по результатам проверки факта
уклонения победителя закупки от заключения договора
18 февраля 2020 года г. Ярославль
(изготовлено в полном объеме 20.02.2020 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению сведений о включении в Реестр (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Гудкевич Е.В., члены Комиссии - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Шарутина С.А., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Савичева К.А., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Бубнов А.М.,
рассмотрев сведения, представленные ПАО "ОДК - Сатурн", о включении в реестр недобросовестных поставщиков ОАО "Городской телеканал" - победителя запроса котировок в электронной форме N 31908732648 на право заключения договора оказания услуг по созданию и размещению ежемесячной информационной телепередачи в эфире двух телеканалов (федерального в региональное время и регионального) в течение 2020 года, в присутствии:
- от ПАО "ОДК - Сатурн" - <...> (по доверенности N 317 от 16.07.2019);
- от ОАО "Городской телеканал" - <...> (по доверенности N 13 от 17.02.2020); <...> (Приказ ОАО "Городской телеканал" N 115 от 01.12.2016 "О вступлении в должность Генерального директора"),
у с т а н о в и л а:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области поступили сведения, представленные ПАО "ОДК - Сатурн", о включении в реестр недобросовестных поставщиков ОАО "Городской телеканал" (ИНН: 7606007945, ОГРН: 1027600849430) - победителя запроса котировок в электронной форме N 31908732648 на право заключения договора оказания услуг по созданию и размещению ежемесячной информационной телепередачи в эфире двух телеканалов (федерального в региональное время и регионального) в течение 2020 года.
При вынесении решения Комиссия исходит из следующего.
27 декабря 2019 года ПАО "ОДК-Сатурн" в рамках проведения запроса котировок в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по созданию и размещению ежемесячной информационной телепередачи в эфире двух телеканалов (федерального в региональное время и регионального) в течение 2020 года разместило на сайте zakupki.gov.ru извещение N 31908732648 и документацию о закупке. Начальная (максимальная) цена договора - 978 000,00 (Девятьсот семьдесят восемь тысяч) российских рублей, с учетом всех расходов, предусмотренных проектом договора, и налогов, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства.
В период действия срока приема заявок организатору поступило 2 заявки на участие в запросе котировок от ОАО "Городской телеканал" (идентификационный номер участника 110183) и ООО "МТК" (идентификационный номер участника 110134).
Протоколом N 761/009-0075 от 16.01.2020 оба участника допущены к участию в закупке, по итогам ранжировки первое место заняло ОАО "Городской телеканал", в отношении ОАО "Городской телеканал" принято решение о проведении постквалификации.
ПАО "ОДК-Сатурн" в рамках постквалификации в адрес ОАО "Городской телеканал" направило три запроса N 785/013-002 от 16.01.2020, N 785/013-003, N 785/013-005 от 20.01.2020 для подтверждения ОАО "Городской телеканал" достоверности сведений, указанных в заявке последнего.
В указанные в запросах сроки ОАО "Городской телеканал" представил в адрес ПАО "ОДК-Сатурн" все необходимые сведения (письма N 7 от 17.01.2020, N 10 от 20.01.2020, N 12 от 21.01.2020).
Протоколом N 761/009-0118 от 21.01.2020 ОАО "Городской телеканал" признано прошедшим постквалификацию, а также признано победителем запроса котировок (протокол размещен в ЕИС 22.01.2020).
В соответствии с пунктом 4.19.2. Документации о закупке договор по итогам закупки, проводимой в электронной форме, может заключаться в бумажной форме или в электронной форме с использованием функционала ЭТП в зависимости от того, как это предусмотрено в пункте 33 Информационной карты.
Согласно пункту 33 Информационной карты форма заключения договора определена как бумажная.
В Документацию о закупке включен раздел 4.19., регламентирующий порядок и сроки заключения договора.
Согласно пункту 4.19.10. (1) Документации о закупке проект договора, заключаемого по итогам закупки, а также обеспечение исполнения договора (если такое требование было установлено в соответствии с п. 34 информационной карты) направляется лицом, с которым заключается договор, в адрес заказчика, организатора закупки в течение 5 (пяти) дней с даты официального размещения протокола, которым были подведены итоги закупки и определен ее победитель.
