Резолютивная часть решения оглашена "7" августа 2019 года
В полном объеме решение изготовлено "9" августа 2019 года
г. Казань, ул. Московская, д.55, 2 этаж, каб.217
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению дел о нарушении законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
<_> - [должностное лицо]; |
Члены Комиссии: |
<_> - [должностное лицо]; <_> - [должностное лицо]; |
рассмотрев дело N016/05/5-791/2019 в отношении ООО "МФК "Деньгимигом" (423800, РТ, г. Набережные Челны, просп. Набережночелнинский, д. 84; ОГРН 1121650010943, ИНН/КПП 1650244278/165001001, дата регистрации юридического лица: 29.05.2012 г.), ИП Латышова А.М. <_> по факту распространения рекламы с текстом: "Деньги на вашу карту по звонку 8 800 333 55 66_", которая имеет признаки нарушения Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе",
в присутствии:
представителя ИП Латышова А.М. по доверенности N05/Л-2019 от 31.07.2019 г. <_>,
УСТАНОВИЛА:
В ходе проведения государственного надзора, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Управление) был установлен факт распространения в г. Зеленодольск, ул. Комсомольская 20 рекламы с текстом: "Деньги на вашу карту по звонку 8 800 333 55 66_", что имеет признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
В силу части 1 статьи 28 Закона "О рекламе", реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
На вышеуказанной рекламе ООО "МФК "Деньгимигом" в левом нижнем углу размещена информация о лице, осуществляющем финансовую деятельность, однако информация размещена мелким шрифтом, что не позволяет потребителям получить информацию, которая должна быть размещена в соответствии с Законом "О рекламе".
Согласно части 1 статьи 3 Закона "О рекламе", под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Информация со сведениями: "Деньги на вашу карту по звонку 8 800 333 55 66_" в силу статьи 3 Закона "О рекламе" является рекламой, поскольку направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к финансовым услугам.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" при рассмотрении дел о привлечении лиц к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3 КоАП РФ, за размещение рекламы, в которой отсутствует часть необходимой информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, судам надлежит учитывать следующее.
Рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.
Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).
При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.
В соответствии с Письмом ФАС России от 13 августа 2010 г. NАК/26483 "Об усилении контроля за рекламой финансовых услуг", В настоящее время отмечается увеличение количества случаев размещения ненадлежащей рекламы финансовых услуг, в том числе рекламы финансовых услуг, в которой часть существенных условий изложена мелким, нечитаемым шрифтом. В случае, если фактически условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, способной обмануть их ожидания, сформированные рекламой, представлены в рекламе мелким либо нераспознаваемым шрифтом, не читаемом на значительном расстоянии, такая реклама может привести к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми финансовыми услугами. Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации - способом, затрудняющим ее восприятие (с учетом размера рекламной конструкции и шрифта текста рекламы, а также его местоположения), свидетельствует о недобросовестности такой рекламы.
С учетом изложенного, рекламное объявление с текстом следующего содержания: "Деньги на вашу карту по звонку 8 800 333 55 66_"" нарушает часть 7 статьи 5 Закона "О рекламе".
На основании части 6 статьи 38 Закона "О рекламе" следует, что за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 Закона "О рекламе", ответственность несет рекламодатель.
Статьей 3 Закона "О рекламе" установлено, что рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Из указанного определения следует, что рекламодателем может быть как лицо, заинтересованное в реализации объекта рекламирования (изготовитель товара, продавец товара, лицо, оказывающее услуги), так и иное лицо, если указанное лицо совершило действия по выбору объекта рекламирования (под которым понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама) и содержания рекламной информации. При этом отнесение того или иного лица к рекламодателю осуществляется исходя из объекта рекламирования, к которому формируется интерес в рекламе, условий договора о распространении рекламы, а также иных обстоятельств распространения рекламы (письмо ФАС России от 31.05.2016 N АК/36350/16 "О разъяснении отдельных положений Федерального закона "О рекламе").
Рекламодателем является ООО "МФК "Деньгимигом" (423800, РТ, г. Набережные Челны, просп. Набережночелнинский, д. 84; ОГРН 1121650010943, ИНН/КПП 1650244278/165001001, дата регистрации юридического лица: 29.05.2012 г.).
На заседании Комиссии, представителем ООО "МФК "Деньгимигом" было пояснено, что реклама указанная в определении не была согласована с ООО "МФК "Деньгимигом", на основании договора N0118/16кмп на оказание рекламных услуг заключенного с ИП Латышовым Алексеем Михайловичем <_>, рекламопроизводителем является ИП Латышов А.М.
Комиссией был привлечен ИП Латышов А.М. На заседании Комиссии представителем ИП Латышова А.М. было подтверждено, что реклама согласована не была.
На основании части 8 статьи 38 Закона "О рекламе" следует, что рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать ненадлежащей рекламу, произведенную ИП Латышовым Алексеем Михайловичем <_> с текстом: "Деньги на вашу карту по звонку 8 800 333 55 66_", нарушающей требования части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Выдать предписание об устранении нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.06 N38-ФЗ "О рекламе", в связи с непредставлением доказательств устранения нарушения.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 7 августа 2019 г. N 016/05/5-791/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 09.08.2019