Резолютивная часть оглашена 20.01.2020 В полном объеме изготовлено 30.01.2020
|
Великий Новгород |
|
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Комиссия) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Куриков И.А. - председатель комиссии, заместитель руководителя Управления;
Иванов А.Т.- член комиссии, главный специалист-эксперт Управления;
Фомин М.Е. - член комиссии, специалист-эксперт Управления,
рассмотрев дело N 053/05/24-588/2019 от 20.12.2019 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью "Кабинет лечения боли" (ИНН 5321197044; 173009, Великий Новгород, ул. Псковская, д. 44, корп. 1, кв. 85; далее - ООО "Кабинет лечения боли") законодательства Российской Федерации о рекламе,
в присутствии представителей:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - _..,
заинтересованного лица - Муниципального автономного учреждения "Редакция газеты "Новгород" (ИНН 5321026987; 173015, Великий Новгород, Воскресенский бульвар, д. 10; далее - МАУ "Редакция газеты "Новгород") - _..,
УСТАНОВИЛА:
20.11.2019 в Новгородское УФАС России из Приемной Президента Российской Федерации в Новгородской области поступило заявление физического лица М. о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении на территории Великого Новгорода в общегородской газете "Новгород" ненадлежащей рекламы методов лечения заболеваний, в частности остеохондроза (вх. NN 7817, 7818 от 20.11.2019 Новгородского УФАС России; далее - Заявление).
Заявитель считает данную рекламу недобросовестной, поскольку в рекламе не допускается подробное описание методов лечения заболевания с тем, чтобы у потребителей не складывалось ложное впечатление о преимуществах одних методов лечения над другими.
В результате рассмотрения Заявления установлено следующее.
В выпуске периодического печатного издания - газеты "Новгород" (свидетельство ПИ N ТУ53-00250 от 03.08.2015 выдано Управлением Роскомнадзора по Новгородской области) N 44/84/1785 от 07.11.2019 на 8 полосе размещено рекламное объявление под заголовком "ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВОЕ ЛЕЧЕНИЕ ОСТЕОХОНДЗОРА!" следующего содержания:
"В Великом Новгороде продолжает работу специализированный кабинет борьбы с остеохондрозом!
"Кабинет лечения боли" приглашает пациентов на лечение позвоночника инновационным, одним из самых эффективных на сегодняшний день методов лечения.
Кабинет предлагает индивидуальные программы лечения боли по методу профессора А.А. Герасимова, рекомендованные Минздравом РФ.
ПРОЦЕДУРА ПОКАЗАНА при:
ГОЛОВНЫХ БОЛЯХ - мигрени, шум в ушах, головокружения, гипотония и т.д.
ОСТЕОХОНДРОЗАХ - боль в области шеи, в плечах, в пояснице, онемение пальцев рук
ГРЫЖАХ ДИСКА с неврологической симптоматикой, плече-лопаточный периартериит
ОСТЕОАРТРОЗАХ - боли в коленных, тазобедренных, плечевых, локтевых суставах
ДОСТОИНСТВА:
1. Помогает полностью исключить применение лекарств.
2. Сроки лечения больных (в сравнении с другими процедурами) сокращаются в 2-3 раза.
3. Частота обострений болезни уменьшается в 3-4 раза.
4. Болевой синдром сокращается за 5-7 процедур, а эффект лечения может длиться до 3-5 лет.
5. Болевые синдромы устраняются полностью у 92-95% пациентов.
Если вас давно беспокоит позвоночник, обратитесь в "Кабинет лечения боли", мы вам поможем!
Процедуру проводит врач, кандидат медицинских наук, заслуженный врач РФ, опыт работы по методу А.А. Герасимова - 18 лет.
Прием ведется по предварительной записи по телефону: _..
КОНСУЛЬТАЦИЯ БЕСПЛАТНО".
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Ненадлежащая реклама, то есть реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, не допускается (пункт 4 статьи 3 Закона о рекламе).
Согласно части 8 статьи 24 Закона о рекламе реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.
В соответствии с Письмом ФАС России от 28.05.2015 N АД/26584/15 под методами профилактики, диагностики, лечения или медицинской реабилитации понимаются способы, приемы проведения профилактики, диагностики, лечения или медицинской реабилитации.
При этом согласно Письму ФАС России от 25.09.2017 N АК/65861/17 требования части 8 статьи 24 Закона о рекламе не распространяются на рекламу медицинских услуг; рекламу медицинских услуг и рекламу методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации необходимо разграничивать в соответствии с Номенклатурой медицинских услуг.
Указание в рекламе способов воздействия на организм человека, полностью совпадающих с наименованием медицинских услуг, содержащихся в Номенклатуре, позволяет квалифицировать такую рекламу в качестве рекламы медицинских услуг, при отсутствии в такой рекламе иной информации, позволяющей выделить иные объекты рекламирования, в том числе при отсутствии в рекламе раскрытия содержания того или иного метода профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации.
