Резолютивная часть решения оглашена 26 июля 2019 г.
В полном объеме решение изготовлено 26 июля 2019 г. г. Тула
Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия), рассмотрев дело N 03-03/02-2018, возбужденное по признакам нарушения министерством здравоохранения Тульской области (далее - Ответчик) (300045, г. Тула, ул. Оборонная, д.114-, ИНН 7107006311, ОГРН 102710097108) частей 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в присутствии:
- представителей Исуповой С.Ю. (по доверенности);
- представителя министерства здравоохранения Тульской области (по доверенности);
в отсутствие представителей: ГУЗ ТО "БСМЭ", ООО "СлотЛизингТула", ООО "Пром-Центр", извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛА:
21.12.2017 в Тульское УФАС России (далее - Управление) из прокуратуры Тульской области исх. N 7/1-р-2017 от 07.12.2017 (вх. N 6107) поступило заявление И., содержащее информацию о признаках нарушения министерством здравоохранения Тульской области (300045, г. Тула, ул. Оборонная, д.114-, ИНН 7107006311, ОГРН 102710097108) антимонопольного законодательства, выразившегося во включении в устав государственного учреждения здравоохранения Тульской области "Бюро судебно-медицинской экспертизы" (далее - Учреждение, ГУЗ ТО "БСМЭ"), утвержденный приказом министерства здравоохранения Тульской области от 15.12.2015 N 1401-осн, норм пункта 2.4 раздела II "Общие положения", дефиса 2 пункта 6.3 раздела VI "Права и обязанности", наделяющих Учреждение правами на осуществление платных немедицинских услуг, противоречащих требованиям антимонопольного законодательства.
По мнению министерства здравоохранения Тульской области и ГУЗ ТО "БСМЭ", услуги по бальзамированию, санитарной и косметической обработке, предпохоронному сохранению трупов умерших связаны с основной деятельностью судебно-экспертной организации, проводятся непосредственно после завершения судебно-медицинских экспертиз и исследований трупов, осуществляются для достижения целей деятельности данных организаций и соответствуют целям Учреждения.
ГУЗ ТО "БСМЭ" считает, что услуги по бальзамированию трупов, по санитарной и косметической обработке трупов, предпохоронное сохранение тел умерших связаны с основной деятельностью Учреждения, проводятся после завершения судебно-медицинских экспертиз и исследований трупов, не препятствуют законному и своевременному проведению судебно-медицинских экспертиз и исследований трупа, и связаны с объектом исследования - телом умершего.
Постановлением правительства Тульской области от 11.12.2012 N 698 (далее - постановление правительства Тульской области от 11.12.2012 N 698) утверждено положение о министерстве здравоохранения Тульской области (далее - Положение о министерстве здравоохранения Тульской области).
Министерство здравоохранения Тульской области при осуществлении полномочий, предусмотренных постановлением правительства Тульской области от 11.12.2012 N 698, реализует в отношении подведомственных государственных учреждений функции и полномочия учредителя.
Министр здравоохранения Тульской области утверждает уставы подведомственных государственных учреждений (подпункт 9 пункта 7 постановления правительства Тульской области от 11.12.2012 N 698).
Приказом министерства здравоохранения Тульской области от 15.12.2015 N 1401-осн утвержден Устав ГУ ТО "БСМЭ" (новая редакция) (далее - Устав).
В соответствии с пунктом 1.1 раздела I "Общие положения" Устава ГУЗ ТО "БСМЭ" является государственным учреждением здравоохранения, созданным для оказания государственных услуг, выполнения работ и (или) исполнения государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий министерства здравоохранения Тульской области.
Пунктом 1.4 раздела I "Общие положения" Устава ГУЗ ТО "БСМЭ" установлено, что функции и полномочия учредителя Учреждения от имени Тульской области осуществляет министерство здравоохранения Тульской области.
Пунктом 2.4 раздела II "Цели и виды деятельности учреждения" Устава ГУЗ ТО "БСМЭ" установлено, что Учреждение вправе предоставлять за плату немедицинские платные услуги, согласно перечню, утвержденному начальником, в том числе:
-услуги по санитарной и косметической обработке трупа;
- услуги по бальзамированию трупа;
- предпохоронное сохранение тел;
-прокат зала и его оформление для проведения гражданской панихиды, обряда поминания;
- перевозка тела и т.д.
