Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по проверке сведений, предоставляемых в ФАС России в соответствии с Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный
на ведение реестра недобросовестных поставщиков, в составе:
"..."
рассмотрев обращение организатора закупки - АО "Концерн Росэнергоатом" "Курская атомная станция" (посредством видеоконференцсвязи по ссылке http://vcs03fas.cloud.rt.ru/service/join/?confid=139071&confpass=3935) о включении сведений (информации) в отношении ООО "Витаимпэкс" (142714, Россия, Московская обл., Ленинский р-н, с. Молоково, ул. Школьная, д.179, ком. 30, ИНН 5003122493) в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с уклонением ООО "Витаимпэкс" от заключения договора на поставку фрез дисковых (код по ОКПД 2: 25.73.40.160 - Фрезы) (запрос котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства), в отсутствии представителей АО "Концерн Росэнергоатом" "Курская атомная станция", ООО "Витаимпэкс" (уведомлены о месте и времени рассмотрения дела),
УСТАНОВИЛА:
В Курское УФАС России 08.05.2020 г. поступило обращение организатора закупки - АО "Концерн Росэнергоатом" "Курская атомная станция" о рассмотрении сведений о включении (не включении) информации в отношении ООО "Витаимпэкс" (142714, Россия, Московская обл., Ленинский р-н, с. Молоково, ул. Школьная, д.179, ком. 30, ИНН 5003122493) в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с уклонением ООО "Витаимпэкс" от заключения договора на поставку фрез дисковых (код по ОКПД 2: 25.73.40.160 - Фрезы) (запрос котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства).
Данное обращение АО "Концерн Росэнергоатом" "Курская атомная станция" направлено в соответствии с Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 г. N 1211 (далее - Правила).
Согласно доводам организатора закупки - АО "Концерн Росэнергоатом" "Курская атомная станция", ООО "Витаимпэкс" уклонилось от заключения договора по результатам проведенного запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.
Изучив представленные организатором торгов документы Комиссия Курского УФАС России установила следующее.
16.01.2020 г. в Единой Электронной Торговой Площадке (ЕЭТП) в сети "Интернет" было опубликовано извещение N 32008768874 о проведении открытого запроса котировок в электронной форме на право заключение договора на поставку фрез дисковых, начальная максимальная цепа (НМЦ) составила 4 170 830 руб. 00 коп. с НДС, заказчик (организатор торгов) филиал АО "Концерн Росэнергоатом" "Курская атомная станция".
Запрос котировок проводился в соответствии с Единым отраслевым стандартом закупок государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" с изменениями, утвержденными решением наблюдательного совета Госкорпорации "Росатом" (протокол от 09.10.2019 года N 121), с учетом приказа генерального директора Госкорпорации "Росатом" от 27.02.2019 г. N 1/191-П (в редакции приказа Госкорпорации "Росатом" от 01.08.2019 г. N 1/787-П).
Согласно протоколу заседания закупочной комиссии N2-1072-20 от 14.02.2020 г. победителем признан участник запроса котировок ООО "Витаимпэкс" с ценой заявки 3 850 004 руб. 00 коп. с НДС.
19.02.2020 в адрес Арбитражного комитета АО "Концерн Росэнергоатом" поступила жалоба участника запроса котировок ООО "АДК Трэйд" на действия филиала АО "Концерн Росэнергоатом" "Курская атомная станция" при проведении открытого запроса котировок в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства. На основании уведомления Арбитражного комитета АО "Концерн Росэнергоатом" о принятия к рассмотрению жалобы проведение процедуры закупки N 32008768874 было приостановлено. 06.03.2020 г. Арбитражный комитет АО "Концерн Росэнергоатом" признал жалобу ООО "АДК Трэйд" необоснованной, заключение Арбитражного комитета АО "Концерн Росэнергоатом" N9-АК/22-Пр было изготовлено 13.03.2020 г.
16.03.2020 г. филиалом АО "Концерн Росэнергоатом" "Курская атомная станция", после снятия блокировки с процедуры закупки, была возобновлена работа по заключению договора.
В соответствии с ч. 15 ст. 3.2. Федерального закона от 18.07.2011 N 223-"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - ФЗ "О закупках") договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.
Согласно п. 18 Извещения N 32008768874 о проведении открытого запроса котировок в электронной форме договор по результатам закупки заключается в течение 20 рабочих дней, но не ранее чем через 10 дней после размещения на официальном сайте и на ЭТП итогового протокола.
