Резолютивная часть решения оглашена 09 января 2020 года
В полном объеме решение изготовлено 13 января 2020 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
"<_>" |
- |
"<_>" |
Членов Комиссии: |
"<_>" |
- |
"<_>" |
|
"<_>" |
- |
"<_>" |
рассмотрев обращение Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 44 комбинированного вида" города Магнитогорска (далее - МДОУ "Д/с N 44 к.в." г. Магнитогорска, заказчик) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Общества с ограниченной ответственностью "Центр экологической безопасности" (далее - участник закупки, ООО "Центр экологической безопасности", Общество), учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа "Центр экологической безопасности" в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на оказание услуг по акарицидной обработке, в соответствии с техническим заданием (извещение N0369300135019000007) (далее - аукцион, закупка), в присутствии:
- представителя МДОУ "Д/с N 44 к.в." г. Магнитогорска "<_>", действующего на основании доверенности N 1 от 30.12.2019;
- представителя ООО "Центр экологической безопасности" генерального директора "<_>".
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России, антимонопольный орган) 26.12.2019 поступило обращение МДОУ "Д/с N 44 к.в." г. Магнитогорска о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Центр экологической безопасности", учредителях, членах коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа ООО "Центр экологической безопасности" в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на оказание услуг по акарицидной обработке, в соответствии с техническим заданием (извещение N0369300135019000007).
Согласно материалам дела, заказчиком объявлено о проведении закупки, путем размещения Муниципальным дошкольным образовательным учреждением "Детский сад N 28 общеразвивающего вида" города Магнитогорска (далее - МДОУ "Д/с N 28 о.в." г. Магнитогорска, организатор совместного аукциона) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) 27.11.2019 извещения о проведении электронного аукциона на оказание услуг по акарицидной обработке, в соответствии с техническим заданием.
Начальная (максимальная) цена контракта - 133 950,16 рублей.
Протокол N 0369300135019000007 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе: Услуга по акарицидной обработке, в соответствии с техническим заданием от 10.12.2019.
Протокол проведения электронного аукциона от 11.12.2019.
Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 86,52%.
Протокол N 0369300135019000007 подведения итогов электронного аукциона: Услуга по акарицидной обработке, в соответствии с техническим заданием от 12.12.2019.
Согласно материалам дела, в соответствии с протоколом N 0369300135019000007 подведения итогов электронного аукциона: Услуга по акарицидной обработке, в соответствии с техническим заданием от 12.12.2019 победителем электронного аукциона в соответствии с частью 10 статьи 69 Закона о контрактной системе признан участник электронного аукциона ООО "Центр экологической безопасности", предложивший наиболее низкую цену контракта. Проект контракта размещен заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы 19.12.2019. В связи с тем, что победитель электронной процедуры в срок до 23:59 24.12.2019 не разместил на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечение исполнения контракта, не разместил протокол разногласий, Общество признано уклонившимся от заключения контракта.
Изучив представленные документы, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В силу части 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 Закона о контрактной системе протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 Закона о контрактной системе, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 Закона о контрактной системе, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
Частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе определено, что в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе. В случае, если при проведении электронного аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель электронной процедуры одновременно предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе или обеспечение исполнения контракта в размере, предусмотренном документацией об электронной процедуре, и информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры.
Частью 5 статьи 83.2 Закона о контрактной системе установлено, что в течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронной процедуры на электронной площадке в соответствии с частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе и на электронной площадке проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя электронной процедуры.
Из содержания части 6 статьи 83.2 Закона о контрактной системе следует, что в течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке документов, предусмотренных частью 5 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, победитель электронной процедуры размещает на электронной площадке проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя, а также документ и (или) информацию в соответствии с частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанные усиленной электронной подписью указанного лица.
Исходя из требований части 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 статьи 83.2 Закона о контрактной системе) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные статьей 83.2 Закона о контрактной системе, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
В силу части 2 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта при осуществлении закупки в случаях, предусмотренных параграфами 3 и 3.1 главы 3 Закона о контрактной системе (если начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей).
Как следует из части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
В соответствии с протоколом N 0369300135019000007 подведения итогов электронного аукциона: Услуга по акарицидной обработке, в соответствии с техническим заданием от 12.12.2019 победителем электронного аукциона в соответствии с частью 10 статьи 69 Закона о контрактной системе признан участник закупки ООО "Центр экологической безопасности", предложивший наиболее низкую цену контракта и заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
Протокол N 0369300135019000007 подведения итогов электронного аукциона: Услуга по акарицидной обработке, в соответствии с техническим заданием от 12.12.2019 размещен в ЕИС 12.12.2019.
Документ "Проект контракта" направлен участнику 19.12.2019.
