Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
с участием представителей от АО "Юго-Западная ТЭЦ" (далее - Организатор торгов); в отсутствие представителей от ООО "Промышленный эксперт" (далее - Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения жалобы;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 04.12.2019 вх. N 36204-ЭП/19) ООО "Промышленный эксперт" на действия Организатора торгов АО "Юго-Западная ТЭЦ" при организации и проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на полное техническое освидетельствование грузоподъемных механизмов и кранов (извещение N 31908579050), заслушав пояснения,
УСТАНОВИЛА:
27 ноября 2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - официальный сайт) было опубликовано Извещение N 31908579050 о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на полное техническое освидетельствование грузоподъемных механизмов и кранов (далее - Закупка), включая документацию о запросе предложений (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг АО "Юго-Западная ТЭЦ" (далее - Положение о закупках) в редакции от 27.04.2018, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
450 000,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
27.11.2019 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
09.12.2019 в 10:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок (по местному времени заказчика) |
11.12.2019, 16.12.2019 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
Санкт-Петербург, ул. Доблести, д.1 |
На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре N 31908579050 не был заключен договор.
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении в Документации требования к подрядчику о наличии комплекта контрольных грузов для выполнения испытаний на статистическую и динамическую нагрузку в нарушение условий Приказа Ростехнадзора от 12.11.2013 N 533 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения" (далее - Приказ Ростехнадзора от 12.11.2013 N 533).
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона N 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
АО "Юго-Западная ТЭЦ" относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО "Промышленный эксперт" в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/40322/19 от 09.12.2019, представлен.
Также оригиналы документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/40322/19 от 09.12.2019, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Частью 9 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
На основании п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.
В соответствии с п. 1.8 Документации требования к участникам закупки указаны в приложении N 2 к настоящей документации (Задание на закупку товаров/работ, услуг).
Согласно п. 7 приложения N 2 к Документации заказ на выполнение работ/исходные данные/сводка объемов работ/мероприятия представлены в приложении N3 к конкурсной документации (проекте договора с приложениями), включая наличие собственных комплектов необходимого оборудования для выполнения работ в объёме полного технического освидетельствования ПС - лазерный дальномер, комплекта контрольных грузов для выполнения испытаний на статическую и динамическую нагрузку, вспомогательного оборудования (подмости, ограждения) и оснастки для проведения работ.
Пунктом 1.1 приложения N 3 к Документации (проект договора) установлено, что подрядчик обязуется в установленный настоящим договором срок выполнить по заданию заказчика в соответствии с техническим заданием (Приложение N 1), "Расчетом стоимости" (Приложение N 2), графиком выполнения работ (Приложение N3) следующую работу: полное техническое освидетельствование грузоподъемных механизмов и кранов (далее - "Работы").
Приложением N 1 к проекту договора определено техническое задание на полное техническое освидетельствование грузоподъемных механизмов и кранов (далее - Техническое задание).
На основании п. 3.1 Технического задания к подрядчику предъявляются следующие требования:
Наличие комплекта контрольных грузов для выполнения испытаний на статическую и динамическую нагрузку.
Заявитель в жалобе указывает на то, что требование к подрядчику, изложенное в п. 3.1 Технического задания, о наличии комплекта контрольных грузов для выполнения испытаний на статическую и динамическую нагрузку, по мнению Заявителя, ограничивает круг потенциальных участников Закупки и не соответствует положениям действующего законодательства, так как согласно п. 187 Приказа Ростехнадзора от 12.11.2013 N 533 для проведения статических и динамических испытаний эксплуатирующая организация должна обеспечить наличие комплекта испытательных (контрольных) грузов с указанием их фактической массы. Таким образом, по мнению Заявителя, испытательные грузы не могут принадлежать потенциальному исполнителю или взяты потенциальным исполнителем в аренду у других организаций.
Вместе с тем представители Организатора торгов отметили, что в соответствии с пп. "м" п. 23 Приказа Ростехнадзора от 12.11.2013 N 533 эксплуатирующая организация должна соблюдать требования руководств (инструкций) по эксплуатации имеющихся в наличии подъемных сооружений (далее - ПС), в том числе иметь в наличии грузы (специальные нагружатели) для выполнения испытаний ПС либо проводить испытания на специально оборудованном полигоне, при этом допускается применять для испытаний грузы, взятые в аренду в других организациях.
Представители Организатора торгов пояснили, что, принимая во внимание отсутствие у заказчика комплекта грузов (специальных нагружателей), при составлении Технического задания заказчик предусмотрел их наличие у подрядчика, что было заложено в начальной (максимальной) цене договора, заключаемого по результатам Закупки. Таким образом, заказчик воспользовался правом, предусмотренным пп. "м" п. 23 Приказа Ростехнадзора от 12.11.2013 N 533, взять во временное пользование за плату грузы (специальные нагружатели) у другой организации - подрядчика.
Представители Организатора торгов также отметили, что для выполнения работ, являющихся предметом Закупки, заказчиком были запрошены коммерческие предложения у ООО "Спецкомплекс", ООО "Ижора-Кран", ООО "Производственная Фирма Специальная Машиностроительная Корпорация" и ООО "НеваСтройКомплект". В ответ на запрос были получены предложения от ООО "Спецкомплекс", ООО "Производственная Фирма Специальная Машиностроительная Корпорация" и ООО "НеваСтройКомплект" о выполнении работ по договору, а также подтверждение готовности выполнить требуемый заказчиком объем работ с предоставлением комплекта контрольный грузов в соответствии с условиями Документации. Таким образом, данные организации подтвердили, что при выполнении работ подрядчик самостоятельно арендует комплект контрольных грузов для выполнения работ по договору, что заложено в начальную (максимальную) цену договора, заключаемого по результатам Закупки.
В подтверждение данной позиции со стороны Организатора торгов в заседание Комиссии СПб УФАС России были представлены соответствующие документы и сведения, в том числе запрос коммерческих предложений, коммерческие предложения от ООО "Спецкомплекс", ООО "Производственная Фирма Специальная Машиностроительная Корпорация" и ООО "НеваСтройКомплект" с подтверждением готовности выполнить требуемый заказчиком объем работ с предоставлением комплекта контрольный грузов в соответствии с условиями Документации, а также определение начальной (максимальной) цены на основе рыночной стоимости.
Комиссией СПб УФАС России установлено, что в соответствии с пп. "м" п. 23 Приказа Ростехнадзора от 12.11.2013 N 533 организация (индивидуальный предприниматель), эксплуатирующая опасный производственный объект с ПС (без выполнения собственными службами работ по ремонту, реконструкции или модернизации) (далее - эксплуатирующая организация), должна соблюдать требования руководств (инструкций) по эксплуатации имеющихся в наличии ПС и иметь в наличии грузы (специальные нагружатели) для выполнения испытаний ПС либо проводить испытания на специально оборудованном полигоне (допускается применять для испытаний грузы, взятые в аренду в других организациях).
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что Приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 N 533 предусмотрена возможность применения для испытаний на статистическую и динамическую нагрузку грузов, взятых в аренду в других организациях, при выполнении работ, являющихся предметом проводимой Закупки.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России находит довод жалобы Заявителя неподтвержденным, вследствие чего по данному доводу жалобы не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 04.12.2019 вх. N 36204-ЭП/19) ООО "Промышленный эксперт" на действия Организатора торгов АО "Юго-Западная ТЭЦ" (ИНН: 7813323258, ОГРН: 1057811093746) при организации и проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на полное техническое освидетельствование грузоподъемных механизмов и кранов (извещение N 31908579050) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 декабря 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.12.2019