Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства на основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) N47 от 04.10.2019 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела N014/01/11-2662/2019 о нарушении антимонопольного законодательства и в соответствии с частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции",
УСТАНОВИЛ:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило заявление ООО "Сахаагроспецоборудование" указывающее на признаки заключения антиконкурентного соглашения при участии в торгах на поставку сена в действиях ООО "Сахапрофмодуль", ООО "Ситис", ООО "Селекционный центр" и ИП З
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), при рассмотрении заявления установило следующее.
Якутским УФАС России с целью подтверждения выявленных признаков направлены запросы на электронную торговую площадку (далее - ЭТП) и в иные организации.
По результатам изучения поступившей информации а также, иных сведений, имеющихся в открытом доступе, Якутское УФАС России усмотрело признаки картельного сговора в следующих открытых аукционах в электронной форме (далее - ОАЭФ).
1. 0816500000619012029; 2. 0816500000619012030; 3. 0816500000619012031.
В связи с изложенным усматриваются признаки заключения и реализации антиконкурентного соглашения, с учетом совокупности следующих обстоятельств, в частности:
1) подачу заявок, подписание контрактов, совершение действий на ЭТП, а также использование системы ответчиками с использованием единой инфраструктуры (одинаковые IP-адреса).
Как следует из представленной ЭТП информации, в указанных ОАЭФ, ООО "Ситис", ООО "Селекционный центр" и ИП З использовали один IP-адрес при подачи заявок - 94.245.132.12. Также один IP-адрес при подаче ценовых предложений 91.201.237.251 и 91.201.237.245.
Кроме того, заявки данными участниками подаются в один день, с небольшой разницей во времени - 1 - 2 часа.
При этом использование самостоятельными субъектами гражданского оборота единой инфраструктуры возможно только в случае кооперации и консолидации, при этом такие действия, как правило, осуществляются для достижения единой для всех цели. Коммерческие организации в аналогичных ситуациях, конкурируя между собой, не действуют в интересах друг друга. Следовательно, действия по использованию единой инфраструктуры, доказательства которые должны быть изложении в решении антимонопольного органа, которые возможны исключительно в результате реализации достигнутых ответчиками договоренностей, направленных на достижение единой цели поддержания цен на торгах, путем устранения конкуренции;
IP-адрес - это уникальный сетевой адрес узла в компьютерной сети, построенной на основе стека протоколов TCP/IP. IP-адрес называют динамическим (непостоянным, изменяемым), если он если он назначается автоматически при подключении устройства к сети и используется в течение ограниченного промежутка времени, указанного в сервисе назначавшего IP-адрес.
2) аффилированность лиц.
ООО "Cитис", ООО "Селекционный центр" и ИП З являются афилированными лицами, то есть лицами, способными оказывать влияние на деятельность друг друга.
Согласно представленной информации с ЭТП, ООО "Селекционный центр" и ИП Заболоцкая О.Л. указан единый email olenka1@yandex.ru. Также согласно выписке из ЕГРЮЛ, у ООО "Селекционный центр" указан контактный телефон - +7(914)2682790, который указан у ИП З <.........> на ЭТП. Также Генеральным директором ООО "Ситис" является <.....>. Вместе с этим, <......> является Генеральным директором ООО "Селекционный центр"
Более того, у ООО "Ситис" и ООО "Селекционный центр" один владелец электронной цифровой подписи удостоверяющего центра ООО "ИЖТЕНДЕР" - <...........>.
Таким образом, имеются признаки родственных связей между ООО "Ситис", ООО "Селекционный центр" и ИП З
Деятельность каждого из аффилированных лиц известна и открыта для другого, в связи с чем аффилированность способствует и упрощает заключение различных соглашений и договоренностей между этими лицами.
Юридическое лицо, по своей природе, создано для получения прибыли, а участие аффилированных лиц в одних торгах преследуют общую цель, превращая торги в формальную процедуру.
3) устойчивая модель поведения, состоящая в проведении электронных аукционов с максимальным снижением начальной максимальной цены контракта (НМЦК).
1. ОАЭФ 0816500000619012029.
ООО "Сахапроф модуль" подало ценовое предложение в размере 726,617,8 руб. снизив НМЦК на 30.9%.
ИП З подала ценовое предложение в размере 731,881,45 руб. снизив НМЦК на 30.4%.
Остальные участники аукциона воздержались от подачи предложений.
Победителем аукциона признан ООО "Сахапроф модуль".
2. ОАЭФ 0816500000619012030.
ООО "Сахапроф модуль" подало ценовое предложение в размере 1,336,487,04 руб. снизив НМЦК на 36.5%
ИП З подала ценовое предложение в размере 1 347 010,56 руб. снизив НМЦК на 36%;
ООО "Ситис" подало ценовое предложение в размере 1 410 151,68 снизив НМЦК на 33%;
ООО "Селекционный центр" подало ценовое предложение в размере 1 546 957,33 снизив НМЦК на 26.5%
Победителем аукциона признан ООО "Сахапроф модуль".
3. ОАЭФ 0816500000619012031.
ООО "Сахапрофмодуль" подало ценовое предложение в размере 1,640,000,00 руб. снизив НМЦК на 12.8%
ИП З подала ценовое предложение в размере 1 560 000,00 руб. снизив НМЦК на 17%;
ООО "Ситис" подало ценовое предложение в размере 724 173,45 снизив НМЦК на 61.5%;
ООО "Селекционный центр" подало ценовое предложение в размере 1 880,970 снизив НМЦК на 56.5%.
Победителем признан ООО "Ситис".
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются, в том числе любые обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что соглашение это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
Указанной нормой закона установлен безусловный запрет на антиконкурентные соглашения между хозяйствующими субъектами, т.е. это запреты "реr se" - запреты, для применения которых не требуется доказательства негативных последствий, в том числе в части влияния на конкуренцию, ущемления интересов.
