Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
с участием представителя от ГУП "Петербургский метрополитен" (далее - Организатор торгов); в отсутствие представителей от ООО "Предприятие "Трансмагистраль" (далее - Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения жалобы;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (вх. NN 3615/20, 3524-ЭП/20 от 05.02.2020) ООО "Предприятие "Трансмагистраль" на действия Организатора торгов ГУП "Петербургский метрополитен" при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по проведению оценки уязвимости 7-ми категорированных объектов Петербургского метрополитена в соответствии с требованиями постановления Правительства от 5 апреля 2017 года N 410 (извещение N 32008824175), заслушав пояснения,
УСТАНОВИЛА:
30 января 2020 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - официальный сайт) было опубликовано Извещение N 32008824175 о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по проведению оценки уязвимости 7-ми категорированных объектов Петербургского метрополитена в соответствии с требованиями постановления Правительства от 5 апреля 2017 года N 410 (далее - Закупка), включая извещение о запросе котировок (далее - Извещение).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ГУП "Петербургский метрополитен" (далее - Положение о закупках) в редакции от 01.10.2019, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
2 117 053,33 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
30.01.2020 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
07.02.2020 в 10:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок (по местному времени заказчика) |
11.02.2020 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
СПб, Лиговский пр., д. 88 |
На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре N 32008824175 не был заключен договор.
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении недостаточных требований к квалификации персонала участника Закупки, необходимой для оказания услуг по договору, а также к предоставлению в составе заявки документов, подтверждающих указанную квалификацию.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона N 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ГУП "Петербургский метрополитен" относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласилась. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО "Предприятие "Трансмагистраль" в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/3826/20 от 10.02.2020, представлен.
Также оригиналы документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/3826/20 от 10.02.2020, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона N223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Частью 9 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Согласно п. 7 Извещения предметом договора является оказание услуг по проведению оценки уязвимости 7-ми категорированных объектов Петербургского метрополитена в соответствии с требованиями постановления Правительства от 5 апреля 2017 года N 410.
На основании п. 13 Извещения для участия в запросе котировок в электронной форме участник, получивший аккредитацию на электронной площадке, подает заявку на участие в запросе котировок в электронной форме посредством электронной площадки, на которой проводится запрос котировок, подписанную электронной подписью по образцу, являющемуся неотъемлемой частью настоящего запроса котировок (Приложение N1 к извещению о проведении запроса котировок) с приложением обязательных для предоставления документов.
В состав заявки должны входить все документы, установленные настоящими требованиями и оформленные в соответствии с настоящими требованиями.
Как следует из п. 16 Извещения, котировочная заявка должна быть оформлена в соответствии с требованиями извещения. Также должны быть предоставлены все предусмотренные извещением документы, составленные, оформленные и заверенные, в случае установления требования предоставления копий документов, в соответствии с требованиями запроса котировок. Все документы должны быть представлены в полном объеме и читаемом виде.
Заявка на участие в запросе котировок должна содержать все предусмотренные настоящим извещением формы, сведения и информацию.
Согласно пп. 9 п. 16 Извещения в составе заявки участник должен представить действующее свидетельство об аккредитации организации на проведение оценки уязвимости объектов метрополитена, выданное Федеральным агентством железнодорожного транспорта (в соответствии с п. 8, ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" и Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 года N 289 "Об утверждении Правил аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств").
Заявитель в жалобе указывает на то, что работники специализированных организаций, осуществляющих оценку уязвимости, являются силами обеспечения безопасности и в обязательном порядке должны быть аттестованы. Таким образом, по мнению Заявителя, Организатору торгов в п. 16 Извещения необходимо было также установить требование о предоставлении в составе заявки на участие в Закупке документов, подтверждающих прохождение работниками участника аттестации сил обеспечения транспортной безопасности.
Кроме того, Заявитель полагает, что для оказания услуг по проведению дополнительной оценки уязвимости 8-ми категорированных объектов, требуется ориентировочно 7 аттестованных специалистов, так как срок оказания услуг, согласно Техническому заданию составляет 30 (тридцать) календарных дней с даты заключения договора (включительно). Таким образом, по мнению Заявителя, Организатору торгов в Извещении необходимо было установить требование к участнику о наличии квалифицированного персонала в количестве не менее 7 специалистов.
Представитель Организатора торгов отметила, что в соответствии с п. 16 Извещения участник в составе заявки должен представить действующее свидетельство об аккредитации организации на проведение оценки уязвимости объектов метрополитена. Правительством РФ определен порядок получения вышеуказанной аккредитации в постановлении от 31.03.2009 N 289 "Об утверждении Правил аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств" (далее - Правила):
Согласно пп. е п. 9 Правил одним из документов, предоставляемых заявителем для получения аккредитации являются сведения о кадровом составе и документы, подтверждающие профессиональную подготовку специалистов (копии трудовых книжек, документов об образовании и квалификации), а также соответствие кадрового состава требованиям пунктов 1 - 7 и 9 части 1 статьи 10 Федерального закона "О транспортной безопасности".
