Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства на основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) N24 от 24.05.2019 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела N014/01/11-530/2019 о нарушении антимонопольного законодательства и в соответствии с частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции",
УСТАНОВИЛ:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило заявление Председателя комитета по безопасности предпринимательской деятельности и антикоррупционной политике ТПП РС(Я) указывающее на признаки картельного сговора при участии в торгах в действиях ряда участников электронных аукционов.
Председатель комитета по безопасности предпринимательской деятельности и антикоррупционной политике в своем заявлении указывал, что антиконкурентное соглашение было заключено между ГБУ РС(Я) "Центр СПИД", ООО "Диагност", ООО "СахаЛабСервис", иными лицами.
Указанные участники использовали в участии в аукционах следующую модель поведения: государственные контракты заключаются по максимальной стоимости с минимальным снижением цены (1%), в дальнейшем отсутствует конкурентная борьба, создается вид фиктивной конкуренции.
Указанные субъекты попеременно становились победителями аукционов.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), при рассмотрении заявления установило следующее.
Якутским УФАС России с целью подтверждения выявленных признаков направлены запросы на электронные торговые площадки, в налоговые органы, провайдерам, банки и иные организации.
По результатам изучения поступившей информации а также, иных сведений, имеющихся в открытом доступе, Якутское УФАС России усмотрело признаки картельного сговора в следующих открытых аукционах в электронной форме (далее - ОАЭФ).
0816500000618003000; 0816500000618001978; 0116200007916009721;
0116200007917005287; 0116200007917006937; 0116200007917006993.
1. ОАЭФ 0816500000618003000 от 16.01.2019;
Начальная цена: 2 464 656,89;
Предметом аукциона является поставка лабораторных реактивов к автоматическому биохимическому анализатору ACCENT-300.
Участниками аукциона являются ООО "СахаЛабСервис", ИП С
Победителем признан ИП С с минимальным снижением цены контракта предложив 2 440 010,31.
Подача заявок в аналогичное время: ИП С - 01.02.2019 в 02:31, ООО "СахаЛабСервис" - 01.02.2019 в 02:37, с одного IP-адреса 46.48.161.82 у обоих лиц.
2. ОАЭФ 0816500000618001978 от 10.12.2018;
Начальная цена: 2 116 036,01;
Предметом аукциона является поставка реагентов для ПЦР диагностики;
Участниками аукциона являются ООО "СахаЛабСервис", ООО "Диагност".
Победителем признан ООО "Диагност" с минимальным снижением цены контракта предложив 2 010 234,21.
Подача заявок в аналогичное время: ООО "СахаЛабСервис" - 17.12.2018 в 09:53:57, ООО "Диагност" - 17.12.2018 в 09:58:04, с одного IP-адреса 91.185.237.13 у обоих лиц.
3. ОАЭФ 0116200007916009721 от 02.12.2016;
Начальная цена: 696 963,13
Предметом аукциона является поставка расходных материалов для лаборатории (полимерные)
Участниками аукциона являются ООО "Мединфарм", ООО "Диагност", ИП С
Победителем признан ООО "Мединфарм" с ценовым предложением 510 000,00.
Подача заявок в аналогичное время: ООО "Диагност" - 09.12.2016 в 08:05:58, ИП С. - 09.12.2016 в 08:20:36, с одного IP-адреса 213.129.36.0 у обоих лиц.
4. ОАЭФ 0116200007917005287 от 09.06.2017;
Начальная цена: 1 123 978, 20
Предметом аукциона является поставка расходных материалов для КДЛ для нужд ГБУ РС(Я) "Мегино-Кангаласская ЦРБ".
Участниками аукциона являются ООО "Диагност" и ИП К
Победителем признан ООО "Диагност" с ценовым предложением 1 118 358, 31.
Подача заявок в аналогичное время: ООО "Диагност" 20.06.2017 в 03:12:14, ИП К 20.06.2017 в 03:35:12, с одного IP-адреса 94.245.176.216.
5. ОАЭФ 0116200007917006937 от 20.07.2017;
Начальная цена: 906 746, 66
Предметом аукциона является поставка реагентов.
Участниками аукциона являются ООО "Диагност", ООО "Сахалабсервис", ИП К
Победителем признан ООО "Диагност" с минимальным снижением цены контракта 900 000,00.
Подача заявок ООО "Диагност" и ООО "Сахалабсервис" с одного IP-адреса 46.48.218.223.
6. ОАЭФ 0116200007917006993 от 21.07.2017;
Начальная цена: 1 546 322, 73
Предметом аукциона является поставка реагентов.
Участниками аукциона являются ООО "Диагност", ООО "Сахалабсервис", ООО "Оникс", ИП К
Победителем признан ООО "Диагност" с ценовым предложением 1 180 000,00.
