Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии - (_)
члены Комиссии: (_),
рассмотрев дело N 055/05/5-844/2019 по признакам нарушения индивидуальным предпринимателем (_) требований частей 6 и 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в отсутствие заявителей, извещенных надлежащим образом,
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ИП (_)
УСТАНОВИЛА:
В адрес Омского УФАС России поступило заявление граждан по факту размещения в газете "Ва-банк.Омск" (выпуск N 24 (481) от 17.06.2019) информации следующего содержания:
"ЧЕСТНЫЕ ПОХОРОНЫ
военная четкость,
сострадание, порядочность
ПОЛНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОХОРОН
для всех категорий граждан
Льготы: Скидка до 25 %
Участникам, инвалидам и вдовам участников ВОВ, ветеранам
военной службы МВД, МЧС, Минобороны, труженикам тыла
ПОЧЕТНЫЙ КАРАУЛ БЕСПЛАТНО
Прижизненные договоры
Пенсионерам РФ гроб и крест
БЕСПЛАТНО
ул. Фрунзе, 93 47-88-88
оф.303 круглосуточно"
Также заявители просили обратить внимание, что для привлечения внимания к рекламе похоронных услуг была использована фотография молодого военного в форме Росгвардии.
По мнению заявителя, размещение образа военнослужащего в рекламе похорон неэтично, "порочит честь и доблесть Российской Армии и военных".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона "О рекламе" антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе.
Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе").
Под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Федерального закона "О рекламе").
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Вышеуказанная информация отвечает всем признакам рекламы: распространена посредством печатного издания; адресована неопределенному кругу лиц; направлена на привлечение внимания к лицу, предоставляющему услуги населению по организации похорон.
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В письме от 11.07.2019 N 3243 редакция газеты "Ва-банк. Омск" сообщила, что рекламодателем вышеуказанной рекламы на основании договора от 01.01.2019 является ИП (_).
Определением Омского УФАС России от 03.10.2019 в отношении ИП (_) было возбуждено дело по признакам нарушения требований частей 6 и 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
ИП (_) были даны пояснения, согласно которым:
"Образ военнослужащего, размещенный в данном макете взят из открытых интернет-источников_
Образ военнослужащего был выбран, в соответствии с профилем работы компании "Честные похороны", ориентированной на услуги для данной категории граждан.
Условием предоставления услуги "пенсионерам РФ гроб и крест бесплатно" является заключение договора на полный комплекс похоронных услуг, гражданином (кой) РФ пенсионного возраста" (пояснения вх. N 8131 от 09.08.2019).
При рассмотрении материалов дела Комиссией Омского УФАС России установлено следующее.
1. В соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
Следует отметить, что вопрос отнесения изображений к оскорбительным носит субъективно-оценочный характер, который основан на восприятии данной информации каждым индивидуумом в отдельности.
При этом восприятие одной и той же информации разными людьми может отличаться в зависимости от личностных характеристик субъекта (возраста, образования, воспитания, семейных устоев, места проживания и прочее).
Учитывая мнение заявителей, было принято решение о рассмотрении спорного обращения на заседании Экспертного совета по рекламе при Омском УФАС России.
При этом мнение экспертов относительно использования образа военнослужащего в рекламе ритуальных услуг разделилось: 50 % от общего количества экспертов посчитали, что использовать в рекламе такого рода услуг изображение военнослужащего вполне приемлемо, поскольку информация о предоставляемых компанией льготах и скидках "позволяет оправдать наличие в рекламе образа военного", 50% экспертов посчитали, что "использовать образ военнослужащего вооруженных сил РФ неприемлемо и неэтично по отношению к военнослужащим, их матерям". В данной рекламе возможно идентифицировать личность военного.
Согласно письму ФАС России от 29.04.2013 N АД/17355/13 "О порядке применения части 6 статьи 5 ФЗ "О рекламе" к непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности
Согласно пояснениям ИП (_) выбор изображения военнослужащего обусловлен основным видом предоставляемых населению ритуальных услуг - похороны военнослужащих, в том числе его спецификой в соответствии с установленным порядком погребения данной категории граждан.
На заседании Комиссии ИП (_) также пояснил, что фото взято из открытых интернет-источников, при определении содержания рекламы единственной целью было привлечение внимания к компании "Честные похороны", не предполагал, что такая реклама может оскорбить чьи-то чувства. В рекламе не использовались оскорбительные образы, сравнения и выражения, в том числе в отношении человека и гражданина, следовательно, нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" является субъективным и необоснованным.
Заслушав пояснения ИП (_), изучив материалы дела, Комиссия Омского УФАС России пришла к следующим выводам.
При решении вопроса о соответствии того или иного изображения требованиям части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" рекламу следует оценивать в совокупности со всеми обстоятельствами его размещения, текстом, который его сопровождает, целью его размещения
Положение Федерального закона "О рекламе" запрещает использовать в рекламе бранные слова, непристойные и оскорбительные образы, сравнения, выражения.
По мнению Комиссии Омского УФАС России к непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности.
К оскорбительным образам, сравнениям и выражениям - слова и изображения, которые, в том числе, ущемляют человеческое достоинство, принижают значимость отдельных лиц, исторических событий, памятных дат. Оскорбительным является такое воспроизведение объекта или информации о нем, способ или характер представления которого способны причинить обиду, унизить честь и достоинство кого-либо.
Таким образом, сам по себе использованный в рекламе образ военнослужащего не может быть признан оскорбительным.
Более того, фото было изменено, и по совокупности элементов идентифицировать военнослужащего, представленного на фото не представляется возможным.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Омского УФАС России не усмотрела в рассматриваемой рекламе нарушений требований части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", поскольку представленное в рекламе изображение наряду с основным текстом не несут в себе оскорбительных образов, сравнений, выражений, а использованный в рекламе образ военнослужащего не сопровождается какой-либо зрительной, графической или иной информацией, которая бы придавала рекламе оскорбительный смысл.
2. В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Учитывая правовой смысл и содержание приведенных понятий рекламы и объекта рекламирования, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также об изготовителе (продавце) такого товара, то есть объекту рекламирования в целом.
В нарушение данной правовой формы в спорной рекламе, размещенной в газете "Ва-банк.Омск" отсутствует часть существенной информации об условиях предоставления услуги "пенсионерам гроб и крест бесплатно".
Согласно пояснениям ИП (_) "условием предоставления услуги "пенсионерам РФ гроб и крест бесплатно" является заключение договора на полный комплекс похоронных услуг, гражданином (кой) РФ пенсионного возраста".
Таким образом, отсутствие в рекламе части существенной информации о том, что условием предоставления услуги "пенсионерам РФ гроб и крест бесплатно" является заключение договора на полный комплекс похоронных услуг, гражданином (кой) РФ пенсионного возраста, приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми услугами.
По определению ИП (_) является рекламодателем, т.е. изготовителем или продавцом товара либо иным определившим объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицом (пункт 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе").
Рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" (часть 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе").
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения, Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу о нарушении ИП (_) требований части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в рекламе "Честные похороны_".
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу ритуальных услуг, рекламодателем которой является ИП (_), в части "Пенсионерам РФ гроб и крест бесплатно" ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Прекратить производство по делу, возбужденному в отношении ИП (_) по признакам нарушения требований части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
3. Выдать ИП (_) предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.
Решение изготовлено в полном объеме 23 октября 2019 года.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 16 октября 2019 г. N 055/05/5-844/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.10.2019