Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<....>
при участии представителей АО "Россельхозбанк" - <....>
в отсутствие представителей ООО "САРМ" (извещены надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 20.06.2019 N ПО/30502/19);
рассмотрев жалобу ООО "САРМ" (далее также - Заявитель) на действия АО "Россельхозбанк" (далее также - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда на рабочих местах работников АО "Россельхозбанк" (реестровый N 31907911698) (далее - Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ
"О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в неправомерном отклонении его заявки от участия в Закупке.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупке товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках). Указанное Положение о закупках в редакции, действующей на дату размещения извещения о проведении Закупки, размещено в ЕИС - 19.05.2019.
Извещение о проведении Закупки с начальной (максимальной) ценой договора в размере 2 074 650,00 руб. размещено на Официальном сайте 24.05.2019 (далее - Извещение).
Из выписки из итогового протокола от 10.06.2019 N 31907911698-01 следует, что заявка Общества (порядковый номер заявки - 9) отклонена от дальнейшего участия в связи с несоответствием требованиям документации со следующим обоснованием: "В составе заявки отсутствуют документы, подтверждающие наличие у врача высшего образования по одной из специальностей - общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования. Участник в составе заявки представил диплом врача по специальности "Медико-профилактическое дело", что не отвечает требованиям извещения (подпункт 16.1.8 пункта 16 извещение о проведении запроса котировок)".
В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.
В соответствии с подпунктом 15.1.11 пункта 15 Извещения участник должен иметь достаточное для исполнения договора количество собственных кадровых ресурсов:
не менее 5 (Пяти) экспертов, имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и наличие опыта практической работы не менее 3 (трех) лет, в том числе не менее 1 (Одного) эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования.
Пункт 16 Извещения содержит перечень документов, которые должен представить участник для подтверждения его соответствия требованиям, установленным в пункте 15 Извещения, в том числе необходимость представления справки, подтверждающей наличие у участника процедуры закупки собственных кадровых ресурсов, необходимых для полного и своевременного выполнения договора с обязательным представлением документов, подтверждающих их квалификацию (Приложение 9 к Извещению).
Согласно пункту 7 инструкции по заполнению Приложения N 9 "Справка о кадровых ресурсах" в таблице указываются сведения о Ф.И.О., наименовании специальности лиц, привлекаемых к услугам, с приложением документов по указанным специалистам, подтверждающих их квалификацию. Участнику процедуры закупки рекомендуется к данной таблице приложить копии документов об образовании, специальном образовании, повышении квалификации, копии трудовых книжек, трудовых договоров.
В составе заявки Заявителем в качестве подтверждения соответствия требованиям Заказчика о наличии достаточных кадровых ресурсов была представлена Справка о кадровых ресурсах в соответствии с формой, установленной в Извещении, в том числе Заявитель указал на наличие врача-гигиениста Катушонка М.Е., имеющего диплом о высшем образовании по специальности "Медико-профилактическое дело". Также было в составе заявки было приложено удостоверение N 1837 о присвоении Катушонку М.Е. квалификации врача по общей гигиене.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) устанавливает следующие уровни профессионального образования в Российской Федерации: 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее образование - бакалавриат; 3) высшее образование - специалитет, магистратура; 4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации (часть 5 статьи 10 Закона об образовании).
В соответствии с пунктом 8 статьи 69 Закона об образовании Обучение по следующим образовательным программам высшего образования является получением второго или последующего высшего образования:
1) по программам бакалавриата или программам специалитета - лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра;
2) по программам магистратуры - лицами, имеющими диплом специалиста или диплом магистра;
3) по программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки - лицами, имеющими диплом об окончании ординатуры или диплом об окончании ассистентуры-стажировки;
4) по программам подготовки научно-педагогических кадров - лицами, имеющими диплом об окончании аспирантуры (адъюнктуры) или диплом кандидата наук.
Реализация основных профессиональных образовательных программ послевузовского медицинского образования и фармацевтического образования в интернатуре осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об охране здоровья) до истечения нормативных сроков освоения указанных образовательных программ лицами, принятыми на такое обучение.
Согласно статье 100 Закона об охране здоровья обучение в интернатуре обеспечивает приобретение специалистом необходимого уровня знаний, умений и навыков, а также квалификации, позволяющей занимать должности медицинских работников и фармацевтических работников.
В своей жалобе Заявитель указывает на позицию Верховного Суда Российской Федерации, отраженную в апелляционном определении от 01.02.2018 N АПЛ17-515, заключающуюся в том, что подготовка кадров высшей квалификации по программе интернатуры соответствует уровню высшего образования - подготовке кадров высшей квалификации по программе ординатуры, то есть уровню высшего образования.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что согласно письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.11.2015 N 05-ПГ-МОН-38998 пункт 8 статьи 69 Закона об образовании не рассматривает получение образования по схеме "интернатура-ординатура" или "интернатура - аспирантура" как получение второго высшего образования.
Комиссия расценивает ссылки представителей Заказчика на указанное письмо Минобрнауки России как несостоятельные в связи с тем, что во-первых, письма исполнительных органов не являются нормативными правовыми актами; во-вторых, названное письмо не отвечает признаку относимости, так как в нем даны объяснения относительно возможности одновременного обучения по образовательным программам ординатуры и интернатуры, а также по образовательным программам аспирантуры и интернатуры за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и возможности назначения при таких условиях государственной стипендии.
Таким образом, заявка Общества соответствовала квалификационным (кадровым) требованиям, установленным Заказчиком, в связи с чем у Заказчика отсутствовали правовые основания для отклонения такой заявки от участия в закупочной процедуре.
Кроме того, Комиссия считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участкам закупки.
По мнению Комиссии, установление в качестве критериев допуска требований о наличии определенного количества кадровых ресурсов на этапе подачи заявок является дополнительным механизмом отбора, который способен исключить из числа возможных участников Закупки лиц, имеющих как соответствующие намерения, так и соответствующие возможности, что не отвечает правилам и принципам проведения закупок, установленным в законодательстве.
Резюмируя изложенное, Комиссия, изучив материалы дела, представленные доказательства, проверив обоснованность доводов жалобы, заслушав возражения Заказчика, приходит к выводу о неправомерности действий Заказчика по отклонению заявки Общества от участия в Закупке, что нарушает принципы, установленные в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках. Следовательно, жалоба признается обоснованной.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пункта 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "САРМ" (ОГРН: 1145476083290, ИНН: 5404516054) на действия АО "Россельхозбанк" (ОГРН: 1027700342890, ИНН: 7725114488) при проведении Закупки обоснованной.
Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 24 июня 2019 г. N 077/07/00-3951/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.07.2019