Об обжаловании решения см. Решение Арбитражного суда Республики Саха от 24 августа 2020 г. по делу N А58-2818/2020, отмененное Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 ноября 2020 г. N 04АП-4883/20 по делу N А58-2818/2020
по результатам рассмотрения жалобы
г. Якутск 13 апреля 2020 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее по тексту - Комиссия) в составе:
заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;
заместителя начальника отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;
- главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;
При участии сторон посредством сервиса web-видеоконференцсвязи от ПАО "Ростелеком" по ссылке http://vcs01fas.cloud.rt.ru/service/join/?confid=556996&confpass=0571
заявителя, общества с ограниченной ответственностью Энергия Дальнего Востока" - <...>представителя по доверенности б/н от 13.01.2020 г.
заказчика, акционерного общества "Сахатранснефтегаз" (далее - АО "Сахатранснефтегаз", заказчик) <...,> представителя по доверенности от 01.01.2020 N 201/20, <...> представителя по доверенности от 01.01.2020 N 248/20, <...>, представителя по доверенности от 01.01.2020 N 93/20,
рассмотрев жалобу ООО "Энергия Дальнего Востока" на действия (бездействие) АО "Сахатранснефтегаз" при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку смазочных материалов для нужд подразделений АО "Сахатранснефтегаз" (извещение N 32008941436),
у с т а н о в и л а:
23.03.2020 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Энергия Дальнего Востока" на действия (бездействие) заказчика, закупочной комиссии АО "Сахатранснефтегаз" при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку смазочных материалов для нужд подразделений АО "Сахатранснефтегаз" (извещение N 32008941436).
Из содержания жалобы ООО Энергия Дальнего Востока" следует, что участник подал заявку на участие в закупке, предоставив все затребованные заказчиком документы. 18.03.2020 закупочная комиссия заказчика рассмотрела заявки участников и вынесла протокол N 143/2020 (32008941436) Заседания закупочной комиссии АО "Сахатранснефтегаз", согласно которому заявка ООО Энергия Дальнего Востока" по лотам N1 и 2 была отклонена.
В ходе рассмотрения дела по существу ООО "Энергия Дальнего Востока" (далее - Заявитель) в части отклонения заявки по лоту N 2 жалобу отозвал в связи с согласием действиями закупочной комиссии АО "Сахатранснефтегаз" по отклонению заявки по позиции N 2 Смазка универсальная WD-40 - 208 штук.
Вместе доводы жалобы по лоту N 1 в части неправомерного отклонения закупочной комиссией АО "Сахатранснефтегаз" (далее - Заказчика) заявки ООО "Энергия Дальнего Востока", как несоответствующей требованиям документации закупки о запросе котировок в электронной форме: а именно не соответствующей техническим характеристикам Блока III. Технического задания по позиции N 15 масло трансмиссионное 75W80 API GL-4 заявитель поддержал свою жалобу.
В ходе рассмотрения дела представитель Заказчика <...> с доводами жалобы не согласилась в связи с тем, что заявка участника ООО "Энергия Дальнего Востока" была отклонена на основании части 15.17 статьи 15 Положения о закупке товаров, работ, услуг за несоответствие заявки участника закупки требованиям, указанным в извещении о запросе котировок в электронной форме, как несоответствующая требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, о чем в протоколе N 143/2020 (32008941436) от 18.03.2020 указано.
Представитель АО "Сахатранснефтегаз" <...> пояснила, что правовым основанием отклонения участника ООО "Энергия Дальнего Востока" по лоту N 1 являются требования части 15.17 статьи 15 Положения о закупке товаров, работ, услуг" АО "Сахатранснефтегаз" (далее - Положение), утвержденного 05.12.2018, закупочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные извещением о проведении запроса котировок. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
Представитель Заказчика <...> пояснила, что в ходе рассмотрения заявок закупочной комиссией характеристики предлагаемых товаров ООО "Энергия Дальнего Востока" подвергались сравнению с техническими характеристиками продукции, размещенной на официальном сайте завода производителя Газпромнефть https://gazpromneft-oil.ru.
