Резолютивная часть решения оглашена 28 августа 2019 года.
В полном объеме решение изготовлено 30 августа 2019 года.
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
<...> |
|
<...> |
Членов Комиссии: |
<...> |
|
<...> |
|
<...> |
- |
<...> |
рассмотрев обращение Муниципального общеобразовательного учреждения "Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Семья" г. Магнитогорска (далее - МОУ "Школа-интернат "СЕМЬЯ" г. Магнитогорска, заказчик) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) индивидуального предпринимателя <...>, в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона N 34251-2019-ЭА-1582 на поставку овощей согласно спецификации (извещение N 0169300000319001688) (далее - аукцион), в присутствие:
- представителя заказчика <...>;
- представителя заказчика <...>;
- представителя ИП <...> <...>,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России, Антимонопольный орган) поступило обращение заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ИП <...>, в связи с уклонением от заключения контракта.
Согласно материалам дела, заказчиком 22.07.2019 объявлено о проведении электронного аукциона путем опубликования в Единой информационной системе www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 229 153 рубля 10 копеек.
Снижение начальной (максимальной) цены по итогом электронного аукциона составило - 52,23%.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона (извещение N 0169300000319001688) от 05.08.2019 заявка ИП <...> признана соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.
Победителю электронного аукциона 07.08.2019 направлен проект контракта для подписания.
ИП <...> 12.08.2019 разместил на электронной площадке, подписанный усиленной электронно-цифровой подписью протокол разногласий, размещенный протокол разногласий касался реквизитов победителя аукциона.
Заказчик в соответствии с частью 5 статьи 83.2 Закона о контрактной системе 13.08.2019 разместил в ЕИС доработанный проект контракта.
Однако ИП <...> в установленный законом срок до 16.08.2019 включительно не подписал проект контракта, в связи с чем, заказчик 20.08.2019 признал победителя аукциона уклонившимся от заключения контракта.
Из представленных пояснений ИП <...>, поддержанных представителем на заседании Комиссии, следует, что проект контракта не подписан в установленный Законом о контрактной системе срок, в связи с тем, что у ИП <...> произошла поломка оборудования, с помощью которого осуществлялась подписание контрактов, данный факт подтверждается сведениями, представленными в материалы дела.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Исходя из требований части 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 статьи 83.2 Закона о контрактной системе) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
В силу части 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 Закона о контрактной системе протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 Закона о контрактной системе, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 Закона о контрактной системе, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
Частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе определено, что в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе. В случае, если при проведении электронного аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель электронной процедуры одновременно предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе или обеспечение исполнения контракта в размере, предусмотренном документацией об электронной процедуре, и информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе.
В силу части 2 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта при осуществлении закупки в случаях, предусмотренных параграфами 3 и 3.1 главы 3 Закона о контрактной системе (если начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей).
Как следует из части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Согласно сведениям, представленным заказчиком в материалы дела, победителю аукциона 07.08.2019 направлен проект контракта. ИП <...> 12.08.2019 разместил на электронной площадке протокол разногласий в части реквизитов. Заказчик, получив протокол разногласий от победителя аукциона, учел замечания и разместил 13.08.2019 в ЕИС доработанный проект контракта.
Установленный законодательствам срок для подписания контракта истекал 16.08.2019 в 23:59, в указанный срок ИП <...> проект контракта не подписал, в связи с чем, заказчик 20.08.2019 признал ИП <...> уклонившимся от заключения контракта.
Протокол признания ИП <...> уклонившимся от заключения контракта 20.08.2019 размещен в ЕИС, что подтверждается скриншотами представленными в материалы дела, в антимонопольный орган сведения о признании ИП <...> уклонившимся от заключения контракта направлены 22.08.2019.
Таким образом, заказчиком соблюдена процедура по признанию победителя аукциона уклонившимся от заключения контракта.
Вместе с тем, основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Согласно пояснениям представителя ИП <...>, победитель аукциона не имел намерений уклониться от заключения контракта, контракт не был подписан в регламентированный срок, так как 16.08.2019 произошла поломка компьютера, на котором установлено программное обеспечение для работы электронно-цифровой подписи, с помощью которой осуществляется подписание контрактов, в связи с указанным обстоятельством и невозможностью самостоятельно наладить функционирование программного обеспечения, ИП <...> обратился в сервисный центр по ремонту компьютерной технике, что подтверждается актом о проведении диагностических и ремонтных работ от 16.08.2019 N 56.
Вместе с тем, ИП <...> оплатил обеспечение исполнение контракта, что подтверждается платежным поручением от 16.08.2019 N 1 на сумму 103 118 рублей 90 копеек и выпиской из лицевого счета за 19.08.2019, представленной заказчиком в материалы дела.
Кроме того, указанная сумма оплачена с учетом антидемпинговых мер, предусмотренных частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут иметь серьезный экономический характер.
Кроме того, на заедании Комиссии установлено, что в рассматриваемой закупке ИП <...> предприняты меры, направленные на заключение контракта, так представлено обеспечение исполнение контракта на сумму, предусмотренную документацией об аукционе, учтены требования по соблюдению антидемпинговых мер, так как обеспечение исполнение контракта представлено в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта.
Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России, учитывая пояснения сторон, а также представленные в материалы дела документы и сведения, подтверждающие намерение ИП <...> заключить контракт, считает в данной ситуации возможным не принимать решение о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ИП <...>.
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Муниципальным общеобразовательным учреждением "Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Семья" г. Магнитогорска об индивидуального предпринимателя <...> в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель <...>
Члены Комиссии <...>
<...>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 28 августа 2019 г. N 074/06/104-1699/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 30.08.2019