В соответствии с пунктом 2.2 раздела II "Цели и виды деятельности учреждения" Устава для достижения указанной цели Учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности:
- медицинская деятельность;
- деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений;
- судебно-медицинская экспертиза;
- судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств и исследование биологических объектов: биохимическое, генетическое, медико-криминалистическое, спектрографическое, судебно-биологическое, судебно-гистологическое, судебно-химическое, судебно-цитологическое, химико-токсикологическое;
- судебно-медицинская экспертиза и исследование трупов;
- судебно-медицинская экспертиза и обследование потерпевших, обвиняемых и других лиц;
- другие виды деятельности, не противоречащие законодательству Российской Федерации, Тульской области и Уставу.
Кроме того согласно пункту 6.3 Устава ГУЗ ТО "БСМЭ" осуществляет за плату немедицинские услуги, если это не противоречит целям его деятельности.
Согласно пункту 6.3 Устава Учреждение имеет право заключать договоры с учреждениями, организациями, предприятиями и физическими лицами на предоставление работ и услуг в соответствии с видами деятельности.
На основании внесенных спорных изменений в Устав начальником ГУЗ ТО "БСМЭ" 16.10.2017 утверждены "Перечень платных немедицинских услуг, оказываемых государственным учреждением здравоохранения Тульской области "Бюро судебно-медицинской экспертизы" и "Прейскурант на платные немедицинские услуги, оказываемые государственным учреждением здравоохранения Тульской области "Бюро судебно-медицинской экспертизы".
19.01.2018 Тульским УФАС России было вынесено предупреждение о нарушении антимонопольного законодательства N 04 по признакам нарушения министерством здравоохранения Тульской области частей 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции". Срок исполнения до 31.03.2018.
26.02.2018 в Тульское УФАС России поступили письменные пояснения министерства здравоохранения Тульской области, согласно которым внесение в Устав ГУЗ ТО "БСМЭ" положений, регламентирующих оказание немедицинских услуг по бальзамированию, санитарной и косметической обработке трупа, а также предпохоронное сохранение тел умерших, не нарушают прав и законных интересов неопределенного круга лиц и не создают препятствий для оказания аналогичных услуг негосударственными структурами.
По истечении срока, установленного для исполнения предупреждения о нарушении антимонопольного законодательства N 04 - 31.03.2018, министерство здравоохранения Тульской области сведения и документы, подтверждающие исполнение данного предупреждения не представило.
На основании части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции Управлением возбуждено дело N 03-03/02-2018 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения министерством здравоохранения Тульской области частей 1, 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
На основании пункта 1 части 3 статьи 47 Закона о защите конкуренции Комиссией было приостановлено рассмотрение указанного дела о нарушении антимонопольного законодательства до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Тульской области по делу N А68-3435/2018, имеющего значение для рассмотрения дела N 03-03/02-2018 о нарушении антимонопольного законодательства.
Решение Арбитражного суда Тульской области по делу N А68-3435/2018 вступило в законную силу 12.11.2018.
В связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для приостановления производства по делу, Управление определением от 29 апреля 2019 года возобновило производство по делу N 03-03/02-2018 о нарушении антимонопольного законодательства.
18 июля 2019 года Комиссия приняла заключение об обстоятельствах дела N 03-03/02-2018 (исх. N 3/2677) о нарушении министерством здравоохранения Тульской области антимонопольного законодательства.
В соответствии с частью 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.
19.07.2019 в Тульское УФАС России поступили пояснения министерства здравоохранения Тульской области (исх. N б/н от 19.07.2019) к заключению об обстоятельствах дела N 03-03/02-2018, в которых Ответчик указывает на следующее.
По мнению министерства здравоохранения Тульской области, поскольку оказываемые ГУЗ ТО "Бюро судебно-медицинской экспертизы" услуги по бальзамированию, санитарной и косметической обработке трупа, а также предпохоронному сохранению тел умерших не являются гарантированными услугами по погребению, определенными Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", правоспособность судебно-медицинской организации, не являющейся специализированной службой по вопросам похоронного дела, не может быть ограничена в данной сфере. Рассматриваемые услуги подлежат оплате за счёт лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Министерство здравоохранения Тульской области считает, что специальная правоспособность государственных бюджетных судебно-экспертных учреждений ограничивается лишь теми видами деятельности, которые непосредственно указаны в учредительных документах, предоставление ГУЗ ТО "Бюро судебно-медицинской экспертизы" права предоставлять отдельные услуги, предусмотренные Общероссийским классификатором услуг населению, не противоречит законодательству. Предоставление ГУЗ ТО "Бюро судебно-медицинской экспертизы" за плату немедицинских услуг согласно перечню не нарушают прав и законных интересов неопределенного круга лиц и не создают препятствий для оказания аналогичных услуг негосударственными структурами.