Со слов представителя <...> в результате сопоставления предлагаемого Заявителем масла Gazpromneft GL-4 75W-90 с техническим характеристикам с товарами, размещенными на сайте производителя Газпромнефть https://gazpromneft-oil.ru закупочная комиссия установила несоответствие заявки участника закупки требованиям документации закупки, а именно не соответствуют технические характеристики позиции 15 "Масла трансмиссионного 75W80 API GL-4" Блока III. Техническое задание Техническим характеристикам масла Gazpromneft GL-4 75W-90, предлагаемого заявителем. При этом, при сличении технических характеристик поставляемого заявителем товара по позиции N 15, заявленным в описания технических характеристик масла Gazpromneft GL-4 75W-90 с информацией данного товара, размещенной на сайте производителя Газпромнефть https://gazpromneft-oil.ru закупочная комиссия установила расхождение в части описания ООО "Энергия Дальнего Востока" масла Gazpromneft GL-4 75W-90 с коммерческим предложением заявителя по позиции 15, что отражено в ниже приложенной таблице :
Таблица расхождения масло трансмиссионное 75W80 API GL-4 и указанного на сайте производителя Газпромнефть https://gazpromneft-oil.ru масла Gazpromneft GL-4 75W-90
N п/п |
Технические характеристики Блока III. Техническое задание
|
Технические характеристики товара ООО "Энергия Дальнего Востока" |
Позиция N15 п.8 Блока III. Техническое задание |
масло трансмиссионное 75W80 API GL-4 |
масла Gazpromneft GL-4 75W-90 |
1 |
Кинематическая вязкость при 100 °С мм2/с: 9,0-9,7
|
Кинематическая вязкость при 100 °С мм2/с: 15,36
|
2 |
Вязкость по Брукфильду при -40оС, мПа/С: не выше 42400 |
Вязкость по Брукфильду при -40оС, мПа/С: 145000 |
3 |
Температура вспышки в открытом тигле, °С: 240°С.
|
Температура вспышки в открытом тигле, °С: 218°С.
|
На основании информации о технических характеристиках масла Gazpromneft GL-4 75W-90, полученной на сайте производителя Газпромнефть https://gazpromneft-oil.ru закупочная комиссия приняла решение отклонить заявку ООО "Энергия Дальнего Востока" в связи с несоответствием заявки участника закупок требованиям документации закупки в части не соответствия техническим характеристикам Блока III. Технического задания закупочной документации по позиция N 15 масло трансмиссионное 75W80 API GL-4.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, выслушав пояснения лиц, участвовавших в рассмотрении настоящей жалобы, изучив имеющиеся в деле документы, пришла к выводу о признании жалобы ООО "Энергия Дальнего Востока" обоснованной.
Жалоба о неправомерном отклонении закупочной комиссией АО "Сахатранснефтегаз" заявки ООО "Энергия Дальнего Востока" в связи с несоответствием требованиям техническим характеристикам Блока III. Технического задания по позиции N 15 масло трансмиссионное 75W80 API GL-4 признан Комиссией обоснованным на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно пунктам 1, 2, 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Статьей 2 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).
АО "Сахатранснефтегаз" провело обжалуемую закупку в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупке товаров, работ, услуг" АО "Сахатранснефтегаз", утвержденным 05.12.2018 года (далее - Положение).
Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.
Частью 3.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что конкурентные закупки осуществляются следующими способами, в том числе: путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений).
Запрос котировок в электронной форме - форма торгов, при котором информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, при этом проведение такого запроса котировок обеспечивается на электронной площадке ее оператором согласно регламенту такой площадки и при которой победителем запроса котировок признается участник закупки предложивший наиболее низкую цену договора и соответствующий требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок в электронной форме (пункт 9 статьи 1 Положения о закупках).
02.03.2020 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 32008941436 о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку смазочных материалов для нужд подразделений АО "Сахатранснефтегаз" по трем лотам, в том числе по лоту N 1 "Поставка смазочных материалов для нужд УГРС АО "Сахатранснефтегаз", проект договора. Начальная (максимальная) цена договора: 2 319 089,45 российский рубль.
