Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующей - заместитель руководителя Хабаровского УФАС России, членов Комиссии:- начальник отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,- главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,
в присутствии представителей:
- СПАО "РЕСО-Гарантия" - по доверенности от 08.08.2019 NРГ-Д-5094/19;
- филиал ФГУП "ВГСЧ" "Военизированный горноспасательный отряд Дальнего Востока" -по доверенности от 20.05.2020 N6;
рассмотрев жалобу СПАО "РЕСО-Гарантия" на действия заказчика - филиал ФГУП "ВГСЧ" "Военизированный горноспасательный отряд Дальнего Востока", материалы дела N 8-01/163 (027/01/18.1-652/2020),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба страхового публичного акционерного общества "РЕСО-Гарантия" на действия филиала ФГУП "ВГСЧ" "Военизированный горноспасательный отряд Дальнего Востока" при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности (ОСАГО) владельца транспортных средств филиала "ВГСО Дальнего Востока" ФГУП "ВГСЧ" (извещение N 32009102550).
Из жалобы общества следует, что организатором торгов в аукционной документации не верно указаны коэффициенты территории преимущественного использования автотранспортных средств, что привело к невозможности подачи заявки.
Представитель филиал ФГУП "ВГСЧ" "Военизированный горноспасательный отряд Дальнего Востока" с доводами жалобы не согласилась, по основаниям, изложенным в письменных возражениях от 20.05.2020 N772-3-1-12, дополнительно пояснив, что в состав филиала ФГУП "ВГСЧ" "Военизированный горноспасательный отряд Дальнего Востока" на основании Положения о филиале "Военизированный горноспасательный отряд Дальнего Востока" Федерального государственного унитарного предприятия "Военнизированная горноспасательная часть" утвержденного приказом ФГУП "ВГСЧ" от 30.05.2014 N387 входят военизированные горноспасательные взвода, за которыми закреплены транспортные средства, указанные в закупке, и на основании дислокации указанных взводов были применены коэффициенты территории преимущественного использования автотранспортных средств.
В соответствии с Указом Президента "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней" от 25.03.2020 г. N206, а также в связи с необходимостью принятия мер по нераспространению новой короновирусной инфекции, рассмотрение дела N 8-01/163 (027/01/18.1-652/2020) проведено 22.05.2020 в 11-00 ч. в дистанционном режиме посредством ВКС.
В заседании комиссии объявлялся перерыв до 16.30 ч. 26.05.2020.
Жалоба рассматривается по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2066 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Комиссия Хабаровского УФАС России, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.
Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организаторов торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги признаны несостоявшимися. А также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным Законом от 1.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Действия (бездействие) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленной законодательством и иными нормативными правовыми актами процедуры организации и проведения торгов, иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (статья 3 Закона о закупках).
Частью 5 статьи 4 Закона о закупках установлено, что при осуществлении закупки в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке.
Из части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о конкурентной закупке, в том числе, должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (пункт 1); сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора (пункт 5); порядок формирования цены договора (цены лота) с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей (пункт 7).
23.04.2020 федеральное государственное унитарное предприятие "Военизированная горноспасательная часть" на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 32009102550 о проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности (ОСАГО) владельца транспортных средств филиала "ВГСО Дальнего Востока" ФГУП "ВГСЧ".
Дата начала срока подачи заявок 23.04.2020, дата окончания подачи заявок - 20.05.2020. Дата подведения итогов - 27.05.2020
Начальная (максимальная) цена договора - 265 108,97 руб.
Согласно пункту 4 информационной карты аукциона описание и количество: в соответствии с приложением N 1 к информационной карте документации об аукционе в электронной форме "Техническое задание".
Исходя из извещения об осуществлении закупки страхованию подлежит 46 единиц автотранспорта согласно условий, указанных в приложении N1.
Приложение N1 к информационной карте документации об аукционе содержит перечень транспорта подлежащего обязательному страхованию гражданской ответственности (ОСАГО) с перечнем в том числе подразделений их мест нахождения; началом и окончанием срока страхования; маркой транспортного средства; коэффициента в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства.
В приложении N1 в качестве территории преимущественного использования транспортных средств указаны следующие населенные пункты: г. Нерюнгри; п. Джебарики - Хая, Республика Саха(Якутия); п.Чегдомын, Хабаровский край; п.Восток, г. Дальнегорск, Приморский край и прочие города и населенные пункты.
Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств регламентируется Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО).
В соответствии с пунктом "а" части 2 статьи 9 Федерального закона от 25.04.2002 N40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Федеральный закон N40-ФЗ) коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в том числе в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц, их филиалов или представительств - по месту нахождения юридического лица, его филиала или представительства, указанному в учредительном документе юридического лица.
Из указанной нормы следует, что коэффициент КТ для юридического лица устанавливается строго по адресам указанным в учредительном документе.
Указанием Банка России от 4 декабря 2018 г. N 5000-У установлены предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях), коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - Указания 5000-У).
В пункте 1 приложения 1 Указаний 5000-У установлены коэффициенты страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства (далее - коэффициент КТ).
Так, например, коэффициент КТ в городе Хабаровск 1,7; в городе г. Нерюнгри 0,8; в городах, отнесенных к прочим городам и населенным пунктам Приморского края 0,7; в городах, отнесенных к прочим городам и населенным пунктам Республики Саха (Якутия) установлен коэффициент КТ 0,6
В соответствии с извещением заказчиком является Федеральное государственное унитарное предприятие "Военизированная горноспасательная часть".
Согласно проекту контракта, являющимся неотъемлемой частью закупочной документации, страхователем выступает ФГУП "Военизированная горноспасательная часть", именуемое в дальнейшем "Cтрахователь", в лице командира отряда филиала "Военизированного горноспасательного отряда Дальнего Востока" ФГУП "ВГСЧ".
В соответствии с выпиской из единого государственного реестра юридических лиц от 25.05.2020 N ЮЭ9965-20-61133611, уставом федерального государственного унитарного предприятия "Военизированная горноспасательная часть" утвержденного приказом МЧС России от 06.12.2019 N730, ФГУП "Военизированная горноспасательная часть" находится на территории города Москва, имеет 14 филиалов, в том числе филиал в городе Хабаровске.
Сведения о филиалах с адресами указанными в приложении N1 аукционной документации в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц и уставе ФГУП "Военизированная горноспасательная часть" отсутствуют.
Поскольку заказчиком не подтверждено наличие в своем составе филиалов или представительств находящихся на территории г. Нерюнгри; п. Джебарики - Хая, Республика Саха(Якутия); п.Чегдомын, Хабаровский край; п.Восток, г. Дальнегорск, Приморский край и прочие города и населенные пункты, в учредительном документе юридического лица данные пункты отсутствуют, заказчиком неправомерно установлен коэффициент КТ для указанных населенных пунктов, чем нарушены требования пункта 1 части 10 статьи 4, пункт 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что привело к невозможности подачи заявки на участие в аукционе заявителем.
Довод заказчика об установлении коэффициента КТ по месту дислокации военизированных горноспасательных взводов, за которыми закреплены транспортные средства, подлежащие страхованию, комиссией Хабаровского УФАС не принимается, поскольку коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для юридических лиц, их филиалов или представительств - по месту нахождения юридического лица, его филиала или представительства, указанному в учредительном документе юридического лица. Указанные в закупочной документации пункты нахождения транспортных средств отсутствуют в учредительных документах, а положение о филиале "Военизированный горноспасательный отряд Дальнего Востока" не является учредительным документом юридического лица.
Исходя из установленных обстоятельств, жалоба признается обоснованной.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).
При разрешении вопроса о выдаче предписания комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о необходимости его выдачи.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу страхового публичного акционерного общества "РЕСО-Гарантия" на действия филиала ФГУП "ВГСЧ" "Военизированный горноспасательный отряд Дальнего Востока" при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности (ОСАГО) владельца транспортных средств филиала "ВГСО Дальнего Востока" ФГУП "ВГСЧ" (извещение N 32009102550) обоснованной.
2. Признать ФГУП "ВГСЧ" "Военизированный горноспасательный отряд Дальнего Востока" нарушившим пункт 1 части 10 статьи 4, пункт 4 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц".
3. Выдать ФГУП "ВГСЧ" "Военизированный горноспасательный отряд Дальнего Востока" предписание об устранении нарушения порядка организации и проведения закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.32.3 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 26 мая 2020 г. N 027/01/18.1-652/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 26.05.2020