Подача заявок в схожее время: ООО "Диагност" 03.08.2017 в 09:08:00, ООО "Сахалабсервис" 03.08.2017 в 10:01:47, ИП К 03.08.2017 в 09:22:28, с одного IP-адреса 46.48.218.223.
В связи с изложенным усматриваются признаки заключения и реализации антиконкурентного соглашения, с учетом совокупности следующих обстоятельств, в частности:
1) подачу заявок, подписание контрактов, совершение действий на ЭТП, а также использование системы ответчиками с использованием единой инфраструктуры (одинаковые IP-адреса).
При этом использование самостоятельными субъектами гражданского оборота единой инфраструктуры возможно только в случае кооперации и консолидации, при этом такие действия, как правило, осуществляются для достижения единой для всех цели. Коммерческие организации в аналогичных ситуациях, конкурируя между собой, не действуют в интересах друг друга. Следовательно, действия по использованию единой инфраструктуры, доказательства которые должны быть изложении в решении антимонопольного органа, которые возможны исключительно в результате реализации достигнутых ответчиками договоренностей, направленных на достижение единой цели поддержания цен на торгах, путем устранения конкуренции;
IP-адресом уникальный сетевой адрес узла в компьютерной сети, построенной на основе стека протоколов TCP/IP. IP-адрес называют динамическим (непостоянным, изменяемым), если он если он назначается автоматически при подключении устройства к сети и используется в течение ограниченного промежутка времени, указанного в сервисе назначавшего IP-адрес.
MAC-адрес - уникальный идентификатор, присваиваемый каждой единице активного оборудования или некоторым их интерфейсам в компьютерных сетях Интернет.
Также имеются сведения об MAC-адресах (вх. N4361п от 13.05.2019), полученные Якутским УФАС России по его мотивированному запросу, которые позволяют установить подачу заявок, ценовых предложений лиц с одного устройства.
2) аффилированность лиц.
ООО "Диагност", ООО "СахаЛабСервис", ИП К.... и ИП С... являются афилированными лицами, то есть лицами, способными оказывать влияние на деятельность друг друга.
По сведениям, представленным Межрайонной ИФНС России N5 по Республике Саха (Якутия), установлено что руководителем ООО "Диагност" является К..... В период с 19.12.2012 по 25.02.2013 С.... являлся владельцем 50% доли в уставном капитале ООО "Диагност".
Помимо этого, К.... ранее являлся владельцем 50% долей в уставном капитале ООО "Сахамедрерурс", генеральным директором которого являлся С....
Руководителем ООО "СахаЛабСервис" в настоящее время является К.... В период с 17.08.2011 по 23.05.2016 являлась руководителем ООО "Диагност", также с 07.09.2010 по 13.11.2010 генеральным директором ООО "Пеппи".
При этом, С... до 29.06.2011 являлся владельцем 50% доли в уставном капитале ООО "Пеппи".
Более того, общество "СахаЛабСервис" ранее было зарегистрировано по адресу: г. Якутск, ул. Мицкевича, д. 2, (участок принадлежит ..... на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности N14-АА 835869 от 10.01.2012) по которому в настоящее время зарегистрировано общество "Диагност", исходя из сведений, представленных ИФНС N5 по Республике Саха (Якутия).
При этом, согласно информации ИФНС N5 ООО "Диагност", ООО "СахаЛабСервис", ИП К, ИП С также имеют одинаковые IP-адреса, с которого указанные лица предоставляли налоговую (бухгалтерскую) отчетность.
Деятельность каждого из аффилированных лиц известна и открыта для другого, в связи с чем аффилированность способствует и упрощает заключение различных соглашений и договоренностей между этими лицами.
Юридическое лицо, по своей природе, создано для получения прибыли, а участие аффилированных лиц в одних торгах преследуют общую цель, превращая торги в формальную процедуру.
3) устойчивая модель поведения, состоящая в проведении электронных аукционов с минимальным снижением начальной максимальной цены контракта (НМЦК), либо в воздержании от подачи ценовых предложений (отсутствие конкурентной борьбы).
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются, в том числе любые обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что соглашение это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
Указанной нормой закона установлен безусловный запрет на антиконкурентные соглашения между хозяйствующими субъектами, т.е. это запреты "реr se" - запреты, для применения которых не требуется доказательства негативных последствий, в том числе в части влияния на конкуренцию, ущемления интересов.
Объектом нормы статьи 11 Закона о защите конкуренции являются интересы государства в сфере защиты конкуренции. Следовательно, акты, принимаемые антимонопольным органом по делам о нарушении указанной статьи Закона о защите конкуренции по своей правовой природе имеют правовосстановительную функцию, и их основное назначение заключается в восстановлении и защите прав неопределенного круга лиц, чьи права и законные интересы могли быть нарушены действиями лица (лиц), вступивших в антиконкурентное соглашение.