Срок подписания контракта ООО "Центр экологической безопасности" истек 24.12.2019. Победитель закупки не подписал контракт, не представил заказчику обеспечение исполнения контракта. ООО "Центр экологической безопасности" признано заказчиком уклонившимся от заключения контракта. Акт N 1 подтверждения факта уклонения от заключения контракта победителя электронного аукциона N 0369300135019000007 от 25.12.2019. Протокол о признании участника уклонившимся от заключения контракта на Услугу по акарицидной обработке, в соответствии с техническим заданием от 25.12.2019. Указанный протокол размещен в ЕИС 25.12.2019.
Обязанность по заключению контракта с заказчиком ООО "Центр экологической безопасности" не исполнена. Банковская гарантия победителем электронного аукциона не получена, денежные средства в обеспечение исполнения контракта не перечислены.
В соответствии с заявлением N 120 от 20.12.2019 ООО "Центр экологической безопасности" уведомляет организатора совместного аукциона об отказе от подписания и исполнения контрактов закупки N 0369300135019000007. Причина отказа: определение Верховного суда РФ от 13.11.2019 N 303-ЭС19-21514, на основании которого, участники закупок услуг по дератизации, дезинсекции (акарицидной обработке) должны иметь лицензию по дезинфектологии с указанием в ней адреса заказчика. Далее цитата: "Так как получение лицензии длительный и трудоемкий процесс, с нашей стороны будет нецелесообразно получать ее на каждый адрес объектов закупки".
Согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
С учетом изложенного, предпринимательские риски, в силу действующего законодательства несет хозяйствующий субъект, принявший решение об участии в закупке и снижении начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, в ходе рассмотрения вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО "Центр экологической безопасности" не представило документы и сведения, позволяющие сделать вывод о его намерении заключить контракт на условиях, предусмотренных документацией, а также объективные причины, по которым контракт не заключен в установленный законом срок.
Так, принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с ним как с лицом, признанным победителем закупки.
Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически-значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
С учетом изложенного, ООО "Центр экологической безопасности" на стадии заключения контракта не предприняло меры, направленные на подписание проекта контракта, в том числе не предоставило обеспечение исполнения контракта, что свидетельствует об отсутствии намерения и воли юридического лица в части заключения контракта, и, следовательно, добросовестного исполнения обязательств.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
На заседании Комиссии Челябинского УФАС России установлено, что рассматриваемый контракт подлежал заключению по результатам проведения совместного аукциона, организатором по которому выступил один из заказчиков (МДОУ "Д/с N 28 о.в." г. Магнитогорска). МДОУ "Д/с N 44 к.в." г. Магнитогорска направило проект контракта победителю электронного аукциона не в соответствии со сроками, установленными частью 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе. При этом, несмотря на большие сроки для совершения действий, направленных на заключение контракта (с даты размещения итогового протокола по закупке - 12.12.2019, до регламентированного частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе срока подписания контракта Обществом - 24.12.2019) ООО "Центр экологической безопасности" контракт не подписало, обеспечение исполнения контракта не представило. Кроме того, победителем электронного аукциона контракт не подписан и по заказчику, своевременно направившему на подписание проект контракта (МДОУ "Д/с N 74" г. Магнитогорска). При этом отказ от подписания контракта выражен Обществом 20.12.2019.
Документального подтверждения невозможности участника закупки подписать контракт и представить заказчику обеспечение исполнение контракта в адрес заказчика, в материалы дела не представлено.
Таким образом, подтвержден факт недобросовестного поведения участника закупки, выразившийся в неисполнении требований документации об электронном аукционе и Закона о контрактной системе о подписании контракта и представлении надлежащего обеспечения исполнения контракта, что, по мнению Комиссии Челябинского УФАС России, является основанием для включения сведений об ООО "Центр экологической безопасности", учредителе, лице, исполняющего функции единоличного исполнительного органа ООО "Центр экологической безопасности", в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА*:
1. Включить сведения, представленные Муниципальным дошкольным образовательным учреждением "Детский сад N 44 комбинированного вида" города Магнитогорска, об Обществе с ограниченной ответственностью "Центр экологической безопасности" (ИНН/КПП 7453228461/745301001, ОГРН 1117453002149, 454091, Челябинская область, город Челябинск, проспект Ленина, дом 36, корпус А, офис 1) сроком на два года с даты размещения реестровой записи об Обществе в Реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
2. Включить сведения, представленные Муниципальным дошкольным образовательным учреждением "Детский сад N 44 комбинированного вида" города Магнитогорска, об учредителе, генеральном директоре ООО "Центр экологической безопасности" "<_>" (ИНН "<_>") сроком на два года с даты размещения реестровой записи в Реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии "<_>"
Члены Комиссии "<_>"
"<_>"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 9 января 2020 г. N 074/06/104-2739/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 13.01.2020