Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...>
при участии представителей:
от ООО "Сервис-Мед": <...>
от ФГБОУ ВПО "Московских архитектурный институт": <...>
рассмотрев жалобу ООО "Сервис-Мед" (далее также - Заявитель, Общество) на действия ФГБОУ ВПО "Московских архитектурный институт" (далее также - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на оказание медицинских услуг по дежурству бригады скорой помощи в дни проведения вступительных экзаменов (реестровый N 31907940917) (далее - Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в признании победителем процедуры участника, не соответствующего требованиям действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, Закупочной или Закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупке товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках). Указанное Положение о закупках в редакции, действующей на дату размещения извещения о проведении Закупки, размещено в ЕИС - 14.12.2018.
Извещение о проведении Закупки с начальной (максимальной) ценой договора в размере 110 400, 00 руб. размещено на Официальном сайте 31.05.2019.
Из протокола итогов Закупки от 13.06.2019 N 31907940917-02 следует, что победителем признано ООО "Скорая помощь "Альфа медицина". Второе место присвоено ООО "Сервис-Мед".
По мнению Заявителя, ООО "Скорая помощь "Альфа медицина" неправомерно признано победителем Закупки в связи с тем, что у названного общества отсутствует лицензия на деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений.
В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны содержаться требования к участникам такой закупки.
Согласно подпункту 5 пункта 31 Извещения о проведении Закупки участнику необходимо в составе заявки представить лицензию, если объектом закупки/предметом договора является лицензируемый вид деятельности.
Предметом Закупки является оказание медицинских услуг по дежурству бригады скорой помощи.
Пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что оказание медицинских услуг подлежит лицензированию.
Также в пункте 3.1 Технического задания содержится требование о наличии у исполнителя действующей лицензии на медицинскую деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Технического задания для оказания соответствующих услуг требуется Специальное транспортное средство класса "В", оборудованное специальными световыми и звуковыми сигналами, системами связи, мягким инвентарем, а также бортовыми надписями и знаками соответствующие нормам ГОСТ и Министерства здравоохранения и развития - наличие.
Комплект медикаментов для оказания медицинской помощи, согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 613н от 09.08.2010 - не менее 1 комплекта.
Портативный электрокардиограф - не менее 1 штуки.
Портативный дефибриллятор - не менее 1 штуки.
Фонендоскоп - не менее 1 штуки.
Аппарат для проведения искусственной вентиляции легких и ингаляционного наркоза - не менее 1 штуки.
Кислородный баллон - не менее 1 штуки.
Реанимационный комплект (ларингоскоп, интубационные трубки, воздуховоды, зонды и катетеры, кровоостанавливающие зажимы и прочее) - не менее 1 комплекта.
Комплект специальных шин и воротников для фиксации переломов конечностей и шеи - не менее 1 комплекта.
Носилки (складные, матерчатые-волокуши, кресло-каталка) - не менее 1 штуки.
Электроотсос - не менее 1 штуки.
При оказании услуг медицинская бригада должна руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации, в том числе в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 20.06.2013 N 388н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи" (далее - Порядок оказания скорой помощи).
Заявитель утверждает, что согласно Порядку оказания скоро помощи в стандарт оснащения автомобиля скорой медицинской помощи входит укладка общепрофильная для оказания скорой медицинской помощи.
При этом согласно требованиям к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями укладок и наборов для оказания скорой медицинской помощи, утвержденных приказом Минздрава России от 22.01.2016 N 36н в состав укладки общепрофильной для оказания скорой медицинской помощи в обязательном порядке входят опиоид морфин, фентанил, которые, в свою очередь, относятся к наркотическим и психотропным веществам, оборот которых в Российской Федерации ограничен и на хранение, применение и перевозку которых требуется лицензия на деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений.
Исходя из данных реестра лицензий Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения у ООО "Скорая помощь "Альфа медицина" отсутствует вышеуказанная лицензия, в связи с чем, по мнению Заявителя, оказание надлежащих услуг победителем невозможно.
В рамках заседания Комиссии было установлено, что ссылка в Техническом задании на приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 613н от 09.08.2010 является некорректной, так как данный приказ утратил юридическую силу.
Вместе с тем вышеназванный приказ Минздрава России был принят в целях реализации гарантии граждан на получение медицинской помощи.
В настоящее время деятельность по оказанию медицинской помощи регулируется Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об охране здоровья граждан).
Согласно части 2 статьи 32 Закона об охране здоровья граждан к видам медицинской помощи относятся:
1) первичная медико-санитарная помощь;
2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;
3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;
4) паллиативная медицинская помощь.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что по результатам проведения закупочной процедуры Заказчику требовалось оказание первичной медико-санитарной помощи в дни приемной кампании, которая не предполагает использование медикаментов, требующих наличия специального разрешения, кроме лицензии на осуществление медицинской деятельности. Использование при оказании услуг машины скорой помощи ограничивается исключительно доставкой лиц в медицинские учреждения для оказания им соответствующей помощи.
Таким образом, в связи с вышеуказанными обстоятельствами Заказчиком в Закупочной документации не установлено требование о наличии лицензия на деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
При этом ООО "Скорая помощь "Альфа медицина" обладает лицензией на оказание медицинских услуг, что не противоречит требованиям Закупочной документации.
Заявитель в срок до окончания подачи заявок на участие в Закупке требования такой документации не оспаривал, подавая заявку на участие в закупочной процедуре в силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации конклюдетно согласился с установленными требованиям и признал их соответствующими действующему законодательству в сфере закупок.
Заявителем в материалы дела обоснований и объективных доказательств наличия в действия Заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.
При этом, границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время "баланс" означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).
Таким образом, Комиссия, изучив материалы дела, представленные доказательства, заслушав выступления сторон, приходит к выводу о необоснованности жалобы.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Сервис-Мед" (ОГРН: 5137746003841, ИНН: 7729755309) на действия ФГБОУ ВПО "Московских архитектурный институт" (ОГРН: 1027700471039, ИНН: 7702066990) при проведении Закупки необоснованной.
Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 26.06.2019 N ПО/31618/19.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 4 июля 2019 г. N 077/07/00-4333/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.09.2019