Объектом нормы статьи 11 Закона о защите конкуренции являются интересы государства в сфере защиты конкуренции. Следовательно, акты, принимаемые антимонопольным органом по делам о нарушении указанной статьи Закона о защите конкуренции по своей правовой природе имеют правовосстановительную функцию, и их основное назначение заключается в восстановлении и защите прав неопределенного круга лиц, чьи права и законные интересы могли быть нарушены действиями лица (лиц), вступивших в антиконкурентное соглашение.
Факт заключения антиконкурентного соглашения, как следует из утвержденных протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016 разъяснений N 3 "Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах", может быть установлен как на основании прямых доказательств, так и совокупности косвенных доказательств.
Наличие антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством. К тому же антиконкурентное соглашение подобно сделке, которая может быть совершена устно и считается в соответствии с частью 2 статьи 158 ГК РФ совершенной также в том случае, когда из поведения лица явствует его воля совершить сделку. Поэтому с учетом фактических действий сторон подобное устное соглашение может быть признано заключенным, исполняющимся или исполненным.
Таким образом, соглашение является согласованным волеизъявлением двух или более участников. При этом помимо письменного и устного соглашения, оно может быть заключено конклюдентными действиями.
Действующее законодательство определяет требования к доказательствам действий, совершаемых по закону (правомерных действий), тогда как запрещенный статьей 11 Закона о защите конкуренции картель является незаконным (неправомерным) действием (правонарушением).
Таким образом, при участии в исследованных ОАЭФ хозяйствующие субъекты обязаны соблюдать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции.
В этой связи, законодательством не определено и не может быть определено, какие доказательства его подтверждают, а также не установлены и не могут быть установлены требования к форме и содержанию подтверждающих документов.
Кроме того, факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан, в том числе, с использованием совокупности косвенных доказательств.
Таким образом, любые доказательства по делам о нарушении статьи 11 Закона о защите конкуренции подлежат оценке наряду с другими, имеющимися в деле, в том числе косвенными доказательствами, в их взаимосвязи и совокупности.
Исходя из анализа указанного поведения участников аукционов ООО "Ситис", ООО "Селекционный центр", ООО "Сахапрофмодуль" и ИП З являющихся хозяйствующими субъектами-конкурентами, выраженного в повторяющемся и аналогичном поведении в разных аукционах без обоснованного и конкурентного поведения участников, целью которого было заключение государственного контракта с наивыгодной возможной ценой, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) приходит к выводу о наличии признаков нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции выразились в заключении соглашения о совершении действий, которые привели к поддержанию цен на торгах.
На основании изложенного, Управление приходит к выводу о наличии в действиях ООО "Ситис", ООО "Селекционный центр", ООО "Сахапрофмодуль" и ИП З признаков нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
С учетом вышеизложенного, руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Назначить дело N014/01/11-2662/2019 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению на "06" ноября 2019 года в 15 часов 00 минут, по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Октябрьская, д. 22, каб. 213-2;
2. Привлечь к участию в деле в качестве заявителя:
ООО "Сахаагроспецоборудование" (677008, Республика Саха (Якутия) г. Якутск, ш. Хатын-Юряхское, д. Р-29; ИНН/КПП 1435308586/143501001, ОГРН 1161447057089);
3. Привлечь к участию в деле в качестве ответчиков:
\x{25cf} ООО "Ситис" (677015, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Якутская, д. 2, корп. 16, кв. 52; ИНН/КПП 1435320230/143501001, ОГРН 1171447005575);
\x{25cf} ООО "Селекционный центр" (677007, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Старый Покровский тракт, д. 8, корп. 1; ИНН/КПП 1435288139/143501001, ОГРН 1141447013290);
\x{25cf} ООО "Сахапроф модуль" (677027, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Петровского, д. 34, оф. 91; ИНН/КПП 1435252950/143501001, ОГРН 1121435004790);
\x{25cf} ИП З (данные скрыты);
4. Ответчикам представить в антимонопольный орган:
Письменный мотивированный нормами права отзыв с указанием возражений относительно обстоятельств, изложенных в определении;
Доказательства в обоснование возражений;
Письменные пояснения в части родственных связей, являются ли должностные лица ООО "Ситис", ООО "Селекционный центр", ООО "Сахапроф модуль" и ИП З родственниками друг другу;
Штатная расстановка (список сотрудников) с указанием Ф.И.О., должностей, структурных подразделений;
Перечень лиц, входящих в одну группу лиц в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Перечень представляется в соответствии с формой представления, утвержденной приказом ФАС России от 20 ноября 2006 года N293;
Полный перечень настольных компьютеров и ноутбуков, находящихся на балансе лица, с указанием инвентарных номеров, мест их расположения (подразделение, отдел) и фамилий, имен, отчеств сотрудников, за которыми они закреплены, со всеми изменениями и приложениями;
Указать сотрудников организации, осуществляющих подачу заявок на электронные аукционы
На основании части 1 статьи 25, части 15 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрашиваемая информация предоставляется в антимонопольный орган в виде копий, надлежащим образом заверенными печатью юридического лица.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
Наложение административного наказания не освобождает от обязанности предоставления в антимонопольный орган запрашиваемых документов (информации).
Представителям лиц, участвующих в деле, явиться на рассмотрение дела с надлежащим образом оформленной доверенностью на право представлять участников дела.
При невозможности обеспечения явки представителей лиц, участвующих в деле, направить в антимонопольный орган письменное ходатайство о рассмотрении дела без вашего участия.
При направлении информации необходимо ссылаться на номер дела.
Председатель Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 18 октября 2019 г. N 014/01/11-2662/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 18.10.2019