Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по проверке сведений, предоставляемых в ФАС России в соответствии с Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный
на ведение реестра недобросовестных поставщиков, в составе:
"..."
рассмотрев обращение организатора закупки - АО "Концерн Росэнергоатом" "Курская атомная станция" (посредством видеоконференцсвязи по ссылке http://vcs03fas.cloud.rt.ru/service/join/?confid=900966&confpass=4144 о включении сведений (информации) в отношении ООО "СОФТЛАБ-АВТОМАТИКА" (630090, Россия, Новосибирская обл., г. Новосибирск, пр-кт Академика Коптюга, 1, ИНН 5408185276) в реестр недобросовестных поставщиков, в связи уклонением ООО "СОФТЛАБ-АВТОМАТИКА" от заключения договора на поставку спортивных товаров (код по ОКПД 2: 32.30.15.180 - Инвентарь для оборудования гребных дистанций и бассейнов при спортивном плавании) (запрос котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства), в отсутствии представителей АО "Концерн Росэнергоатом" "Курская атомная станция", ООО "СОФТЛАБ-АВТОМАТИКА" (уведомлены о месте и времени рассмотрения дела),
УСТАНОВИЛА:
В Курское УФАС России 12.05.2020 г. поступило обращение организатора закупки - АО "Концерн Росэнергоатом" "Курская атомная станция" о рассмотрении сведений о включении (не включении) информации в отношении ООО "СОФТЛАБ-АВТОМАТИКА" (630090, Россия, Новосибирская обл., г. Новосибирск, пр-кт Академика Коптюга, 1, ИНН 5408185276) в реестр недобросовестных поставщиков, в связи уклонением ООО "СОФТЛАБ-АВТОМАТИКА" от заключения договора на поставку спортивных товаров (код по ОКПД 2: 32.30.15.180 - Инвентарь для оборудования гребных дистанций и бассейнов при спортивном плавании) (запрос котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства).
Данное обращение АО "Концерн Росэнергоатом" "Курская атомная станция" направлено в соответствии с Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 г. N 1211 (далее - Правила).
Согласно доводам организатора закупки - АО "Концерн Росэнергоатом" "Курская атомная станция", ООО "СОФТЛАБ-АВТОМАТИКА" уклонилось от заключения договора по результатам проведенного запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.
Изучив представленные организатором торгов документы Комиссия Курского УФАС России установила следующее.
29.01.2020 г. в Единой Электронной Торговой Площадке (ЕЭТП) в сети "Интернет" было опубликовано извещение N 32008815199 о проведении открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора поставку спортивных товаров, начальная максимальная цепа (НМЦ) составила 5 681 026 руб. 54 коп. с НДС, заказчик (организатор торгов) филиал АО "Концерн Росэнергоатом" "Курская атомная станция".
Запрос котировок проводился в соответствии с Единым отраслевым стандартом закупок государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" с изменениями, утвержденными решением наблюдательного совета Госкорпорации "Росатом" (протокол от 09.10.2019 года N 121), с учетом приказа генерального директора Госкорпорации "Росатом" от 27.02.2019 г. N 1/191-П (в редакции приказа Госкорпорации "Росатом" от 01.08.2019 г. N 1/787-П).
Согласно протоколу заседания закупочной комиссии N2-1072-15 от 14.02.2020 г. запрос котировок в электронной форме на право заключения договора поставку спортивных товаров был признан несостоявшимся, единственным участником запроса котировок являлось ООО "СОФТЛАБ-АВТОМАТИКА" с ценой заявки 5 679 239 руб. 98 коп. с НДС.
В соответствии с Протоколом от 17.02.2020 г. N 1118 по результатам преддоговорных переговоров было достигнуто соглашение о снижении ООО "СОФТЛАБ-АВТОМАТИКА" цены договора до 5 675 000 руб. 00 коп. с НДС (Протокол размещен в ЕИС 18.02.2020 г.).
Согласно п. 18 Извещения N 32008815199 о проведении открытого запроса котировок в электронной форме заказчик в течение 7 (семи) рабочих дней со дня размещения итогового протокола на официальном сайте и ЭТП, направляет с использованием функционала ЭТП лицу, с которым заключается договор (победителю закупки или единственному участнику закупки), проект договора, который составляется путем включения условий исполнения договора, предложенных лицом, с которым заключается договор, в заявке на участие в закупке в исходный проект договора, прилагаемый к закупочной документации.
Филиалом АО "Концерн Росэнергоатом" "Курская атомная станция" проект договора был направлен посредством функционала ЭТП проект договора в адрес ООО "СОФТЛАБ-АВТОМАТИКА" 05.03.2020 г.
Таким образом, Филиалом АО "Концерн Росэнергоатом" "Курская атомная станция" был нарушен срок направления проекта договора в адрес ООО "СОФТЛАБ-АВТОМАТИКА".
В соответствии с ч. 15 ст. 3.2. Федерального закона от 18.07.2011 N 223-"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - ФЗ "О закупках") договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.
Согласно п. 18 Извещения N 32008815199 о проведении открытого запроса котировок в электронной форме договор по результатам закупки заключается в течение 20 рабочих дней, но не ранее чем через 10 дней после размещения на официальном сайте и на ЭТП итогового протокола.