18.03.2020 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещен протокол N 143/2020 (32008941436) заседания закупочной комиссии АО "Сахатранснефтегаз" от 18.03.2020 11:49 (МСК +6).
В соответствии с пунктом 15 части 10 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны в том числе описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.
Из пункта 7.6 статьи 7 Положения следует, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки Заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
3.1) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми Заказчиком.
Из содержания Технического задания заказчика по лоту N1 "Поставка смазочных материалов для нужд Управления газораспределительных сетей" - Блок III. Техническое задание. позиция N15, Комиссией установлено, что заказчику требуется товар: "Масло трансмиссионное 75W80 API GL-4" со следующими техническими характеристиками:
ГОСТ, ТУ, СНиП, СП, Технические характеристики:
API GL-4, ZF TE-ML 01E, 02E, 16P, VOITH CLASS B, VOLVO 97307, MAN 341 TYPE Z5, MB 235.28
Плотность при 15 °С, кг/м\x{00b3}: 857-859
Кинематическая вязкость:
- при 40 °С мм2/с: 857-859
- при 100 °С мм2/с: 9,0-9,7
Индекс вязкости: не менее 157
Температура вспышки в открытом тигле, °С: не менее 240
Температура застывания, °С: не выше -42
Вязкость по Брукфильду при -40оС, мПа/С: не выше 42400
Фасовка
Не менее 200 л.
Пунктом 22 Блока I. Информационная карта закупочной документации установлено, что требования к содержанию, форме и составу заявки на участие в закупке установлены пунктами 1-18 части 9.3 статьи 9 Положения о закупке товаров, работ, услуг АО "Сахатранснефтегаз".
В соответствии с пунктом 9.3 Положения о закупках заявка на участие в закупке должна содержать всю указанную Заказчиком в извещении об осуществлении конкурентной закупке (для запроса котировок в электронной форме), документации о конкурентной закупке информацию, в том числе предложение участника закупки в отношении предмета закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара (в случае установления Заказчиком в извещении о конкурентной закупке (для запроса котировок в электронной форме), документации о конкурентной закупке приоритета, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами) и иные предложения об условиях исполнения договора (п. п. 9.3.2).
В соответствии с пунктом 15.10 Положения о закупках заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес участника запроса котировок, банковские реквизиты участника закупки, а также следующие информацию и документы:
1) согласие участника запроса котировок исполнить условия договора, указанные в извещении о проведении запроса котировок, наименование и характеристики поставляемого товара в случае осуществления поставки товара;
2) предложение участника запроса котировок в электронной форме в отношении предмета закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара.
Пунктом 23 Блока I. Информационная карта закупочной документации требования к оформлению заявки определены в соответствии с Блоком II. Формы для заполнения.
Как следует из протокола N 143/2020 (32008941436) Заседания закупочной комиссии Акционерного общества "Сахатранснефтегаз" от 18.03.2020 по лоту N 1. Поставка смазочных материалов для нужд УГРС АО "Сахатранснефтегаз" заявка ООО "Энергия Дальнего Востока" отклонена по следующим основаниям: "Отклонить заявку участника закупки на основании части 15.17 статьи 15 Положения о закупке товаров, работ, услуг за несоответствие заявки участника закупки требованиям, указанным в извещении о запросе котировок в электронной форме:
1.1. Несоответствие заявки участника закупки требованиям документации закупки:
Не соответствуют технические характеристики Блок III. Техническое задание.
Согласно техническому заданию позиция N15 масло трансмиссионное 75W80 API GL-4
Кинематическая вязкость:
- при 40 °С мм2/с: 857-859
- при 100 °С мм2/с: 9,0-9,7
Индекс вязкости: не менее 157
Температура вспышки в открытом тигле, °С: не менее 240
Температура застывания, °С: не выше -42
Вязкость по Брукфильду при -40оС, мПа/С: не выше 42400
В предлагаемом масло Gazpromneft GL-4 75W-90
Кинематическая вязкость при 100 °С 15,36 мм2/с
Вязкость динамическая по Брукфильду при -40оС, мПа/С: 145000 мПа
Температура вспышки в открытом тигле, °С: 218 С".
