по результатам проверки факта
уклонения победителя закупки от заключения договора
24 сентября 2019 года г. Ярославль
(изготовлено в полном объеме 26.09.2019 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Гудкевич Е.В., члены Комиссии - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Савичева К.А., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Разумов И.В.,
рассмотрев сведения, представленные ПАО "ОДК-Сатурн", о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО "КОМПАНИЯ ПЕТРОИНСТРУМЕНТ" - победителя запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку оснастки технологической для машиностроения (поставка резцов согласно конструкторской документации) (номер извещения - 31908099298), в присутствии:
от заказчика ПАО "ОДК-Сатурн" - Сизовой С.Е. (по доверенности);
от ООО "КОМПАНИЯ ПЕТРОИНСТРУМЕНТ" - Пулина П.А., Рохмана А.Ю. (по доверенностям).
у с т а н о в и л а:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области поступили сведения, представленные ПАО "ОДК-Сатурн", о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО "КОМПАНИЯ ПЕТРОИНСТРУМЕНТ" (ИНН 7807384005, ОГРН 1137847363280) - победителя запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку оснастки технологической для машиностроения (поставка резцов согласно конструкторской документации) (номер извещения - 31908099298).
При вынесении решения Комиссия исходит из следующего.
15.07.2019 ПАО "ОДК-Сатурн" в рамках проведения запроса котировок на право заключения договора на поставку оснастки технологической для машиностроения (поставка резцов согласно конструкторской документации) разместило на сайте zakupki.gov.ru извещение N 31908099298 и документацию о закупке. Начальная (максимальная) цена договора - 1 667 885,92 руб.
В представленных Заказчиком сведениях указано, что на участие в вышеназванном запросе котировок было подано 2 заявки. По результатам рассмотрения заявок к участию в закупке допущено 2 участника процедуры закупки, что подтверждается Протоколом N 31908099298-01 от 29.07.2019.
Согласно Протоколу N 31908099298-02 от 31.07.2019 победителем в проведении запроса котировок в электронной форме было признано ООО "КОМПАНИЯ ПЕТРОИНСТРУМЕНТ". Дата размещения протокола на официальном сайте zakupki.gov.ru - 31.07.2019.
В соответствии с пунктом 4.18.1 Извещения об осуществлении закупки запроса котировок договор по итогом закупки заключается в срок, указанный в пункте 39 Информационной карты.
Пунктом 39 Информационной карты договор должен быть заключен не ранее 10 дней и не позднее 20 дней после официального размещения протокола, которым были подведены итоги закупки.
В соответствии с пунктом 4.19.1 Извещения об осуществлении закупки запроса котировок в случае, если это указано в пункте 41 информационной карты, участник закупки, с которым заключается договор, должен предоставить обеспечение исполнения договора.
Информационной картой не предусмотрено требование о предоставлении победителем запроса котировок в электронной форме обеспечения исполнения договора, заключаемого по результатам закупки.
01.07.2019 заказчик направил ООО "КОМПАНИЯ ПЕТРОИНСТРУМЕНТ" для подписания проект договора.
В соответствии с пунктом 4.18.4 Извещения об осуществлении закупки запроса котировок порядок заключения и исполнения договора, заключаемого по итогам закупки, регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Положением о закупке, иными правовыми актами заказчика.
Согласно подпункту 1 пункта 20.2.6 Единого положения о закупке Государственной корпорации "Ростех", утвержденного наблюдательным советом Государственной корпорации "Ростех" 18.03.2015, проект договора, заключаемого по итогам закупки, а также обеспечение исполнения договора (если такое требование было установлено в соответствии с пунктом 39 информационной карты) направляется лицом, с которым заключается договор, в адрес заказчика, организатора закупки в течение 5 дней с даты официального размещения протокола, которым были подведены итоги закупки и определен ее победитель.
Таким образом, проект договора, заключаемого по итогам закупки, должен был быть направлен ООО "КОМПАНИЯ ПЕТРОИНСТРУМЕНТ" в адрес заказчика не позднее 06.08.2019. В указанный срок ООО "КОМПАНИЯ ПЕТРОИНСТРУМЕНТ" не направило в адрес заказчика подписанный договор.
Согласно пункта 4.18.17 Извещения об осуществлении закупки запроса котировок участник закупки признается уклонившимся от заключения договора в случае непредставления подписанного им договора в предусмотренные извещением сроки.
На основании изложенного, протоколом N 761/009-1712 от 13.08.2019
ООО "КОМПАНИЯ ПЕТРОИНСТРУМЕНТ" признано уклонившимся от заключения договора.