В соответствии с п. 18 Извещения N 32008815199 о проведении открытого запроса котировок в электронной форме лицо, с которым заключается договор, в случае отсутствия разногласий по проекту договора, направленному заказчиком, обязано разместить с использованием программно-аппаратных средств ЭТП подписанный со своей стороны договор в течение 7 (семи) рабочих дней со дня направления указанного договора.
13.03.2020 г. в адрес филиала АО "Концерн Росэнергоатом" "Курская атомная станция" единственным участником запроса котировок ООО "СОФТЛАБ-АВТОМАТИКА" было направлено письмо N 1303 об отказе от заключения договора.
В соответствии со ст. 9.5 ЕОСЗ, п. 13.3. ч. 2. Закупочной документации в случае прямого письменного отказа победителя закупки от заключения договора заказчик направляет предложение о включении сведений о таком лице в соответствующий реестр недобросовестных поставщиков, ведущийся в соответствии с положениями Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в порядке и сроки, установленные постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2012 года N 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
20.05.2020 г. в адрес Курского УФАС России поступили письменные пояснения ООО "СОФТЛАБ-АВТОМАТИКА" по факту отказа от заключения договора.
ООО "СОФТЛАБ-АВТОМАТИКА" указывает, что 05.03.2020 г. филиалом АО "Концерн Росэнергоатом" "Курская атомная станция" был направлен посредством функционала ЭТП проект договора в адрес ООО "СОФТЛАБ-АВТОМАТИКА", однако, ранее, 20.02.2020 г. в адрес ООО "СОФТЛАБ-АВТОМАТИКА" поступило письмо от производителя поставляемой продукции ООО "АЛГЕ-ТАЙМИНГ РУССЛАНД" о повышении цен на все оборудование хронометража для плавательных бассейнов производства компании ALGE-Timing (Австрия) с 01.03.2020 г.
Согласно п. 6 Извещения N 32008768874 о проведении открытого запроса котировок в электронной форме срок поставки продукции был установлен до 05.06.2020 г.
ООО "СОФТЛАБ-АВТОМАТИКА" указывает, что в связи с пандемией, вызванной распространением новой короновирусной инфекцией COVID-19, возможность поставки продукции из Европы (Австрия, Испания) у ООО "СОФТЛАБ-АВТОМАТИКА" отсутствовала, о чем общество уведомило организатора закупки - АО "Концерн Росэнергоатом" "Курская атомная станция" 13.03.2020 г.
На момент подачи заявки на участие в закупке ООО "СОФТЛАБ-АВТОМАТИКА" не могло предвидеть пандемию, вызванную распространением новой короновирусной инфекцией COVID-19, введения режима повышенной готовности на территории Российской Федерации.
Согласно совместному разъяснению Минфина России, МЧС России и ФАС России распространение новой короновирусной инфекции COVID-19 носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы.
По смыслу нормы ч. 2 ст. 4 ФЗ "О закупках" информация об участнике закупки включается в РНП только в случае, если такой участник уклонился от заключения договора, а также в случае, если договор расторгнут по решению суда в связи с существенным нарушением условий договора поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Включение в РНП является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры определения поставщика обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.
ФЗ "О закупках" не содержит безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные ему сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в постановлениях от 30.07.2001 г. N13-П и от 21.11.2002 г. N15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушения, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона как элемент субъективной стороны состава правонарушения; применяемые санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Учитывая, что включение сведений в РНП, является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений ФЗ "О закупках", Комиссия при принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в РНП не ограничивается формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.07.2008 N10 - П, федеральный законодатель, обладая достаточной свободой усмотрения в определении конкретных видов государственного контроля (надзора), оснований, форм, способов, методов, процедур, сроков его проведения, состава мер государственного принуждения, применяемых по итогам контрольных мероприятий, а также конкретного порядка финансового обеспечения, вместе с тем связан общими конституционными принципами организации системы органов государственной власти, а осуществляемое им регулирование должно соответствовать юридической природе и характеру общественных отношений, складывающихся в сфере государственного контроля (надзора), вводимые же ограничения прав и свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, - быть соразмерными конституционно значимым целям и, во всяком случае, не создавать препятствий их экономической самостоятельности и инициативе.
В рассматриваемом случае Комиссия Курского УФАС России не имеет достаточных оснований для включения информации об ООО "СОФТЛАБ-АВТОМАТИКА" в реестр недобросовестных поставщиков. При указанных обстоятельствах, Комиссия Курского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в материалах дела доказательств и сведений о недобросовестном поведении ООО "СОФТЛАБ-АВТОМАТИКА" при осуществлении действий, направленных на отказ от подписания договора по результатам Запроса котировок, учитывая чрезвычайный и непредотвратимый характер пандемии, вызванной распространением новой короновирусной инфекцией COVID-19, а также нарушение порядка заключения договора со стороны заказчика.
Таким образом, ООО "СОФТЛАБ-АВТОМАТИКА" не подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 г. N 1211, а также на основании имеющихся
документов и сведений, Комиссия Курского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Основания для включения сведений об ООО "СОФТЛАБ-АВТОМАТИКА" в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", отсутствуют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 25 мая 2020 г. N 046/07/5-269/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 25.05.2020