Данный подход также подтверждается судебной практикой, в частности, из пункта 25 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.04.2017, следует, что если информация о методе профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации не раскрывается самостоятельным образом и распространяется в составе рекламы медицинских услуг, то такая реклама часть 8 статьи 24 Закона о рекламе не нарушает.
Номенклатура медицинских услуг утверждена Приказом Минздрава России от 13.10.2017 N 804н (далее - Номенклатура).
Номенклатура не содержит указанных в рассматриваемой рекламе конкретных видов медицинской деятельности: "лечение боли по методу А.А. Герасимова", "лечения остеохондроза", "лечения остеоартроза" и т.п.
Таким образом, объектом рекламирования в данном случае являются не медицинские услуги как таковые (например, прием врача-невролога, врача-физиотерапевта), а определенный метод лечения заболеваний позвоночника, суставов, устранения болевых синдромов (как указано в рекламе "лечение боли по методу А.А. Герасимова").
При этом в рекламе акцентируется внимание на особенностях и преимуществах этого метода лечения (инновационный, эффективный, рекомендован Минздравом РФ, исключает применение лекарственных препаратов, дает долгосрочный эффект), т.е. раскрывается его содержание.
Такая реклама в силу закона ограничена в распространении и допускается только в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.
Согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации ПИ N ТУ53-00250 от 03.08.2015 газета "Новгород" специализированным печатным изданием для медицинских и фармацевтических работников не является.
Учитывая изложенное, в распространенном в газете "Новгород" N 44/84/1785 от 07.11.2019 на 8 полосе рекламном объявлении под заголовком "ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВОЕ ЛЕЧЕНИЕ ОСТЕОХОНДЗОРА!" имеются признаки нарушения части 8 статьи 24 Закона о рекламе, выразившиеся в распространении рекламы методов лечения недопустимым способом.
Согласно частям 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных частью 8 статьи 24 настоящего Федерального закона, несет рекламодатель и/или рекламораспостранитель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Из информации, представленной рекламораспространителем - МАУ "Редакция газеты "Новгород", следует, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО "Кабинет лечения боли".
Между МАУ "Редакция газеты "Новгород" и ООО "Кабинет лечения боли" заключен Договор N 14/03/19 от 14.03.2019, в рамках которого происходило изготовление и распространение рассматриваемой рекламы (далее - Договор).
Текст рекламы для изготовления оригинал-макета рекламного объявления был предоставлен ООО "Кабинет лечения боли", МАУ "Редакция газеты "Новгород" никаких изменений в него не вносило.
Согласно пункту 4.2 Договора рекламодатель несет ответственность за нарушение законодательства о рекламе в части содержания материалов (за недобросовестную, недостоверную, заведомо ложную рекламу), а также в части оформления (этичности).
Размещение рекламы было оплачено ООО "Кабинет лечения боли", что подтверждается счетом N 0000-001849 от 31.10.2019 и приходным кассовым ордером N 762 от 31.10.2019.
В материалах настоящего дела имеются письменные объяснения ООО "Кабинет лечения боли" (вх. N 206 от 17.01.2020 Новгородского УФАС России), согласно которым общество признает факт нарушения им требований Закона о рекламе при распространении вышеуказанного рекламного объявления, обязуется впредь подобных нарушений не допускать.
На рассмотрении дела представитель ООО "Кабинет лечения боли" поддержала указанные письменные объяснения.
Исследовав материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
Имеющиеся в деле доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о нарушении рекламодателем - ООО "Кабинет лечения боли" части 8 статьи 24 Закона о рекламе при распространении в периодическим печатном издании - газете "Новгород" N 44/84/1785 от 07.11.2019 на 8 полосе рекламного объявления под заголовком "ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВОЕ ЛЕЧЕНИЕ ОСТЕОХОНДЗОРА!".
При этом в материалах дела отсутствуют доказательства прекращения распространения ненадлежащей рекламы.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать ненадлежащей рекламу методов лечения под заголовком "ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВОЕ ЛЕЧЕНИЕ ОСТЕОХОНДЗОРА!", распространенную в периодическом печатном издании - газете "Новгород" (свидетельство ПИ N ТУ53-00250 от 03.08.2015 выдано Управлением Роскомнадзора по Новгородской области) N 44/84/1785 от 07.11.2019 на 8 полосе, поскольку в ней нарушены требования части 8 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Выдать рекламодателю - Обществу с ограниченной ответственностью "Кабинет лечения боли" (ИНН 5321197044; 173009, Великий Новгород, ул. Псковская, д. 44, корп. 1, кв. 85) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе (прекращении распространения ненадлежащей рекламы).
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии И.А. Куриков
Члены комиссии А.Т. Иванов
М.Е. Фомин
Решение может быть обжаловано в трехмесячный срок в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 20 января 2020 г. N 053/05/24-588/2019 (ключевые темы: диагностика - профилактика - медицинская реабилитация - ненадлежащая реклама - антимонопольный орган)
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 30.01.2020