В Управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области (Курское УФАС России) поступило заявление гр. "_" о незаконных, по мнению заявителя, действиях областного бюджетного учреждения здравоохранения "Бюро судебно-медицинской экспертизы" комитета здравоохранения Курской области (далее - ОБУЗ "Бюро СМЭ"), нарушающих ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции").
В своем заявлении гр. "_" указывал, что при проведении судебно-медицинской экспертизы тела его матери сотрудниками ОБУЗ "Бюро СМЭ" были навязаны платные немедицинские ритуальные услуги, о возможности отказа от данных услуг он проинформирован не был. По мнению заявителя, оказание платных ритуальных услуг государственными экспертными учреждениями противоречит требованиям антимонопольного законодательства.
При рассмотрении заявления и информации, дополнительно полученной от гр. "_" и ОБУЗ "Бюро СМЭ", установлено следующее.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (далее - ФЗ "О судебно-экспертной деятельности") государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей посредством организации и производства судебной экспертизы. Государственные судебно-экспертные учреждения производят судебную экспертизу в соответствии с профилем, определенным для них соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
ОБУЗ "Бюро СМЭ" является некоммерческой организацией.
В соответствии с ч. 2 ст. 9.2. Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - ФЗ "О некоммерческих организациях") бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.
Согласно ч. 4 ст. 9.2. ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
В соответствии с ч. 2.6., ч. 2.6.1., ч 2.6.3. Устава ОБУЗ "Бюро СМЭ" учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, приносящие доход, не относящиеся к основным видам деятельности, в том числе оказывать ритуальные услуги в судебно-медицинском морге, хранить трупы в морозильной камере, доставляемые в морг на сохранение, с целью предотвращения гнилостных изменений.
Таким образом, поскольку оказание ритуальных услуг предусмотрено Уставом ОБУЗ "Бюро СМЭ" и не противоречит ч. 4 ст. 9.2. ФЗ "О некоммерческих организациях", оказание учреждением платных ритуальных услуг само по себе не образует состава нарушения антимонопольного законодательства.
Согласно Приказа Минздравсоцразвития РФ от 12.05.2010 N 346н "Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации" трупы и их части для проведения судебно-медицинской экспертизы доставляют в учреждения судебно-медицинской экспертизы.
ОБУЗ "Бюро СМЭ" является единственным государственным учреждением судебно-медицинской экспертизы на территории Курской области, следовательно, все трупы и их части для проведения судебно-медицинской экспертизы подлежат доставке в ОБУЗ "Бюро СМЭ".
В соответствии с Приложением N 2 к Приказу комитета здравоохранения Курской области от 7 марта 2019 г. N 127 утверждены цены на платные немедицинские ритуальные услуги ОБУЗ "Бюро СМЭ", а именно: реставрационное устранение грубых травматических повреждений; предпохоронная подготовка тела к погребению; предпохоронная подготовка к погребению трупа с гнилостными изменениями, термическими повреждениями; предпохоронное сохранение тела умершего; поверхностное бальзамирование; облачение тела умершего в похоронную одежду.
В силу ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, запрещается осуществлять любые действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В соответствии с ч 2.1. Устава ОБУЗ "Бюро СМЭ" учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных федеральными законами, законами Курской области, нормативными правовыми актами Курской области полномочий органов государственной власти Курской области в сфере здравоохранения. Таким образом, ОБУЗ "Бюро СМЭ" является организацией, участвующей в предоставлении государственных и муниципальных услуг.
В то же время в соответствии с ч. 2.6. Устава ОБУЗ "Бюро СМЭ" учреждение оказывает платные немедицинские ритуальные услуги.
На территории Курской области по данным Единого государственного реестра юридических лиц, кроме ОБУЗ "Бюро СМЭ" зарегистрированы и осуществляют деятельность по оказанию ритуальных услуг более 10 организаций и предпринимателей. Указанные хозяйствующие субъекты являются конкурентами ОБУЗ "Бюро СМЭ" и состязаются между собой и с ОБУЗ "Бюро СМЭ" за привлечение потребителей ритуальных услуг с целью получения прибыли на рынке ритуальных услуг г. Курска.