Министерство здравоохранения Тульской области считает, что право на предоставление в аренду имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным учреждениям, закреплено гражданским законодательством и осуществляется ГУЗ ТО "Бюро судебно-медицинской экспертизы" в порядке статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
При этом антимонопольное законодательство (Приказ ФАС России от 10.02.2010 N 67) предусматривает возможность определения целевого назначения государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору.
На основании данных правовых норм в уставе ГУЗ ТО "Бюро судебно-медицинской экспертизы" закреплена возможность предоставления в аренду помещений в формулировке целевого назначения "прокат зала и его оформление для проведения гражданской панихиды, обряда панихиды, обряда поминания".
Исследовав материалы данного дела, изучив представленные министерством здравоохранения Тульской области пояснения к заключению об обстоятельствах дела N 03-03/02-2018, Комиссия приходит к следующим выводам.
В силу части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта", Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос".
Положением о министерстве здравоохранения Тульской области предусмотрено, что министерство здравоохранения Тульской области является органом исполнительной власти Тульской области, проводящим на территории области государственную политику в сфере здравоохранения, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации по охране здоровья граждан, а также координирующим в случаях, установленных федеральными законами, законами Тульской области, указами и распоряжениями Губернатора, постановлениями и распоряжениями правительства Тульской области, деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти Тульской области (пункт 1).
Министерство здравоохранения Тульской области осуществляет функции по организации проведения экспертизы временной нетрудоспособности, судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи (пункт 45).
Таким образом, в функции министерства здравоохранения Тульской области, как органа государственной власти субъекта Российской Федерации входит организация проведения медицинских экспертиз на территории Тульской области.
В целях обеспечения реализации полномочий министерством здравоохранения Тульской области создано ГУЗ ТО "БСМЭ", которым непосредственно производится осуществление различных видов судебно-медицинских экспертиз.
То есть, полномочия органа исполнительной власти по организации проведения медицинских экспертиз на территории Тульской области Учреждению не передавались. Само по себе выполнение судебно-медицинских экспертиз к полномочиям органа власти субъекта Российской Федерации не относится.
Неосуществление ГУЗ ТО "БСМЭ" функций органа государственной власти исключает возможность квалификации действий учредившего это Учреждение министерства здравоохранения Тульской области в соответствии с частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного в действиях министерства здравоохранения Тульской области Комиссией не установлено факта нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем из материалов данного дела Комиссия установила следующее.
В силу частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия)
Согласно пункту 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее по тексту - Закон N 7-ФЗ) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная, в том числе, муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Из материалов дела следует, что Учреждение является государственным учреждением здравоохранения, тип учреждения - бюджетное (пункт 1.6. Устава).
В соответствии с пунктом 2 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.
Согласно частям 1, 2 статьи 24 Закона N 7-ФЗ некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами. Основной деятельностью бюджетного и казенного учреждений признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых они созданы. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетные и казенные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется учредительными документами учреждений.
Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.
Пунктом 4 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.
Согласно пункту 2.1 раздела II "Цели и виды деятельности учреждения" Устава ГУЗ ТО "БСМЭ", целью деятельности Учреждения является производство судебно-медицинской экспертизы, обеспечивающей исполнение полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей, содействие медицинским организациям в улучшении качества оказания медицинской помощи населению.
Федеральным законом от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о судебно-экспертной деятельности) определены особенности правового статуса государственного судебно-экспертного учреждения.
Статьей 1 Закона о судебно-экспертной деятельности установлено, что государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями.
В соответствии со статьей 2 Закона о судебно-экспертной деятельности задачей государственной судебно-экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.
Согласно статье 11 Закона о судебно-экспертной деятельности государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей посредством организации и производства судебной экспертизы. Организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться также экспертными подразделениями, созданными федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случаях, если производство судебной экспертизы поручается указанным экспертным подразделениям, они осуществляют функции, исполняют обязанности, имеют права и несут ответственность как государственные судебно-экспертные учреждения.
