Резолютивная часть решения оглашена 21 апреля 2020 года
В полном объеме решение изготовлено 23 апреля 2020 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
"<_>" |
- |
"<_>" |
Членов Комиссии: |
"<_>" |
- |
"<_>" |
|
"<_>" |
- |
"<_>" |
рассмотрев обращение Управления имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа (далее -заказчик) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) "<_>" (участник закупки, победитель электронного аукциона) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на приобретение в муниципальную собственность жилого помещения однокомнатной квартиры (извещение N 0169300027120000050) (далее - аукцион, закупка), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
- представителя Управления имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа "<_>", действующего на основании распоряжения N 65-лс от 06.03.2020;
в отсутствие "<_>", уведомленной о времени и месте заседания Комиссии (направленная в адрес участника закупки телеграмма вручена лично), заявлений, ходатайств не представлено.
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России, антимонопольный орган) 14.04.2020 поступило обращение Управления имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа о включении в реестр недобросовестных поставщиков "<_>" в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на приобретение в муниципальную собственность жилого помещения однокомнатной квартиры (извещение N0169300027120000050).
Согласно материалам дела заказчиком объявлено о проведении закупки путем размещения уполномоченным органом (Отдел муниципальных закупок администрации Верхнеуфалейского городского округа) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) 13.03.2020 извещения о проведении электронного аукциона на приобретение в муниципальную собственность жилого помещения однокомнатной квартиры.
Начальная (максимальная) цена контракта - 921 272,00 рублей.
Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N0169300027120000050 от 25.03.2020.
Протокол проведения электронного аукциона от 26.03.2020.
Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 56,45%.
Протокол подведения итогов электронного аукциона N0169300027120000050 от 27.03.2020.
Согласно материалам дела в соответствии с протоколом N подведения итогов электронного аукциона N0169300027120000050 от 27.03.2020 победителем электронного аукциона в соответствии с частью 10 статьи 69 Закона о контрактной системе признан участник электронного аукциона "<_>", предложивший наиболее низкую цену контракта. Проект контракта размещен заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы 03.04.2020. В связи с тем, что победитель электронной процедуры в срок до 23:59 08.04.2020 не разместил на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечение исполнения контракта, не разместил протокол разногласий, участник электронного аукциона "<_>"признан уклонившимся от заключения контракта.
Изучив представленные документы, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В силу части 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 Закона о контрактной системе протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 Закона о контрактной системе, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 Закона о контрактной системе, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
Частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе определено, что в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе. В случае, если при проведении электронного аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель электронной процедуры одновременно предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе или обеспечение исполнения контракта в размере, предусмотренном документацией об электронной процедуре, и информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры.
Частью 5 статьи 83.2 Закона о контрактной системе установлено, что в течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронной процедуры на электронной площадке в соответствии с частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе и на электронной площадке проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя электронной процедуры.
Из содержания части 6 статьи 83.2 Закона о контрактной системе следует, что в течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке документов, предусмотренных частью 5 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, победитель электронной процедуры размещает на электронной площадке проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя, а также документ и (или) информацию в соответствии с частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанные усиленной электронной подписью указанного лица.
Исходя из требований части 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 статьи 83.2 Закона о контрактной системе) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные статьей 83.2 Закона о контрактной системе, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
В силу части 2 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта при осуществлении закупки в случаях, предусмотренных параграфами 3 и 3.1 главы 3 Закона о контрактной системе (если начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей).
Как следует из части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона N0169300027120000050 от 27.03.2020 победителем электронного аукциона в соответствии с частью 10 статьи 69 Закона о контрактной системе признан участник электронного аукциона "<_>", предложивший наиболее низкую цену контракта и заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
Протокол подведения итогов электронного аукциона N0169300027120000050 от 27.03.2020 размещен в ЕИС 27.03.2020.
Документ "Проект контракта" направлен участнику 03.04.2020.
Срок подписания контракта участником электронного аукциона "<_>" истек 08.04.2020. Победитель закупки не подписал контракт, не представил заказчику обеспечение исполнения контракта. Участник электронного аукциона "<_>"признан заказчиком уклонившимся от заключения контракта. Протокол о признании победителя электронного аукциона на приобретение в муниципальную собственность жилого помещения однокомнатной квартиры уклонившимся от заключения контракта от 09.04.2020. Указанный протокол размещен в ЕИС 10.04.2020.
Обязанность по заключению контракта с заказчиком участником электронного аукциона "<_>"не исполнена. Банковская гарантия победителем электронного аукциона не получена, денежные средства в обеспечение исполнения контракта не перечислены. Кроме того, не подтверждено намерение победителя электронного аукциона на заключение контракта с заказчиком (переписка победителя закупки с заказчиком по вопросу заключения контракта не велась, в том числе участник закупки не обращался к заказчику с письменными пояснениями о причинах невозможности заключить контракт).
Таким образом, в ходе рассмотрения вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков участник электронного аукциона "<_>"не представил документы и сведения, позволяющие сделать вывод о его намерении заключить контракт на условиях, предусмотренных документацией, а также объективные причины, по которым контракт не заключен в установленный законом срок.
Так, принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с ним как с лицом, признанным победителем закупки.
Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически-значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
С учетом изложенного, участник электронного аукциона "<_>" на стадии заключения контракта не предпринял меры, направленные на подписание проекта контракта, в том числе не предоставил обеспечение исполнения контракта, что свидетельствует об отсутствии намерения и воли физического лица в части заключения контракта, и, следовательно, добросовестного исполнения обязательств.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
На заседании Комиссии Челябинского УФАС России установлено, что рассматриваемый контракт подлежал заключению по результатам проведения электронного аукциона. Управление имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа направило проект контракта победителю электронного аукциона не в соответствии со сроками, установленными частью 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе. При этом, несмотря на большие сроки для совершения действий, направленных на заключение контракта (с даты размещения итогового протокола по закупке - 27.03.2020, до регламентированного частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе срока подписания контракта Обществом - 08.04.2020) участник электронного аукциона "<_>"контракт не подписал, обеспечение исполнения контракта не представил. Кроме того, отказ от подписания контракта победителем электронного аукциона не выражен.
Документального подтверждения невозможности участника закупки подписать контракт и представить заказчику обеспечение исполнение контракта в адрес заказчика, в материалы дела не представлено.
Таким образом, подтвержден факт недобросовестного поведения участника закупки, выразившийся в неисполнении требований документации об электронном аукционе и Закона о контрактной системе о подписании контракта и представлении надлежащего обеспечения исполнения контракта, что, по мнению Комиссии Челябинского УФАС России, является основанием для включения сведений об участнике электронного аукциона "<_>"в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА*:
Включить сведения, представленные Управлением имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа об участнике электронного аукциона "<_>" (ИНН "<_>") сроком на два года с даты размещения реестровой записи о физическом лице в Реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии "<_>"
Члены Комиссии "<_>"
"<_>"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 21 апреля 2020 г. N 074/06/104-833/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.04.2020