Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:
|
|
Председателя Комиссии: Членов Комиссии: |
Козловой Анны Алексеевны - руководителя Челябинского УФАС России; Копылова Станислава Александровича - заместителя руководителя управления - начальника отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России; Нуштаевой Дарьи Владимировны - специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России; |
|
|
рассмотрев жалобу N 074/07/3-455/2020 ООО "Движение" (далее - Заявитель) от 04.03.2020 вх. N 2905 на действия заказчика Федерального государственного унитарного предприятия "Российский Федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени Академика Е.И. Забабахина" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по обеспечению автотранспортом и спецавтотранспортом для перевозки грузов (извещение N 32008929398), в присутствии представителей Заказчика и Заявителя по доверенности,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "Движение" на действия заказчика ФГУП "РФЯЦ - ВНИИТФ им. академ. Е. И. Забабахина" при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по обеспечению автотранспортом и спецавтотранспортом для перевозки грузов (далее - закупка).
По мнению подателя жалобы, заказчиком в закупочной документации неправомерно установлено требование к участнику закупки о наличии у него действующей лицензии на транспортирование отходов 1-4 класса опасности, выданной Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, при условии, что предметом закупки является обеспечение автотранспортом различного назначения.
Заявитель полагает, что действия заказчика по включению в один лот автотранспорта, не связанного между собой технологически и функционально, предъявление к участнику закупки требования о наличии у него специальной правоспособности, создают конкурентные преимущества для отдельных организаций.
ФГУП "РФЯЦ - ВНИИТФ им. академ. Е. И. Забабахина" с доводами жалобы не согласилось, представило пояснения, которые приобщены к материалам жалобы.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.
В информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах Российской Федерации для размещений информации о размещении заказов http://www.zakupki.gov.ru (извещение N 32008929398) ФГУП "РФЯЦ - ВНИИТФ им. академ. Е. И. Забабахина" размещено извещение о проведении Закупки, а также соответствующая закупочная документация.
Предметом закупки является право заключения договора на оказание услуг по обеспечению автотранспортом и спецавтотранспортом для перевозки грузов.
Заказчик: ФГУП "РФЯЦ - ВНИИТФ им. академ. Е. И. Забабахина".
Способ закупки - открытый конкурс в электронной форме.
Начальная (максимальная) цена договора 97 809 231 (Девяносто семь миллионов восемьсот девять тысяч двести тридцать один) рубль 38 копеек, включая НДС.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 16.03.2020 в 6-00 по московскому времени.
1. В силу части 11 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
Жалоба ООО "Движение" поступила в Челябинское УФАС России 04.03.2020. То есть до окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.
Таким образом, заявителем правомерно подана жалоба на положения закупочной документации в антимонопольный орган.
2. Закупочная деятельность заказчика - РФЯЦ-ВНИИТФ регламентируется Законом о закупках и Единым отраслевым стандартом закупок Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (далее - ЕОСЗ), утвержденным решением наблюдательного совета Госкорпорации "Росатом" (протокол от 07.02.2012 г. N 37, с изменениями, утвержденными протоколом от 31.07.2019 N 120).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с подпунктом 1.8) пункта 1.1 Приложения 10 к ЕОСЗ Заказчиком указываются обязательные требования к участникам закупки, не зависящие от предмета закупки, устанавливаемые в каждой документации о закупке, а именно: "обладать специальной правоспособностью в соответствии с действующим законодательством РФ (или законодательством государства, на территории которого будет использоваться поставляемая по договору продукция), связанной с осуществлением видов деятельности, предусмотренных договором, в том числе необходимыми лицензиями на выполнение работ или оказание услуг, полученными не позже изначально установленного в извещении и документации о закупке срока окончания подачи заявок".
Заказчик в закупочной документации установил требование о наличии специальной правоспособности у участника закупки, которая подтверждается действующей лицензией на транспортирование отходов 1-4 класса опасности, выданной Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
В подтверждение своих доводов Заказчик пояснил, что в целях целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение работ/услуг реализованы меры, направленные на сокращение издержек заказчика.
Закупки заказчика разделяются на перевозку грузов общего назначения, отходов 1-3 класса опасности (требующих особых условий транспортирования и требований, предъявляемых к транспорту) и оказание услуг по обеспечению автотранспортом и спецавтотранспортом для перевозки малоопасных грузов, что в общем итоге позволяет снизить стоимость транспортных услуг. Использование универсального, многоцелевого автотранспорта в рамках данной закупки: бортовые с КМУ, самосвалы, илососы и прочие, позволяющего перевозить широкий спектр грузов, в том числе отходов 4 класса (при наличии соответствующей лицензии на транспортирование).
С помощью данных мероприятий уменьшается общее количество транспорта и сокращается время, оплаченное заказчиком (исключение холостых пробегов), задействованного для реализации потребностей ФГУП "РФЯЦ - ВНИИТФ им. академ. Е. И. Забабахина".
Кроме того, при формировании лота (позиции ГПЗ) в соответствии с частью 8 статьи 4.1 ЕОСЗ: учитывались ранее заключенные договоры для исполнения в планируемом периоде (договор-аналог N А-02/2019-20 от 30.04.2019); исключалось дробление закупки с целью снижения плановой стоимости закупки и/или НМЦ (консолидирование потребности заказчика, в том числе для соблюдения единого технологического процесса).
При этом, перевозка грузов, в том числе отходов 4 класса опасности, во ФГУП "РФЯЦ - ВНИИТФ им. академ. Е. И. Забабахина" связана между собой единым технологическим процессом:
- на промышленных площадках заказчика происходит образование отходов производства и потребления 4 класса опасности и транспортирование их к месту централизованного накопления;
- ПО 4 класса опасности перегружаются и перевозятся с помощью бортовых автомобилей и самосвалов, в том числе оборудованных КМУ, которые в течение одной рабочей смены используются для перевозки иных грузов, после проведения соответствующей дезинфекции (в случае необходимости).
При таких обстоятельствах, в связи с недоказанностью Заявителем обратного, Комиссия Челябинского УФАС России соглашается с доводом Заказчика о наличии у него потребности в закупке услуг по обеспечению автотранспортом и спецавтотранспортом для перевозки грузов на условиях, которые указаны в закупочной документации.
Кроме того, Закупочной документацией не установлено запрета на исполнение договора с привлечением субподрядчиков.
Из положений ЕОСЗ следует, что установление требований закупочной документации относится к исключительной компетенции заказчика, при этом закупочная документация не может и не должна учитывать пожелания всех участников рынка. Установленные в закупочной документации требования являются одинаковыми для всех участников закупки и не создают какому-либо лицу преимущественных условий участия в закупке. Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников аукциона, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.
Довод заявителя о том, что действия заказчика по включению в один лот автотранспорта, не связанного между собой технологически и функционально, предъявление к участнику закупки требования о наличии у него специальной правоспособности, создают конкурентные преимущества для отдельных организаций, не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения жалобы.
Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу, что жалоба ООО "Движение" является необоснованной.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя на действия заказчика - ФГУП "РФЯЦ - ВНИИТФ им. академ. Е. И. Забабахина" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.А. Козлова
Члены Комиссии С.А. Копылов
Д.В. Нуштаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 4 марта 2020 г. N 074/07/3-455/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.03.2020