Медицинской экспертизой в соответствии с частью статьи 58 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) является проводимое в установленном порядке исследование, направленное на установление состояния здоровья гражданина, в целях определения его способности осуществлять трудовую или иную деятельность, а также установления причинно-следственной связи между воздействием каких-либо событий, факторов и состоянием здоровья гражданина. Судебно-медицинская экспертиза в пункте 4 части 2 статьи 58 Закона N 323-ФЗ указана в качестве одного из видов медицинских экспертиз.
Согласно статье 37 Закона о судебно-экспертной деятельности деятельность государственных судебно-экспертных учреждений, экспертных подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Государственные судебно-экспертные учреждения вправе проводить на договорной основе экспертные исследования для граждан и юридических лиц, взимать плату за производство судебных экспертиз по гражданским, административным и арбитражным делам, делам об административных правонарушениях.
Таким образом, оказание какой-либо иной деятельности, помимо экспертной, не предусмотрено Законом о судебно-экспертной деятельности.
Однако из материалов данного дела следует, что спорные услуги фактически оказываются ГУЗ ТО "БСМЭ".
Довод министерства здравоохранения по Тульской области о том, что прокат зала и его оформление для проведения гражданской панихиды, обряда панихиды, обряда поминания осуществляется ГУЗ ТО "БСМЭ" как предоставление в аренду помещений в формулировке целевого назначения несостоятелен ввиду следующего.
Согласно документам, представленным ГУЗ ТО "БСМЭ" в материалы данного дела, Учреждением на основании договоров, заключенных Учреждением с физическими и юридическими лицами, оказывались платные немедицинские услуги, в число которых входили услуги по прокату зала и его оформлению для проведения гражданской панихиды, обряда панихиды, обряда поминовения.
Статьей 17.1 Закона о защите конкуренции установлены особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.
Вместе с тем в материалы данного дела ни министерством здравоохранения по Тульской области ни Учреждением не представлены доказательства, свидетельствующие о предоставлении в аренду такого помещения с соблюдением требований, установленных статьей 17.1 Закона о защите конкуренции.
Довод министерства здравоохранения по Тульской области о том, что услуги по бальзамированию, санитарной и косметической обработке, предпохоронному сохранению трупов умерших связаны с основной деятельностью судебно-экспертной организации, проводятся непосредственно после завершения судебно-медицинских экспертиз и исследований трупов, осуществляются для достижения целей деятельности данных организаций и соответствуют указанным целям учреждения, несостоятелен в силу следующего.
Деятельность организаций судебно-медицинской экспертизы закреплена в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, утвержденном Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 N 14-ст (в редакции от 17.08.2015, действовавшей на момент издания приказа министерства здравоохранения Тульской области от 15.12.2015 г. N 1401-осн; в редакции от действующим в период вынесения оспариваемого предупреждения от 19.01.2018 N 04) (далее по тексту - ОКВЭД) под N 86.90.2 и относятся к видам деятельности в области здравоохранения.
Ритуальные услуги относятся к прочим персональным услугам и закреплены в ОКВЭД под номерами 96 и 96.03, в частности в соответствии с ОКВЭД услуги по бальзамированию трупа, предоставлению ритуальных залов, по транспортированию трупов относятся к услугам похоронных бюро (96.03.12).
В примечании к пункту 2.3.6 "ГОСТ 32609-2014. Межгосударственный стандарт. Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения", введенному в действие приказом Росстандарта от 11.06.2014 N 551-ст, указано, что в состав основных работ по подготовке тел умерших или погибших к погребению входят санитарно-гигиенические услуги, бальзамирование, реставрационные, парикмахерские работы, услуги по омовению, одеванию и укладыванию умершего в гроб и т.д.
Кроме того правилами судебно-медицинской экспертизы трупа, утвержденными Приказом Минздрава ССР от 09.07.1991 N 182, предусмотрен исчерпывающий перечень действий, которые государственные судебно-экспертные учреждения имеют право осуществлять в рамках проводимых им экспертиз при выдаче объектов исследования.
Таким образом, ритуальные услуги, равно как и оказание услуг по санитарной и косметической обработке трупа, услуги по бальзамированию трупа, предпохоронному сохранению тел умерших не относятся к медицинской деятельности, а, следовательно, оказание таких услуг не отвечает целям деятельности ГУЗ ТО "БСМЭ", а также не отвечает целям деятельности государственных судебно-экспертных учреждений, и в свою очередь образуют рынок свободного обращения товара, на который не может быть ограничен доступ хозяйствующим субъектам.
