лучшие условия исполнения договора согласно критериям и порядку оценки и сопоставления заявок (окончательных предложений), определенным в конкурсной документации на основании настоящего Положени;
победитель закупки - соответствующий требованиям настоящего Положения и документации о закупке (извещения о проведении запроса котировок) участник, предложивший Заказчику наилучшие условия исполнения договора согласно критериям и условиям закупки.
процедура закупки - процесс определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с целью заключить с ним договор поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) для удовлетворения потребностей Заказчика в соответствии с требованиями настоящего Положения и документации о закупке.
В подпункте 2.1.1 пункта 2.1 Положения о закупке указано, что закупка осуществляется путем проведения открытого конкурса (далее также конкурс), когда необходимо закупить товары, работы, услуги в связи с конкретными потребностями Заказчика (в том числе если предмет договора носит технически сложный характер). При этом для выбора наилучших условий исполнения договора Заказчик использует несколько критериев оценки заявок на участие в конкурсе, предусмотренных п. 2.4 настоящего Положения.
Согласно подпунктам 2.4.1, 2.4.2 пункта 2.4 Положения о закупке чтобы определить лучшие условия исполнения договора, заказчик оценивает и сопоставляет заявки на участие в конкурсе по критериям, указанным в документации о закупке.
Критериями оценки заявок на участие в конкурсе могут быть:
2.4.2.1. Цена;
2.4.2.9 Квалификация и опыт работы участника закупки.
В соответствии с подпунктами 2.5.1, 2.5.3 пункта 2.5 Положения о закупке участник подает заявку на участие в конкурсе в порядке, в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией.
Заявка на участие в конкурсе должна включать: документы (их копии) и сведения, необходимые для оценки заявки по критериям, которые установлены в конкурсной документации.
В подпункте 10 пункта 13 части II "Информационная карта конкурса" конкурсной документации в числе требований к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке указана справка об исполнении Поставщиком договоров по поставке данного или аналогичного товара с любым контрагентом, по одному договору на сумму не менее 190 млн. руб. каждый за 2016, за 2017 и за 2018 гг. (форма 6 части IV конкурсной документации, включая обязательные приложения) (критерий оценки заявки).
В пункте 17 части II "Информационная карта конкурса" конкурсной документации установлены критерии и порядок оценки конкурсных заявок:
Наименование критерия |
Значимость критерия (%) |
Цена |
60 |
Опыт участника конкурса |
40 |
Заявки оцениваются в соответствии с требованиями, установленными частью III настоящей документации.
Из письменных и устных в ходе заседания пояснений заказчика следует, что требование о предоставлении справки, указанной подпункте 10 пункта 13 части II "Информационная карта конкурса" документации установлено обществом с целью оценить опыт участника, его надежность и возможность поставить в срок необходимое количество угля по договору для удовлетворения потребностей организатора закупки. В связи с тем, что АО "Коми тепловая компания" является социально значимой компанией, осуществляющей поставку тепловой энергии населению Республики Коми, риск неисполнения обязательств по договору может привести к чрезвычайным ситуациям в отопительном периоде.
Дополнительные требования к участникам закупки, связанные с опытом работы на рынке, направлены на потенциальную предсказуемость надлежащего выполнения условий договора по поставке каменного угля, заключаемого по результатам закупки. Требования, касающиеся положительного опыта оказания аналогичных услуг, в равной мере применяются ко всем участникам закупки, следовательно, не нарушают принцип равенства, установленный пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках. Сама по себе невозможность принять участие в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, не означает, что действия организатора торгов повлекли необоснованное ограничение числа участников закупки.
Указание в подпункте 10 пункта 13 части II "Информационная карта конкурса" конкурсной документации в числе требований к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке справки об исполнении Поставщиком договоров по поставке данного или аналогичного товара с любым контрагентом, по одному договору на сумму не менее 190 млн. руб. каждый за 2016, за 2017 и за 2018 гг. (форма 6 части IV конкурсной документации, включая обязательные приложения) (критерий оценки заявки) обусловлено потребностью организатора закупки в целях проведения оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе по критерию "Квалификация и опыт работы участника закупки", указанному в конкурсной документации.
Таким образом, с учетом того, что исчерпывающий перечень требований к участникам закупок, к составу заявки на участие в закупке Законом о закупках не установлен, Положением о закупках предусмотрено право заказчика устанавливать дополнительные квалификационные требования к участникам закупки, в том числе, в виде наличия у участников закупки соответствующей квалификации и опыта работы участника закупки, рассматриваемые требования, установленные заказчиком в равной степени ко всем участникам закупки, о сумме не менее 190 млн. руб. каждый за 2016, за 2017 и за 2018 гг., не противоречат положениям Закона о закупках, в том числе, не нарушают установленные в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках принципы: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Данный подход соотносится с позицией, закрепленной в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 20.07.2017 N 305-КГ17-3423 по делу N А40-60408/2016, от 02.10.2017 N 309-КГ17-7502 по делу N А50-9299/2016.
В связи с этим, нарушение заказчиком требований Закона о закупках, Положения о закупке не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу необоснованной.
Председатель Комиссии |
|
|
|
|
|
Члены Комиссии |
|
|
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 26 июня 2019 г. N 011/07/3.2-341/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 17.06.2019