Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе: рассмотрев жалобу ООО "Навигатор-Т" (далее также - Заявитель, Общество) на действия ФГУП "Призидент-Сервис" (далее также - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку самоспасателей фильтрующих (реестровый N 31908681886, далее - Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов выразилось в неправомерном установлении требований в Закупочной документации.
Проанализировав заявленные доводы, Комиссия приходит к выводу о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, учитывая требования, установленные частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Заказчиком 18.12.2019 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее также - ЕИС, Официальный сайт) размещено извещение о проведении Закупки. Начальная (максимальная) цена договора - 578 186,66 руб.
В техническое задание включено требование:
Партия самоспасателей комплектов должна сопровождаться:
- Сертификатом соответствия в системе Таможенного союза на соответствие требованиям ТР ТС 019/2011 с указанием эффективности самоспасателя.
Указание эффективности самоспасателя не является обязательным реквизитом формы сертификата соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза.
Форма и правила оформления сертификата соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза установлены Решением коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 года N 293 "О единых формах сертификата соответствия и декларации о соответствии требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза и правилах их оформления" (далее - Решение N 293).
Единая форма сертификата соответствия требованиям технического регламента Евразийского экономического союза не предусматривает наличия в форме сертификата соответствия графы с указанием класса эффективности.
Правила оформления сертификата соответствия требованиям технического регламента Евразийского экономического союза также не содержат требования о включении в сертификат соответствия указания на эффективность товара.
Обоснование необходимости использования требования об указании эффективности самоспасателя в сертификате соответствия в документации о закупке отсутствует.
Указание класса эффективности имеется только в одном сертификате соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 019/2011, а именно в сертификате соответствия N ТС RU C-RU.СП28.В.00233, выданного в отношении самоспасателя фильтрующего "Зевс-У" производства АО "Сорбент".
Таким образом, к поставке не может быть предложен какой-либо товар, кроме "Зевс- У" производства АО "Сорбент", что, по мнению Заявителя, приводит к необоснованному ограничению количества участников в нарушение пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках в связи с установлением требований к оформлению сертификата соответствия.
При этом согласно позиции, представленной Заказчиком на заседании Комиссии, требование о том, что эффективность самоспасателей должна быть указана в сертификате соответствия на требования ТР ТС 019/2011 Закупочная документация не содержит, равно как и отсутствует требование о наличии в сертификате соответствия сведений о классе эффективности, на которое ссылается Заявитель в своей жалобе.
Таким образом, при поставке самоспасателей поставщик должен предоставить Заказчику обязательный сертификат соответствия на требования ТР ТС 019/2011, оформленный в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также предоставить Заказчику информацию по эффективности поставляемых самоспасателей.
По мнению Заказчика, информация по эффективности самоспасателей содержится не в самом сертификате соответствия, а в следующих документах: паспорт на партию самоспасателей, руководство по их применению, протоколы испытаний и иные. В перечисленных документах указывается эффективность по времени защитного действия, по веществам от которых обеспечивается защита, по температурным интервалам применения и иным показателям. Указанные документы предоставляются потенциальным поставщиком одновременно с поставкой партии, вместе с сертификатом соответствия в системе Таможенного союза на соответствие требования ТР ТС 019/2011 и учебными материалами по применению самоспасателей (полноцветные плакаты формата А3 в количестве 20 шт.).
Кроме того, согласно возражениям Заказчика заявленным требованиям соответствуют как минимум 3 (три) самоспасателя следующих производителей: УФМС "Шанс-Е" производства ООО "НПК Пожхимзащита", СФ "Прометей" производства ООО "Прометей", "Зевс-У" производства ОАО "Сорбент".
Так как Закупочная документация, по мнению Заказчика, допускает поставку самоспасателей произведенных не ранее 4 квартала 2019 года, к поставке могут быть предложены самоспасатели марки СФ "Прометей" производства ООО "Прометей", произведенные до окончания срока действия их сертификата на требования ТР ТС 019/2011.
Данные самоспасатели имеют необходимые сертификаты соответствия на требования ТР ТС 019/2011, при их поставке предоставляются документы с указанием эффективности, а сама конструкция самоспасателей имеет такие современные решения как внутренняя система самонатяжения оголовья и боковое расположение фильтров.
Вместе с тем на заседании Комиссии представителем Заявителя представлены отсканированные копии сертификатов соответствия на указанные в возражениях самоспасатели. При этом в указанных сертификатах не содержится информация об их эффективности.
Вместе с тем, исходя из буквального толкования оспариваемого положения Технического задания следует, что указанная информация об эффективности должна содержаться именно в сертификате соответствия, а не в иных представляемых участниками документах, как на то указывает Заказчик.
При этом представителями Заказчика на заседании Комиссии не было представлено доказательств наличия на рынке самоспасателей соответствующих обжалуемому требованию за исключением "Зевс-У" производства АО "Сорбент".
Кроме того, согласно представленной Заказчиком информации на участие в Закупке была подана только одна заявка.
Согласно пункту 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участкам закупки.
С учетом изложенного жалоба Заявителя признается обоснованной, действия Заказчика признаются не соответствующими пункту 2 части 1, пункту 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках и Заказчику выдается предписание о внесении изменений в документацию с учетом настоящего решения.
Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Навигатор-Т" (ОГРН: 1057747250285, ИНН: 7736523644) на действия ФГУП "Призидент-Сервис" (ОГРН: 1037739022045, ИНН: 7730050504) при проведении Закупки обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим пункт 2 части 1 статьи, пункт 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 28 февраля 2020 г. N 077/07/00-457/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 28.02.2020