В соответствии с пунктом 2 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 N 1211, в случае уклонения от заключения договора победителя закупки или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора (если документацией о закупке предусмотрена обязанность такого лица заключить договор), заказчик не позднее 30 календарных дней со дня заключения договора с участником закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора, или со дня истечения срока подписания договора, указанного в документации о закупке (если документацией о закупке не предусмотрено заключение договора с иным участником закупки при уклонении победителя закупки от заключения договора), направляет в уполномоченный орган предусмотренные указанными Правилами сведения.
Из представленных ООО "КОМПАНИЯ ПЕТРОИНСТРУМЕНТ" документов и пояснений следует, что умысла в уклонении от заключения договора у общества не имелось.
31.07.2019 заказчик в адрес ООО "КОМПАНИЯ ПЕТРОИНСТРУМЕНТ" посредством электронной почты направил письмо с просьбой направить в отсканированном виде проект договора, подписанный обществом. Ответным электронным письмом от 31.07.2019 общество направило в адрес заказчика подписанный проект договора.
06.08.2019 в последний день для подписания договора в электронной форме ООО "КОМПАНИЯ ПЕТРОИНСТРУМЕНТ" не смогло осуществить подпись договора в электронной форме в связи с возникшей у общества технической проблемой с компьютером.
07.08.2019 с целью устранения данной технической проблемы ООО "КОМПАНИЯ ПЕТРОИНСТРУМЕНТ" заключило с ООО "Б2Б-Санкт-Петербург" договор N 19 по организации и выполнение работ по ремонту компьютерной техники.
В соответствии с листом диагностики работоспособности локальной компьютерной сети от 07.08.2019 ООО "Б2Б-Санкт-Петербург" проведена диагностика локальной компьютерной сети ООО "КОМПАНИЯ ПЕТРОИНСТРУМЕНТ": WORKGROUP.
Согласно акту проверки работоспособности локальной компьютерной сети от 07.08.2019 техническая проблема заключалась в наличии вредоносной программы "Trojan.Rbrute", которая была устранена.
Однако 07.08.2019 истек регламентированный срок для подписания договора, в связи с чем функционал электронной торговой площадки не предусматривает технической возможности для направления заказчику подписанного в электронной форме договора.
Таким образом, у ООО "КОМПАНИЯ ПЕТРОИНСТРУМЕНТ" отсутствовала техническая возможность по направлению ООО "КОМПАНИЯ ПЕТРОИНСТРУМЕНТ" в адрес заказчика договора, подписанного в электронной форме.
Рассмотрев представленные сведения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" утверждены Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков (далее - Правила направления сведений).
В соответствии с пунктами 1, 2 Приказа ФАС России от 18.03.2013 N 164/13 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", комиссия (центрального аппарата либо территориального органа ФАС России) проводит проверку сведений в течение 10 дней с даты их поступления. По результатам проверки сведений комиссия дает соответствующее заключение, которое не позднее двух рабочих дней должно быть представлено руководителю ФАС России для принятия им решения о включении либо об отсутствии оснований для включения сведений в реестр, которое оформляется приказом ФАС России. Подтвержденные по результатам проверки сведения включаются в реестр не позднее трех рабочих дней со дня принятия указанного в пункте 2 данного приказа решения руководителя ФАС России.
В силу приведенных выше положений Закона о закупках, а также подзаконных актов, при поступлении сведений об уклонении участника Закупки от заключения договора антимонопольный орган должен провести проверку и установить факт уклонения данного лица от заключения договора с заказчиком (обстоятельства, свидетельствующие о намерении отказаться от заключения), и только в случае подтверждения указанного факта он может разместить сведения об участнике размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков. Вместе с этим, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков может являться только такое уклонение от заключения контракта, которое предполагает недобросовестное поведение хозяйствующего субъекта, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о закупках, в том числе, приведших к невозможности заключения контракта с ним, как лицом, признанным победителем закупки и этими действиями (бездействием) нарушающим права заказчика относительно условий и срока исполнения договора. В судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения. Таким образом, при рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Проанализировав доводы сторон, имеющиеся материалы, Комиссия пришла к выводу о том, что ООО "КОМПАНИЯ ПЕТРОИНСТРУМЕНТ" по истечение срока для направления договора, совершило действия, направленные на заключение договора, и, следовательно, не имело умысла на уклонение от заключения договора.
В соответствии с вышеизложенным, Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров считает, что при сложившихся обстоятельствах, основания для включения ООО "КОМПАНИЯ ПЕТРОИНСТРУМЕНТ" в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Комиссия Ярославского УФАС России,
заключила:
не включать в реестр недобросовестных поставщиков сведения, представленные ПАО "ОДК-Сатурн", в отношении ООО "КОМПАНИЯ ПЕТРОИНСТРУМЕНТ" (ИНН 7807384005, ОГРН 1137847363280).
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Е.В. Гудкевич
Члены Комиссии К.А. Савичева
И.В. Разумов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 26 сентября 2019 г. N 06-07/21р-19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 26.09.2019