Между тем, как следует из материалов дела, приложение N 1 к коммерческому предложению (Форма 3) заявки ООО "Энергия Дальнего Востока" на участие в запросе котировок в электронной форме по лоту N 1 по позиции N15 "Масло трансмиссионное 75W80 API GL-4" содержит технические характеристики, отвечающие требованиям пункта 15 БЛОКА III. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ на поставку товаров, работ, услуг для АО "Сахатранснефтегаз" по лоту 1: Поставка смазочных материалов для нужд Управления газораспределительных сетей закупочной документации:
Технические характеристики Блока III. Техническое задание |
Технические характеристики товара ООО "Энергия Дальнего Востока" |
масло трансмиссионное 75W80 API GL-4 |
масло Gazpromneft GL-4 75W-90 |
API GL-4, ZF TE-ML 01E, 02E, 16P, VOITH CLASS B, VOLVO 97307, MAN 341 TYPE Z5, MB 235.28 Плотность при 15 °С, кг/м\x{00b3}: 857-859 Кинематическая вязкость: - при 40 °С мм2/с: 857-859 - при 100 °С мм2/с: 9,0-9,7 Индекс вязкости: не менее 157 Температура вспышки в открытом тигле, °С: не менее 240 Температура застывания, °С: не выше -42 Вязкость по Брукфильду при -40оС, мПа/С: не выше 42400 Фасовка Не менее 200л |
API GL-4, ZF TE-ML 01E, 02E, 16P, VOITH CLASS B, VOLVO 97307, MAN 341 TYPE Z5, MB 235.28 Плотность при 15 °С, кг/м\x{00b3}: 859 Кинематическая вязкость: - при 40 °С мм2/с: 859 - при 100 °С мм2/с: 9,7 Индекс вязкости: 157 Температура вспышки в открытом тигле, °С: 240 Температура застывания, °С: -42 Вязкость по Брукфильду при -40оС, мПа/С: 42400 Фасовка: 205л
|
Таким образом, материалами дела установлено, что технические характеристики предлагаемого Заявителем товара идентичны с техническими характеристиками закупаемым Заказчиком товаром.
Как следует из пояснения представителей АО "Сахатранснефтегаз" предложенный заявителем к поставке товар - масло Gazpromneft GL-4 75W-90 в описании характеристик не соответствует характеристикам закупаемого товара "Масло трансмиссионное 75W80 API GL-4", к такому решению закупочная комиссия пришла в результате изучения информации размещенной на официальном сайте производителя товара Газпромнефть https://gazpromneft-oil.ru.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (части 1, 2 статьи 2 Закона о закупках).
Между тем нормы Положения о закупках и положения закупочной документации не предусматривают возможности закупочной комиссией отклонять заявки участников закупки на участие в запросе котировок в электронной форме в связи с несоответствием характеристик предлагаемого к поставке товара техническим характеристикам товара, размещенным на сайте производителя или продавца (дилера).
Кроме того, в материалы дела заказчиком и закупочной комиссией не представлено каких-либо неопровержимых доказательств о том, что предложенный заявителем к поставке товар по позиции 15 пункта 15 БЛОКА III. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ на поставку товаров, работ, услуг для АО "Сахатранснефтегаз" по лоту 1: Поставка смазочных материалов для нужд Управления газораспределительных сетей закупочной документации не отвечает потребностям заказчика.
В силу положений части 1 статьи 2 Закона о закупках законодательство о закупках основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Следовательно, при проведении закупок, в том числе при рассмотрении заявок на участие в запросе котировок в электронной форме заказчик и закупочная комиссия должны исходить из презумпции добросовестности участников гражданских правоотношений, участников закупок пока не доказано обратное.
В ходе рассмотрения дела представители заказчика указали, что заявка заявителя подлежала отклонению на основании положений пункта 8.10 Положения о закупках в связи с несоответствием информации о товаре сведениям производителя.
Согласно пункта 8.10 статьи 8 Положения закупочная комиссия вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в настоящем Положении о закупке.