17.03.2020 г. в адрес филиала АО "Концерн Росэнергоатом" "Курская атомная станция" победителем запроса котировок ООО "Витаимпэкс" было направлено письмо N 02/17 об отказе от заключения договора.
В соответствии со ст. 9.5 ЕОСЗ, п. 13.3. ч. 2. Закупочной документации в случае прямого письменного отказа победителя закупки от заключения договора заказчик направляет предложение о включении сведений о таком лице в соответствующий реестр недобросовестных поставщиков, ведущийся в соответствии с положениями Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в порядке и сроки, установленные постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2012 года N 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
15.05.2020 г. в адрес Курского УФАС Росси поступили письменные пояснения ООО "Витаимпэкс" по факту отказа от заключения договора.
ООО "Витаимпэкс" указывает, что организация была признана победителем запроса котировок в электронной форме 14.02.2020 г., однако 19.02.2020 г. в адрес Арбитражного комитета АО "Концерн Росэнергоатом" поступила жалоба другого участника закупки, проведение закупки было приостановлено.
Согласно п. 6 Извещения N 32008768874 о проведении открытого запроса котировок в электронной форме срок поставки продукции был установлен до 31.03.2020 г.
В связи с поступившей в Арбитражный комитет АО "Концерн Росэнергоатом" жалобы участника закупки и приостановкой проведения закупки 25.02.2020 г. ООО "Витаимпэкс" направило в адрес филиала АО "Концерн Росэнергоатом" "Курская атомная станция" письмо N 03/25 о продлении сроков поставки, однако организатор закупки - АО "Концерн Росэнергоатом" "Курская атомная станция" сроки не изменил.
Уведомление о заключении договора и снятии блокировки с процедуры закупки было направлено в адрес ООО "Витаимпэкс" 16.03.2020 г., в период пандемии, вызванной распространением новой короновирусной инфекции COVID-19, возможность поставки продукции из Европы у ООО "Витаимпэкс" отсутствовала, о чем общество уведомило организатора закупки - АО "Концерн Росэнергоатом" "Курская атомная станция".
Согласно совместному разъяснению Минфина России, МЧС России и ФАС России распространение распространением новой короновирусной инфекции COVID-19 носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы.
По смыслу нормы ч. 2 ст. 4 ФЗ "О закупках" информация об участнике закупки включается в РНП только в случае, если такой участник уклонился от заключения договора, а также в случае, если договор расторгнут по решению суда в связи с существенным нарушением условий договора поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Включение в РНП является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры определения поставщика обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.
ФЗ "О закупках" не содержит безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные ему сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в постановлениях от 30.07.2001 г. N13-П и от 21.11.2002 г. N15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушения, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона как элемент субъективной стороны состава правонарушения; применяемые санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Учитывая, что включение сведений в РНП, является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений ФЗ "О закупках", Комиссия при принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в РНП не ограничивается формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.07.2008 N10 - П, федеральный законодатель, обладая достаточной свободой усмотрения в определении конкретных видов государственного контроля (надзора), оснований, форм, способов, методов, процедур, сроков его проведения, состава мер государственного принуждения, применяемых по итогам контрольных мероприятий, а также конкретного порядка финансового обеспечения, вместе с тем связан общими конституционными принципами организации системы органов государственной власти, а осуществляемое им регулирование должно соответствовать юридической природе и характеру общественных отношений, складывающихся в сфере государственного контроля (надзора), вводимые же ограничения прав и свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, - быть соразмерными конституционно значимым целям и, во всяком случае, не создавать препятствий их экономической самостоятельности и инициативе.
В рассматриваемом случае Комиссия Курского УФАС России не имеет достаточных оснований для включения информации об ООО "Витаимпэкс" в реестр недобросовестных поставщиков. При указанных обстоятельствах, Комиссия Курского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в материалах дела доказательств и сведений о недобросовестном поведении ООО "Витаимпэкс" при осуществлении действий, направленных на отказ от подписания договора по результатам Запроса котировок.
Таким образом, ООО "Витаимпэкс" не подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 г. N 1211, а также на основании имеющихся
документов и сведений, Комиссия Курского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Основания для включения сведений об ООО "Витаимпэкс" в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", отсутствуют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 20 мая 2020 г. N 046/07/5-268/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.05.2020