по результатам рассмотрения жалоб САО "ВСК", АО "АльфаСтрахование", СПАО "РЕСО Гарантия" на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
03.07.2019 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
при участии представителей:
рассмотрев жалобы АО "Альфа-Страхование" от 26.06.2019 N 614.8085, САО "ВСК" б/н б/д, СПАО "Ресо-Гарантия" б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ФГУП "Почта России" при проведении конкурса на право заключения договора на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (извещение N 31907943106), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступили жалобы АО "Альфа-Страхование" от 26.06.2019 N 614.8085, САО "ВСК" б/н б/д, СПАО "Ресо-Гарантия" б/д б/н (далее - Заявители) на действия (бездействие) заказчика ФГУП "Почта России" (далее - Заказчик) при проведении конкурса на право заключения договора на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (извещение N 31907943106) (далее - Конкурс, Жалобы).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП "Почта России", утвержденным приказом ФГУП "Почта России" (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
Извещение о проведении Конкурса, Конкурсная документация (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 03.06.2019;
Дата окончания подачи заявок - 18.06.2019;
Дата проведения торгов - 27.06.2019;
Дата подведения итогов Конкурса - 27.06.2019;
На участие в Конкурсе подано 5 заявок, признанные соответствующими требованиям Документации.
В целях изучения представленных материалов, Комиссией ФАС России объявлен перерыв до 03.07.2019.
Из Жалоб следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителей, поскольку Заказчиком принято неправомерное решение о допуске ПАО СК "Росгосстрах", ЗАО "МАСК" к участию в Конкурсе.
Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и указал, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.
Рассмотрев представленные материалы и документы представителей Заказчика, Заявителя Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно протоколу рассмотрения конкурсных заявок от 20.06.2019 б/н заявки участников ПАО СК "Росгосстрах", ЗАО "МАСК" признаны соответствующими требованиям Документации и допущены к участию в Конкурсе.
На заседании Комиссии ФАС России представители Заявителя представили документы, сведения и пояснили, что согласно требованиям Документации, а именно приложению N 1 к техническому заданию раздела IV Документации при формировании участниками закупки ценового предложения применяется КБМ = 1, вместе с тем, участниками ПАО СК "Росгосстрах", ЗАО "МАСК" применен КБМ = 0.82, поскольку минимальное ценовое предложение с учетом применения КБМ = 1 и максимальных базовых тарифов по каждой категории транспортных средств составляет 117 704 818, 21 рублей, при этом ценовое предложение вышеуказанных участников Конкурса составило 96 517 946, 56 рублей, что возможно только при расчете суммы НМЦК с применением КБМ = 0.82, в связи с чем Заказчиком принято неправомерное решение о допуске к участию в Конкурсе участников ПАО СК "Росгосстрах", ЗАО "МАСК".
Согласно приложению N 1 к техническому заданию Документации в соответствии с пунктом 1.3 Указания Банка России от 04.12.2018 N 5000-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях), коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Указание), КБМ - при формировании участниками закупки ценового предложения применяется равным 1, кроме того, приложением N 1 к обоснованию НМЦ раздела V Документации также установлено КБМ = 1.
В соответствии с пунктом 8 Указания при отсутствии в АИС ОСАГО сведений о договорах обязательного страхования, заключенных владельцем транспортного средства - юридическим лицом, коэффициент КБМ юридического лица по данному транспортному средству устанавливается равным 1 по всем транспортным средствам, владельцем которых является данное юридическое лицо.
Изучив имеющиеся материалы, а также требования Документации, Указания, Комиссией ФАС России установлено, что согласно требованиям Документации участник при формировании ценового предложения применяет КБМ = 1, вместе с тем, участниками ПАО СК "Росгосстрах", ЗАО "МАСК" при расчете ценовых предложений применен КБМ = 0.82, что не соответствует требованиям Документации.
Пунктом 7.5.1 Документации установлено, что при рассмотрении заявок на участие в Конкурсе участник закупки не допускается к участию в Конкурсе (заявка участника отклоняется), в том числе, в случае несоответствия заявки на участие в Конкурсе требованиям Документации.
Таким образом, действия Заказчика, неправомерно допустившего заявки участников ПАО СК "Росгосстрах", ЗАО "МАСК" к участию в Конкурсе, нарушают часть 6 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобы АО "Альфа-Страхование" (ИНН: 7713056834, ОГРН: 1027739431730) от 26.06.2019 N 614.8085, САО "ВСК" (ИНН: 7710026574, ОГРН: 1027700186062) б/н б/д, СПАО "Ресо-Гарантия" (ИНН: 7710045520, ОГРН: 1027700042413) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ФГУП "Почта России" (ИНН: 7724261610, ОГРН: 1037724007276) (далее - Заказчик) при проведении конкурса на право заключения договора на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (извещение N 31907943106) (далее - Конкурс) обоснованной.
Признать в действиях ФГУП "Почта России" нарушения части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений в соответствии с принятым решением от 03.07.2019 N 223-ФЗ-711/19.
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 03.07.2019 N 223-ФЗ-711/19 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 9 июля 2019 г. N 223-ФЗ-711/19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 09.07.2019