8.11. Заказчик проверяет соответствие участника запроса котировок в электронной форме, с которым заключается договор, требованиям, указанных в части 8.2 настоящей статьи, при заключении договора.
8.12. В случае, если заявка участника конкурентной закупки или участник конкурентной закупки не соответствует требованиям установленным Заказчиком в извещении о закупке (в случае проведения запроса котировок в электронной форме), документации о закупке, то такой участник отстраняется от участия в такой закупке.
8.13. Отстранение участника закупки от участия в закупке или отказ от заключения договора с победителем закупки осуществляется в любой момент до заключения договора, если Заказчик или закупочная комиссия обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 8.2, частях 8.3, 8.4 и 8.5 (если требование установлено Заказчиком), документации о конкурентной закупке) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
Анализ пункта 8.10 Положения о закупках показал, что закупочная комиссия вправе проверять исключительно соответствие участников закупок требованиям, указанным в настоящем Положении о закупке, а не соответствие предлагаемого участниками закупки товара.
Запрос котировок в электронной форме - форма торгов, при котором информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, при этом проведение такого запроса котировок обеспечивается на электронной площадке ее оператором согласно регламенту такой площадки и при которой победителем запроса котировок признается участник закупки предложивший наиболее низкую цену договора и соответствующий требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок в электронной форме (пункт 9 статьи 1 Положения о закупках).
Материалами дела установлено, что заявитель - ООО "Энергия Дальнего Востока" предложил поставить заказчику товар с ценовым предложением 1 843 716,00 рублей (без НДС).
Между тем как следует из протокола N 143/2020 (32008941436) Заседания закупочной комиссии Акционерного общества "Сахатранснефтегаз" от 18.03.2020 по лоту N 1. Поставка смазочных материалов для нужд УГРС АО "Сахатранснефтегаз" победителем закупки объявлено ООО "Техносервис-Якутия" с более высоким ценовым предложением 1 949 989,33 рублей (без НДС).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках, в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В силу требований пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Принимая во внимание вышеизложенное, Комиссия пришла к выводу, что закупочная комиссия АО "Сахатранснефтегаз" в нарушение требований части 1 статьи 1, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках неправомерно отклонила заявителя от участия в рассматриваемой закупке, тем самым нарушила права и законные интересы ООО "Энергия Дальнего Востока" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а именно при реализации права на участие запросе котировок закупке в электронной форме на поставку смазочных материалов для нужд подразделений АО "Сахатранснефтегаз" (извещение N 32008941436) по лоту N1. Поставка смазочных материалов для нужд УГРС АО "Сахатранснефтегаз".
В силу положения пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки путем осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Принимая во внимание вышеизложенное, осуществление закупочной комиссией субъективной оценки заявок участников закупки и проведение оценки технических характеристик поставляемого товара на основании размещенных на официальном сайте производителя продукции данных, в том числе заявки заявителя, противоречит принципу равноправия, справедливости и необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участнику закупки, установленному пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, противоречит положениям части 1 статьи 8 Конституции РФ, в силу которой гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение услуг и поддержка конкуренции, руководствуясь статьей 18.1, 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Энергия Дальнего Востока" на действия (бездействие) закупочной комиссии АО "Сахатранснефтегаз" при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку смазочных материалов для нужд подразделений АО "Сахатранснефтегаз" (извещение N 32008941436) по лоту N 1 "Поставка смазочных материалов для нужд УГРС АО "Сахатранснефтегаз") обоснованной.
2. Признать закупочную комиссию АО "Сахатранснефтегаз" нарушившей требования части 1 статьи 1, пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Выдать закупочной комиссии АО "Сахатранснефтегаз" предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Оператору электронной площадки - ООО "РТС-Тендер" обеспечить возможность исполнения предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 13 апреля 2020 г. N 014/07/3-752/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 13.04.2020
Об обжаловании решения см. Решение Арбитражного суда Республики Саха от 24 августа 2020 г. по делу N А58-2818/2020, отмененное Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 ноября 2020 г. N 04АП-4883/20 по делу N А58-2818/2020