В соответствии с п. 10 Правил определение способности организации проводить оценку уязвимости объектов осуществляется на основе требований, предусматривающих, что организация должна, в том числе, обеспечить наличие кадрового состава, соответствующего требованиям пунктов 1 - 7 и 9 части 1 статьи 10 Федерального закона "О транспортной безопасности".
Основаниями отказа в выдаче свидетельства об аккредитации является:
а) несоблюдение организацией требований, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил:
б) наличие в документах, предусмотренных пунктом 9 настоящих Правил, недостоверной информации;
в) непредставление в компетентный орган документов, предусмотренных пунктом 9 настоящих Правил.
Представитель Организатора торгов отметила, что, таким образом, для получения аккредитации, заинтересованное лицо должно подтвердить наличие работников, соответствующих требованиям Федерального закона "О транспортной безопасности". В случае отсутствия таких работников, свидетельство об аккредитации уполномоченным органом выдано не будет. Учитывая изложенное, требование, установленное п. 16 Извещения, соответствует требованиям действующего законодательства РФ
в области транспортной безопасности и получения соответствующей аккредитации.
При этом согласно п. 1.8 Технического задания (приложение N 2 к Извещению) установлены следующие квалификационные требования к оказанию услуг:
услуги по оценке уязвимости объектов метрополитена производятся специалистами исполнителя, соответствующими требованиям п. 8 ст. 10 и п. 2 ст.12.1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", прошедшими подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности. В качестве подтверждающих документов исполнитель до начала оказания услуг предоставляет заказчику копии свидетельств об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности сотрудников исполнителя;
исполнитель, оказывающий услуги по оценке уязвимости объектов метрополитена, в соответствии с п. 8, ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" и Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 года N 289 "Об утверждении Правил аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств", должен иметь свидетельство об аккредитации организации на проведение оценки уязвимости объектов метрополитена, выданное Федеральным агентством железнодорожного транспорта.
В соответствии с п. 2.1.10. проекта договора (приложение N 4 к Извещению) заказчик вправе приостановить оказание услуг по настоящему договору в случае отсутствия у исполнителя квалифицированного персонала, выявления случаев привлечения к оказанию услуг лиц, не соответствующих требованиям настоящего договора и/или закона, прекращения (приостановки) действия свидетельства об аккредитации, иной разрешительной документации, предусмотренной требованиями законодательства РФ и настоящим договором.
В случае неполучения исполнителем разрешительных документов
и/или неустранения выявленных замечаний в срок, указанный заказчиком, заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения настоящего договора и потребовать возмещения убытков.
Представитель Организатора торгов пояснила, что, таким образом, Организатором торгов в Извещении установлены требования о наличии квалифицированного аттестованного персонала у исполнителя.
Представитель Организатора торгов также отметила, что по результатам запроса котировок заказчик выбирает исполнителя, который будет оказывать услуги по договору, в связи с чем в извещении о запросе котировок могут содержаться только требования к такому участнику закупки (исполнителю). Требования к персоналу исполнителя в данном случае могут повлечь за собой необоснованное ограничение конкуренции и нарушение заказчиком требований действующего законодательства РФ. Вместе с тем, учитывая положения Правил, утвержденных постановлением Правительства от 31.03.2009 N 289, предоставляя в составе заявки действующее свидетельство об аккредитации организации на проведение оценки уязвимости объектов метрополитена, выданное Федеральным агентством железнодорожного транспорта, участник закупки фактически подтверждает, что у него имеются сотрудники, имеющие необходимую квалификацию и прошедшие требуемую аттестацию. Установление Организатором торгов в Извещении требования
о наличии у участника Закупки определенного количества работников (например, не менее 7 специалистов), имеющих необходимую квалификацию и прошедших требуемую аттестацию, являлось бы также необоснованным ограничением конкуренции по следующим основаниям:
участник Закупки вправе самостоятельно определять трудовой распорядок в пределах, установленных действующим законодательством РФ;
участник Закупки вправе самостоятельно определять, какое количество сотрудников ему необходимо для оказания услуг по договору, учитывая, что срок оказания услуг и объем таких услуг изложены в Техническом задании (приложение N 2 к Извещению);
участник Закупки вправе нанять дополнительных сотрудников, имеющих необходимую квалификацию и прошедших требуемую аттестацию,
после признания его победителем запроса котировок. Привлечение
таких сотрудников до признания его победителем запроса котировок может повлечь за собой финансовые убытки участника Закупки.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что Организатором торгов в Извещении установлены надлежащие требования к квалификации персонала участника Закупки, необходимой для оказания услуг по договору, а также к предоставлению в составе заявки документов, подтверждающих указанную квалификацию, соответствующие требованиям действующего законодательства Российской Федерации в области транспортной безопасности и получения соответствующей аккредитации.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу (вх. NN 3615/20, 3524-ЭП/20 от 05.02.2020) ООО "Предприятие "Трансмагистраль" на действия Организатора торгов ГУП "Петербургский метрополитен" (ИНН: 7830000970, ОГРН: 1027810223407) при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по проведению оценки уязвимости 7-ми категорированных объектов Петербургского метрополитена в соответствии с требованиями постановления Правительства от 5 апреля 2017 года N 410 (извещение N 32008824175) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 февраля 2020 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.02.2020