Факт заключения антиконкурентного соглашения, как следует из утвержденных протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016 разъяснений N 3 "Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах", может быть установлен как на основании прямых доказательств, так и совокупности косвенных доказательств.
Действующее законодательство определяет требования к доказательствам действий, совершаемых по закону (правомерных действий), тогда как запрещенный статьей 11 Закона о защите конкуренции картель является незаконным (неправомерным) действием (правонарушением).
Таким образом, при участии в исследованных ОАЭФ хозяйствующие субъекты обязаны соблюдать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции.
В этой связи, законодательством не определено и не может быть определено, какие доказательства его подтверждают, а также не установлены и не могут быть установлены требования к форме и содержанию подтверждающих документов.
Кроме того, факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан, в том числе, с использованием совокупности косвенных доказательств.
Таким образом, любые доказательства по делам о нарушении статьи 11 Закона о защите конкуренции подлежат оценке наряду с другими, имеющимися в деле, в том числе косвенными доказательствами, в их взаимосвязи и совокупности.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц у ООО "Диагност", ООО "СахаЛабСервис", ИП К, ИП С основными видами деятельности является код ОКВЭД2 46.46. - торговля оптовая фармацевтической продукцией.
Таким образом, с учетом предмета указанных ОАЭФ и видов деятельности ООО "Диагност", ООО "СахаЛабСервис", ИП К и ИП С, указанные хозяйствующие субъекты действуют на одном товарном рынке и являются хозяйствующими субъектами-конкурентами.
Исходя из анализа указанного поведения участников аукционов ООО "Диагност", ООО "СахаЛабСервис", ИП К и ИП С являющихся хозяйствующими субъектами-конкурентами, выраженного в повторяющемся и аналогичном поведении в разных аукционах без обоснованного и конкурентного поведения участников, целью которого было заключение государственного контракта с наивыгодной возможной ценой, Якутское УФАС России приходит к выводу о наличии признаков нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции выразились в заключении соглашения о совершении действий, которые привели к поддержанию цен на торгах.
На основании изложенного, Якутское УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях ООО "Диагност", ООО "СахаЛабСервис", ИП К, ИП С признаков нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
С учетом вышеизложенного, руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Назначить дело N014/01/11-530/2019 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению на "26" июня 2019 года в 15 часов 00 минут, по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Октябрьская, д. 22, каб. 214;
2. Привлечь к участию в деле в качестве заявителя:
Союз "Торгово-промышленная палата Республики Саха (Якутия)" (677027, Республика Саха (Якутия) г. Якутск, ул. Кирова, д. 18, корпус В, офис 810; ИНН/КПП 1435093203/143501001, ОГРН 1021400003140);
3. Привлечь к участию в деле в качестве ответчиков:
\x{25cf} ООО "Диагност" (677014, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Мицкевича, д. 2; ИНН/КПП 1435262010/143501001, ОГРН 1121435019342);
\x{25cf} ООО "СахаЛабСервис" (677008, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Билибина, д. 13, кв. 70; ИНН/КПП 1435289541/143501001, ОГРН 1141447024840);
\x{25cf} ИП ..... (677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ......);
\x{25cf} ИП ..... (677008, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ......);
5. Ответчикам представить в антимонопольный орган:
Письменный мотивированный нормами права отзыв с указанием возражений относительно обстоятельств, изложенных в определении;
Доказательства в обоснование возражений;
Учредительные документы (устав, положение (в том числе о филиалах), свидетельства о присвоении ИНН, КПП, ОГРН, решение об избрании (назначении) единоличного исполнительного органа;
Штатная расстановка (список сотрудников) с указанием Ф.И.О., должностей, структурных подразделений;
Перечень лиц, входящих в одну группу лиц в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Перечень представляется в соответствии с формой представления, утвержденной приказом ФАС России от 20 ноября 2006 года N293;
Договоры (купли-продажи, поставки, подряда, субподряда, займа и иной правовой природы), заключенные между ответчиками, с приложением документов, подтверждающих их исполнение.
На основании части 1 статьи 25, части 15 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрашиваемая информация предоставляется в антимонопольный орган в виде копий, надлежащим образом заверенными печатью юридического лица в срок до 21.06.2019.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
Наложение административного наказания не освобождает от обязанности предоставления в антимонопольный орган запрашиваемых документов (информации).
Представителям лиц, участвующих в деле, явиться на рассмотрение дела с надлежащим образом оформленной доверенностью на право представлять участников дела.
При невозможности обеспечения явки представителей лиц, участвующих в деле, направить в антимонопольный орган письменное ходатайство о рассмотрении дела без вашего участия.
При направлении информации ссылаться на номер дела.
Председатель Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 30 мая 2019 г. N 014/01/11-530/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 30.05.2019