по результатам рассмотрения жалобы индивидуального предпринимателя <_> на действия бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Новохоперская районная больница" в части несоблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на оказание услуг по ремонту медицинского оборудования с заменой комплектующих (номер извещения 0131200001019005229)
(дело N 036/06/33-768/2019)
07.10.2019 г. г. Воронеж
Резолютивная часть настоящего решения объявлена 07.10.2019 года.
В полном объеме решение изготовлено 10.10.2019 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Чушкин Д.Ю. - председатель Комиссии, руководитель управления;
Рощупкина Ю.В. - заместитель председателя Комиссии, начальник отдела;
Тельпов И.А. - член Комиссии, государственный инспектор,
в присутствии представителя бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Новохоперская районная больница": <_>,
в присутствии представителя Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области: <_>,
в отсутствие представителя индивидуального предпринимателя <_> (о месте и времени уведомлены надлежащим образом),
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя <_> (далее - Заявитель) на действия бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Новохоперская районная больница" (далее - Заказчик) в части несоблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на оказание услуг по ремонту медицинского оборудования с заменой комплектующих (номер извещения 0131200001019005229)
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба индивидуального предпринимателя <_> (далее - Заявитель) на действия бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Новохоперская районная больница" (далее - Заказчик) в части несоблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на оказание услуг по ремонту медицинского оборудования с заменой комплектующих (номер извещения 0131200001019005229).
По мнению Заявителя, требования установленные Заказчиком в документации об электронном аукционе (номер извещения 0131200001019005229) являются излишними и нарушают положения Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно следующие положения проекта контракта: 1) Пункт 5.2.5 проекта контракта содержит требование: Исполнитель должен иметь: сервисных инженеров, прошедших обучение и аккредитованных заводом - изготовителем по обслуживанию данного вида оборудования и имеющих сертификат, подтверждающих обучение; 2) Пункт 5.2. проекта контракта содержит требование: Исполнитель должен иметь: - инструменты, поверенное тестовое оборудование, технологические кабеля, файлы прошивок, сервисные утилиты. 3) Пункт 6.6 проекта контракта устанавливает, что после ремонта комплекса рентгенографического телеуправляемого КРТ - "ОКО" должна быть проведена поверка.
Представители Уполномоченного органа, Заказчика с доводами, изложенными в жалобе не согласны и считают их необоснованными.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение N 0131200001019005229 размещено: 19 сентября 2019 года в сети "Интернет" в единой информационной системе по адресу www.zakupki.gov.ru.
Предметом рассматриваемого аукциона является оказание услуг по ремонту медицинского оборудования с заменой комплектующих.
Материалами дела установлено, что Информационной картой (приложение 1 раздел 1.2) документации об электронном аукционе установлены требования к участникам закупки, в том числе "соответствие участников закупки, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом аукциона:
Наличие действующей лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники по следующим видам деятельности: в части технического обслуживания (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники: -Ремонт медицинской техники. Наличие действующей лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения".
Пункт 5.2.5 проекта контракта содержит следующее требование: Исполнитель должен иметь: - лицензию Федеральной Службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития на осуществление деятельности по техническому обслуживанию медицинской техники. Требование установлено в соответствии с пунктом 17 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"; - лицензию Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на осуществление деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих). Требование установлено Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 N278; - сервисных инженеров, прошедших обучение и аккредитованных заводом - изготовителем по обслуживанию данного вида оборудования и имеющих сертификат, подтверждающих обучение; - сотрудников аттестованных по правилам электробезопасности (Основание ПТЭЭП Гл.1.4. п. 1.4.30); - инструменты, поверенное тестовое оборудование, технологические кабеля, файлы прошивок, сервисные утилиты.
Пункт 6.6 проекта контракта содержит требование: после ремонта комплекса рентгенографического телеуправляемого КРТ - "ОКО" должна быть проведена поверка.
При рассмотрении жалобы индивидуального предпринимателя <_> Комиссией установлено следующее.
Часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе устанавливает, что Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Пункт 17 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ ("О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N99) устанавливает, что в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности: производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники.
Согласно пунктам а, б, в, г части 2 перечня выполняемых работ, оказываемых услуг в составе деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.06.2013 N 469 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники" (далее - Постановление Правительства РФ N469), в перечень выполняемых работ в части технического обслуживания (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники: а) монтаж и наладка медицинской техники; б) контроль технического состояния медицинской техники; в) периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники; г) ремонт медицинской техники.
Пунктом а части 5 Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, утвержденным Постановлением Правительства РФ N469 установлены лицензионные требования для соискателя лицензии при осуществлении деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники, в частности: наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании помещений, зданий, сооружений по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств и оборудования, необходимых для осуществления деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники, а также работников, заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры, ответственных за производство и качество медицинской техники, имеющих высшее или среднее профессиональное (техническое) образование, стаж работы по специальности не менее 3 лет и обладающих дополнительным профессиональным образованием (повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет).