Следовательно, положения пункта 2.4 раздела II "Цели и виды деятельности учреждения" Устава предоставляют ГУЗ ТО "БСМЭ" преимущественные условия на рынке оказания ритуальных услуг, что может способствовать к понуждению граждан к заключению договора на оказание ритуальных услуг именно с данным учреждением, в последствии привести к нарушению права на свободный выбор субъекта, оказывающего ритуальные услуги, что, в итоге, может привести к ограничению, устранению конкуренции на рынке ритуальных услуг.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Как разъяснено в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.
Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Признаками ограничения конкуренции являются, в том числе любые обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции анализ состояния конкуренции проведён в объёме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства по делу N 03-03/02-2018, с особенностями, установленными пунктом 10.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 г. N 220.
По результатам проведенного исследования рынка продуктовые границы товарного рынка определены как деятельность по оказанию ритуальных предпохоронных услуг.
Рынок ритуальных предпохоронных услуг является конкурентным. Оказание ритуальных услуг учреждением может способствовать понуждению граждан к заключению договора на оказание ритуальных услуг именно с Учреждением, а значит нарушению прав потребителей на свободный выбор организации, оказывающей ритуальные услуги, и привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на данном рынке.
Согласно разъяснениям, изложенным в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.11.2011 N 8799/11, создание условий и (или) возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции является достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и не требует доказывания факта наступления неблагоприятных последствий.
Учитывая изложенное, принимая во внимание позицию Верховного Суда Российской Федерации, содержащуюся в определении от 08.05.2019 N34-ЭС19-5954, Комиссия приходит к выводу о том, что действия министерства здравоохранения Тульской области по установлению нормы пункта 2.4 Устава ГУЗ ТО "БСМЭ", наделяющей Учреждение полномочиями по осуществлению возмездной деятельности по предоставлению немедицинских услуг, противоречат Закону о государственной судебно-экспертной деятельности, которым не предусмотрена возможность судебно-экспертных организаций осуществлять иную деятельность, помимо экспертной, а также требованиям антимонопольного законодательства.
Комиссия Тульского УФАС России, оценив доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле о нарушении антимонопольного законодательства, приходит к выводу о наличии в действиях министерства здравоохранения Тульской области нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,
РЕШИЛА:
Прекратить рассмотрение дела N 03-03/02-2018 в отношении министерства здравоохранения Тульской области по части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона "О защите конкуренции", в связи с отсутствием в действиях министерства здравоохранения Тульской области нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Признать министерство здравоохранения Тульской области нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Выдать министерству здравоохранения Тульской области обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Оснований для принятия иных мер в отношении министерства здравоохранения Тульской области по пресечению и/или устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не имеется.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
ПРЕДПИСАНИЕ N 5
26 июля 2019 года г. Тула
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 09.08.2019 по делу N 03-03/02-2018 о нарушении министерством здравоохранения Тульской области (300045, г. Тула, ул. Оборонная, д.114-, ИНН 7107006311, ОГРН 102710097108) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Министерству здравоохранения Тульской области в срок до 26.09.2019 прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем:
1) внесения изменения в Устав государственного учреждения здравоохранения Тульской области "Бюро судебно-медицинской экспертизы" в части исключения пункта 2.4 раздела II "Цели и виды деятельности учреждения" Устава ГУЗ ТО "БСМЭ": "Учреждение вправе предоставлять за плату немедицинские платные услуги, согласно перечню, утвержденному начальником, в том числе:
-услуги по санитарной и косметической обработке трупа;
- услуги по бальзамированию трупа;
- предпохоронное сохранение тел;
-прокат зала и его оформление для проведения гражданской панихиды, обряда поминания;
- перевозка тела и т.д.";
2) издания локального акта о запрете государственному учреждению здравоохранения Тульской области "Бюро судебно-медицинской экспертизы" осуществлять оказание ритуальных и иных платных немедицинских услуг, оказание которых не предусмотрено Федеральным законом от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности".
О выполнении настоящего предписания сообщить в Тульское УФАС России не позднее пяти дней со дня его исполнения.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 26 июля 2019 г. N 03-03/02-2018
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 26.07.2019