Пунктом 4.19.15. Документации о закупке установлено, что если в пункте 33 информационной карты не предусмотрено заключение договора в электронной форме, то проект договора, заключаемого по итогам закупки, подписывается уполномоченным представителем лица, с которым заключается договор, и в сроки, установленные пунктом 4.19.10, направляется заказчику, организатору закупки одним из следующих способов:
- нарочным ответственному исполнителю заказчика, организатора закупки;
- посредством курьерской или иной службы доставки;
- почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу заказчика, организатора закупки, указанному в извещении.
Учитывая вышеизложенное, проект договора ОАО "Городской телеканал" со своей стороны должно было подписать и направит в адрес ПАО "ОДК-Сатурн" до 27.01.2020 (включительно).
В установленные Документацией о закупке сроки ОАО "Городской телеканал" не подписало со своей стороны проект договора и не направило в адрес заказчика.
В соответствии с пунктом 4.19.20. (1) Документации о закупке участник закупки признается уклонившимся от заключения договора в том числе в случае непредставления подписанного им договора в предусмотренные извещением сроки.
Протоколом N 076/009-0137 от 28.01.2019 ОАО "Городской телеканал" признано уклонившимся от заключения договора.
Представители ОАО "Городской телеканал" на заседании Комиссии Ярославского УФАС России, а также в письменных объяснениях пояснили, что ОАО "Городской телеканал" не имело умысла на уклонение от заключения договора, в рамках постквалификации ОАО "Городской телеканал" неоднократно подтверждало свою готовность оказать для ПАО "ОДК-Сатурн" услуги по созданию и размещению ежемесячной информационной телепередачи в эфире двух телеканалов (федерального в региональное время и регионального) в течение 2020 года.
После получения уведомления от оператора ЭТП об опубликовании протокола N 761/009-0118 от 21.01.2020, которым ОАО "Городской телеканал" признано победителем запроса котировок, в промежуток с 22.01.2020 по 28.02.2020 представитель ОАО "Городской телеканал" неоднократно связывался по телефону горячей линии со специалистами службы технической поддержки электронной площадки ETPRF.RU с целью получения информации о порядке заключения договора по результатам электронной процедуры. В ходе данных телефонных переговоров специалисты службы технической поддержки ЭТП неоднократно давали пояснения о том, что в связи с невыполнением Заказчиком действий, предусмотренных Инструкцией заказчика по заключению договора по итогам универсальной закупки электронной площадки ETPRF.RU, ОАО "Городской телеканал" не правомочен со своей стороны приступать к процедуре заключения договора по собственной инициативе, необходимо дождаться совершения необходимых действий со стороны Заказчика или получения от него уведомления с информацией о действиях, которые надлежит совершить, сроках и порядке их совершения (данные специалистами службы технической поддержки ETPRF.RU подтверждаются информацией, содержащейся на электронной площадке).
Вместе с тем, Комиссия Ярославского УФАС России, изучив Инструкцию заказчика по заключению договора по итогам универсальной закупки электронной площадки ETPRF.RU, считает, что в данной ситуации она не применима, так как в соответствии с положениями Документации о закупке предусмотрена бумажная форма заключения договора, а не электронная.
Также в обоснование своего добросовестного поведения ОАО "Городской телеканал" сообщило, что в период с 22.01.2020 по 28.01.2018 предпринимало попытки получить информацию у Заказчика о порядке заключения договора путем осуществления телефонных звонков по номеру контактного лица Заказчика, указанного в Извещении о проведении закупки. Дважды в ходе телефонных переговоров представитель Заказчика отказал в предоставлении информации о порядке и процедуре заключения договора со ссылкой на то, что обязанность указанного лица представлять какую-либо информацию, связанную с закупкой, ограничена сроком окончания подачи заявок. Доказательством ведения телефонных переговоров является расшифровка по МРТ по лицевому счету за январь, из которой видно, что с номера телефона, принадлежащего ОАО "Городской телеканал" неоднократно производились телефонные звонки в город Рыбинск, в том числе на телефонные номера, принадлежащие ПАО "ОДК-Сатурн".
