Заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Воронежское УФАС России) Логошин Андрей Владимирович, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении N 036/04/14.3-55/2020, возбужденного в отношении индивидуального предпринимателя <...> (далее - ИП <...>), в связи с нарушением требований пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального Закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), в присутствии представителя ИП <...> <...>,
УСТАНОВИЛ:
Решением от 02.03.2020 года N 036/05/5-98/2020 Комиссии Воронежского УФАС России реклама: "Сибирский бегемот Лучший вкус по выгодной цене! Блинчики пельмени котлеты вареники/_/", размещенная на фасаде павильона, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Вл. Невского 48з (рынок "Торговый двор Соборный"), признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Решением от 02.03.2020 года N 036/05/5-98/2020 установлено следующее.
05 февраля 2020 года в ходе осмотра объектов наружной рекламы (рекламных конструкций) выявлено распространение на фасаде павильона, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Вл. Невского 48з (рынок "Торговый двор Соборный"), рекламы следующего содержания "Сибирский бегемот Лучший вкус по выгодной цене! Блинчики пельмени котлеты вареники/_/", о чем составлен Акт осмотра объектов наружной рекламы (рекламных конструкций) от 05.02.2020 года с приложением фотоматериалов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе", реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе", объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация в соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формированию или поддержанию интереса к нему и его продвижению на рынке (далее - рассматриваемая реклама).
Объектом рекламирования в указанной рекламе являются магазин "Сибирский бегемот" и реализуемые им товары.
07.02.2020 года в отношении ИП <...> вынесено определение о возбуждении дела N 036/05/5-98/2020 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 10 часов 00 минут (мск) 21.02.2020 года.
19.02.2020 года ИП <...> были предоставлены документы б.н., б.д. (вх. N 01-10/139 от 19.02.2020). В письменном пояснении ИП <...> сообщила следующее: "Размещая рекламную информацию указанного выше содержания, я не осознавала ее ненадлежащего характера, т.к. полагалась на отзывы покупателей, результаты независимых дегустаций, уверенность в рецептуре продаваемого товара/_/". На заседании Комиссии представитель ИП <...> <...> поддержал доводы, изложенные в объяснениях.
Ознакомившись с материалами дела, изучив объяснения, документы, предоставленные ИП <...>, Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 1 статьи 4 ФЗ "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 26.07.2006, товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В соответствии с частью 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 2012 г. N58 о некоторых вопросах практики применения арбитражными судами федерального закона "О рекламе" при рассмотрении дел о признании рекламы недостоверной судам необходимо исходить из следующего.
Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", "самый" должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе").
В рассматриваемой рекламе для характеристики объектов рекламирования использованы слова "лучший", без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и которое имеет объективное подтверждение, таким образом, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Воронежским УФАС России установлено, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является индивидуальный предприниматель <...>.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе", рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе", рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, в том числе пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 Настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц в размере от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Место совершения правонарушения г. Воронеж, ул. Вл. Невского 48з (рынок "Торговый двор Соборный").
Время совершения правонарушения 05.02.2020 года.
Таким образом, ИП <...>, являясь рекламодателем рассматриваемой ненадлежащей рекламы 05.02.2020 года в г. Воронеже совершила административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
03.03.2020 г. в отношении ИП <...> составлен протокол N 036/04/14.3-55/2020 об административном правонарушении.
В связи с поступившим ходатайством от ИП <...>, рассмотрение дела N 036/04/14.3-/2020 назначено на 15 часов 00 минут (мск) 03.03.2020 г.
03.03.2020 года при вынесении Постановления N 036/04/14.3-55/2020 учитываются все обстоятельства дела.
При вынесении настоящего постановления, обстоятельств исключающих или отягчающих административную ответственность, не установлено.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 316-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" статья 4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена статьей 4.1.1, устанавливающей, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта
Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 указанной статьи.
Согласно статье 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица/_/.
В соответствии с единым реестром субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенным на сайте https://ofd.nalog.ru/ ИП <...>, соответствует категории "Микропредприятие".
Согласно части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
ИП <...>, впервые совершила нарушение рекламного законодательства, материалы, свидетельствующие о причинении имущественного ущерба либо вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отсутствуют.
С учетом изложенного, административное наказание ИП <...>, в виде административного штрафа, предусмотренное частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит замене на предупреждение.
Применение предупреждения влечет для нарушителя соответствующие правовые последствия. Лицо, которому назначено предупреждение, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении предупреждения. Если в течение года такое лицо совершит новое административное правонарушение, то к нему может быть применено более строгое административное наказание.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 3 статьи 5, частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", статьями 4.1, 4.1.1. 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
1. Признать индивидуального предпринимателя <...> виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии со статьей 4.1.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях объявить индивидуальному предпринимателю <...> предупреждение за нарушение требований части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Направить копию настоящего постановления индивидуальному предпринимателю <...>.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается вышестоящему должностному лицу либо в суд в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 3 марта 2020 г. N 036/04/14.3-55/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 03.03.2020