В соответствии с Письмом Минрегиона РФ от 23.07.2007 N 13741-ЮТ/07 "О деятельности организаций на рынке ритуальных услуг", Письмом ФАС РФ от 24.07.2009 N ПС/24493 "О рассмотрении обращения" супруг, близкие родственники, иные родственники, законные представители, иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, могут получать ритуальные услуги у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг, иначе следовало бы признать, что у граждан отсутствует право выбора организации, оказывающей такие услуги, что ограничивает гражданские права последних.
Как следует из пояснений ОБУЗ "Бюро СМЭ" платные немедицинские ритуальные услуги в учреждении оказываются только в добровольном порядке по желанию родственников.
Из информации и доказательств, представленных ОБУЗ "Бюро СМЭ", следует, что в танатологическом отделе ОБУЗ "Бюро СМЭ" и в регистратуре имеются демонстрационные системы, на которых размещена информация о том, что платные немедицинские ритуальные услуги оказываются только по желанию родственников, граждане вправе отказаться от получения платных услуг и могут обратиться в любую организацию, осуществляющую ритуальные услуги.
В то же время принятые ОБУЗ "Бюро СМЭ" меры по информированию граждан о возможности получения ритуальных услуг в иных организациях являются недостаточными, что подтверждается заявлением гр. "_".
Недостаточное информирование сотрудниками ОБУЗ "Бюро СМЭ" потребителей о возможности получения ритуальных услуг в иных организациях может привести к ограничению конкуренции, ограничить право свободного выбора граждан организации, оказывающей ритуальные услуги.
При этом, в силу прямого указания нормы ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", для признания действий организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, ограничением конкуренции достаточно одной лишь возможности наступления перечисленных в законе последствий.
Установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что меры, принятые ОБУЗ "Бюро СМЭ", по информированию потребителей о возможности получения ритуальных услуг в иных организациях являются недостаточными, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке по оказанию ритуальных услуг, ограничить право свободного выбора граждан организации, оказывающей ритуальные услуги.
Таким образом, антимонопольным органом установлены в действиях (бездействии) ОБУЗ "Бюро СМЭ" признаки нарушения ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 39.1 ФЗ "О защите конкуренции", в случае выявления признаков нарушения ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.
В этой связи Курское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
ПРЕДУПРЕЖДАЕТ
ОБУЗ "Бюро СМЭ" (ИНН 4629021588, ОГРН 1024600953761) о необходимости принятия мер по прекращению нарушения ст. 15 Федерального закона от 26.07.06 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (бездействие, которое может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.), путем издания распорядительного документа, обязательного для ознакомления и исполнения всеми сотрудниками ОБУЗ "Бюро СМЭ", о запрете навязывания в любой форме платных немедицинских ритуальных услуг ОБУЗ "Бюро СМЭ", об обязательном информировании потребителей о возможности получения ритуальных услуг в иных организациях.
Срок выполнения настоящего предупреждения - 20 дней со дня получения ОБУЗ "Бюро СМЭ" настоящего предупреждения.
Доказательства издания распорядительного документа о запрете навязывания в любой форме платных немедицинских ритуальных услуг ОБУЗ "Бюро СМЭ", об обязательном информировании потребителей о возможности получения ритуальных услуг в иных организациях с подтверждением ознакомления всеми сотрудниками ОБУЗ "Бюро СМЭ" приложить.
В соответствии с ч. 6 ст. 39.1 ФЗ "О защите конкуренции" копии документов, подтверждающих выполнение предупреждения, в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, должны быть представлены в Курское УФАС России.
Отсутствие в Курском УФАС России документов, подтверждающих исполнение предупреждения в установленный срок, будет считаться неисполнением предупреждения.
Согласно ч. 7 и ч. 8 ст. 39.1 ФЗ "О защите конкуренции" при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.
В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предупреждение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 15 августа 2019 г. N 03-05/07-2019 (ключевые темы: ритуальные услуги - защита конкуренции - новая редакция устава - недопущение, ограничение, устранение конкуренции - антимонопольный орган)
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.08.2019