После размещения протокола N 076/009-0137 от 28.01.2019, которым ОАО "Городской телеканал" признано уклонившимся от заключения договора, ОАО "Городской телеканал" направило жалобу (вх. N 1095 от 03.02.2020) на действия организатора торгов (заказчика) - ПАО "ОДК-Сатурн" при проведении запроса котировок в электронной форме N 31908732648 на право заключения договора оказания услуг по созданию и размещению ежемесячной информационной телепередачи в эфире двух телеканалов (федерального в региональное время и регионального) в течение 2020 года.
Обжалуемые действия (бездействие) - осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ, выразившимся в неправомерном признании ОАО "Городской телеканал" уклонившимся от заключения договора.
Решением Ярославского УФАС России N 076/07/3-90/2020 от 12.02.2020 (изготовлено в полном объеме 17.02.2020) жалоба ОАО "Городской телеканал" признана необоснованной.
Несмотря на данное решение, воля ОАО "Городской телеканал" по-прежнему направлена на заключение договора с ПАО "ОДК-Сатурн", что подтверждается письмом ОАО "Городской телеканал" N 29 от 14.02.2019, в соответствии с которым ОАО "Городской телеканал" подтверждает свою готовность оказать для ПАО "ОДК-Сатурн" услуги по созданию и размещению ежемесячной информационной телепередачи в эфире двух телеканалов (федерального в региональное время и регионального) в течение 2020 года и информирует о направлении в адрес ПАО "ОДК-Сатурн" подписанного проекта договора.
Рассмотрев представленные сведения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" утверждены Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков (далее - Правила направления сведений).
В соответствии с пунктами 1, 2 Приказа ФАС России от 18.03.2013 N 164/13 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", комиссия (центрального аппарата либо территориального органа ФАС России) проводит проверку сведений в течение 10 дней с даты их поступления. По результатам проверки сведений комиссия дает соответствующее заключение, которое не позднее двух рабочих дней должно быть представлено руководителю ФАС России для принятия им решения о включении либо об отсутствии оснований для включения сведений в реестр, которое оформляется приказом ФАС России. Подтвержденные по результатам проверки сведения включаются в реестр не позднее трех рабочих дней со дня принятия указанного в пункте 2 данного приказа решения руководителя ФАС России.
В силу приведенных выше положений Закона о закупках, а также подзаконных актов, при поступлении сведений об уклонении участника Закупки от заключения договора антимонопольный орган должен провести проверку и установить факт уклонения данного лица от заключения договора с заказчиком (обстоятельства, свидетельствующие о намерении отказаться от заключения), и только в случае подтверждения указанного факта он может разместить сведения об участнике размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков. Вместе с этим, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков может являться только такое уклонение от заключения контракта, которое предполагает недобросовестное поведение хозяйствующего субъекта, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о закупках, в том числе, приведших к невозможности заключения контракта с ним, как лицом, признанным победителем закупки и этими действиями (бездействием) нарушающим права заказчика относительно условий и срока исполнения договора. В судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения. Таким образом, при рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Проанализировав доводы сторон, имеющиеся материалы, Комиссия пришла к выводу о том, что ОАО "Городской телеканал" не имело умысла на уклонение от заключения договора, напротив, предприняло ряд действий, направленных на взаимодействие с ПАО "ОДК-Сатурн" с целью заключения договора.
В соответствии с вышеизложенным, Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению сведений о включении в Реестр считает, что при сложившихся обстоятельствах, основания для включения ОАО "Городской телеканал" в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Комиссия Ярославского УФАС России,
заключила:
не включать в реестр недобросовестных поставщиков сведения, представленные ПАО "ОДК-Сатурн", в отношении ОАО "Городской телеканал" (ИНН: 7606007945, ОГРН: 1027600849430).
Председатель Комиссии Е.В. Гудкевич
Члены Комиссии С.В. Шарутина
К.А. Савичева
А.М. Бубнов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 20 февраля 2020 г. N 06-07/04р-20
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.02.2020