Пунктами б,в,г части 4 Положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), утверждённым Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 N 278 (ред. от 06.03.2015) "О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)" (вместе с "Положением о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)") также установлены лицензионные требованиям, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) при осуществлении лицензируемой деятельности, в частности: б) наличие оборудования, в том числе радиационных источников и технической документации на эти радиационные источники, а также условий эксплуатации, хранения и утилизации радиационных источников, отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям в области радиационной безопасности (для организаций, намеренных осуществлять эксплуатацию, производство и хранение источников ионизирующего излучения (генерирующих)) в соответствии с федеральными законами; в) наличие у соискателя лицензии систем учета, производственного контроля, а также физической и радиационной защиты радиационных источников, учета и контроля индивидуальных доз облучения работников и населения, отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям в области радиационной безопасности (за исключением организаций, осуществляющих проектирование источников ионизирующего излучения (генерирующих) и средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих)) в соответствии с федеральными законами, осуществление лицензиатом указанных учета, контроля и защиты; г) наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) работников, деятельность которых непосредственно связана с источниками ионизирующего излучения (генерирующими), имеющих высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации в объеме не менее 72 часов по радиационной безопасности, соответствующие требованиям и характеру заявленных работ (услуг).
Таким образом наличие действующих лицензий на техническое обслуживание подразумевает наличие у участника закупки принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании помещений, зданий, сооружений по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств и оборудования, необходимых для осуществления деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники, также работников, заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры, ответственных за производство и качество медицинской техники, имеющих высшее или среднее профессиональное (техническое) образование, стаж работы по специальности не менее 3 лет и обладающих дополнительным профессиональным образованием (повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет).
Относительно довода Заявителя о незаконности Пункта 6.6 проекта контракта, которым установлено, что после ремонта комплекса рентгенографического телеуправляемого КРТ - "ОКО" должна быть проведена поверка, Комиссия приходит к следующему выводу.
Согласно ГОСТу Р 56606-2015 Контроль технического состояния и функционирования медицинских изделий - после ремонта или модернизации МИ должен быть проведет КТС (либо поверка в том случае, если МИ является средством измерения) в объёме, необходимом для подтверждения соответствия эксплуатационных и технических характеристик данного МИ значениям, приведённым в эксплуатационной документации. В случаях, когда ремонт мог оказать влияния на метрологические характеристики медицинского изделия, такое изделие подвергается послеремонтной поверке.
Принимая во внимание, пояснения Заказчика, Комиссией установлено, что в состав комплекса рентгенодиагностического телеуправляемого КРТ- "ОКО" входит дозиметр ДРК, поверка которого необходима после ремонта.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона от 26 июня 2008 года N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - ФЗ N 102-ФЗ) поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Частью 3 статьи 13 ФЗ N 102-ФЗ Правительством Российской Федерации устанавливается перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации государственными региональными центрами метрологии.
Указанный перечень средств измерений утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2010 года N 250 (далее - Постановление Правительства РФ N 250).
В пункте 10 указанного перечня средств измерений содержатся средства измерений дозы рентгеновского излучения, применяемые при рентгено-диагностических исследованиях.
Таким образом поверка комплекса рентгенографического телеуправляемого КРТ - "ОКО" установленная Заказчиком в проекте контракта осуществляется только государственными региональными центрами метрологии.
Поскольку заказчиком в пункте 2.3 проекта контракта установлено: услуги оказываются с применением материалов Исполнителя, его силами и средствами, следовательно, участник не может привлечь к исполнению обязательств по договору третьих лиц.
В соответствии с Порядком взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) конкурентными способами, утвержденного Постановление Правительства Воронежской области от 27.01.2014 N42 на основании поступившей заявки, уполномоченным органом была разработана и размещена на официальном сайте документация об электронном аукционе на право заключить контракта на оказание услуг по ремонту медицинского оборудования с заменой комплектующих.
Материалами дела установлено, что документация об электронном аукционе на оказание услуг по ремонту медицинского оборудования с заменой комплектующих согласована с Уполномоченным органом: Управлением по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области.
На основании вышеизложенного, комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком, Уполномоченным органом части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, а также части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Принимая во внимание, что Заявитель не обеспечил явку представителей, за разъяснением положений документации не обращался, заявку на участие в рассматриваемом электронном аукционе не подавал, руководствуясь ст. ст. 99 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок
р е ш и л а:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя <_> (далее - Заявитель) на действия бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Новохоперская районная больница" (далее - Заказчик) в части несоблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на оказание услуг по ремонту медицинского оборудования с заменой комплектующих (номер извещения 0131200001019005229) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Новохоперская районная больница" факт нарушения части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, а также части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действия Уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области факт нарушения части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, а также части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе
4. Выдать предписание заказчику - бюджетному учреждению здравоохранения Воронежской области "Новохоперская районная больница" об устранении нарушений части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, а также части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
5. Рассмотреть вопрос о привлечении ответственных должностных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Д.Ю. Чушкин
Заместитель председателя Комиссии Ю.В. Рощупкина
Член Комиссии И.А. Тельпов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 10 октября 2019 г. N 036/06/33-768/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 10.10.2019