В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступили обращения ИП Т.И.Н. и ООО "ТрансСтрой" на действия Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края.
Согласно доводам обращений, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края заключило с уполномоченными организациями, занимающимися выполнением работ по хранению задержанных транспортных средств на специализированной стоянке и их возврату дополнительные соглашения на разных условиях, предоставив одним субъектам предпринимательства возможность продолжать беспрепятственно заниматься своей деятельностью, а с другими безосновательно прекратили взаимоотношения.
В ходе рассмотрения указанных обращений установлено следующее.
В 2015 году Департаментом транспорта Краснодарского края заключен договор N 104 от 25.11.2015 г. с ИП Т.И.Н. и договор N 4 от 27.03.2015 г. с ООО "ТрансСтрой", на право выполнения работ по хранению задержанных транспортных средств на специализированной стоянке и их возврату. На таких же равных условиях были заключены соответствующие договоры с другими организациями и индивидуальными предпринимателями, в числе которых: ИП С.С.В., ИП М.А.А., ООО "Беркут", ИП К.В.Л., ООО "Юг Сервис+", ООО "Кубаньтранс", ИП Г.А.С., ИП И.Р.В., ИП П.А.С., ИП Г.Е.В., МУП "Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление" муниципального образования город Краснодар.
Согласно доводам, предоставленным Министерством транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края, в соответствии с внесенными в 2019 году изменениями в Закон Краснодарского края от 4 июня 2012 г. N 2508-КЗ "О перемещении задержанных транспортных средств на специализированные стоянки на территории Краснодарского края, об их хранении, оплате расходов на перемещение и хранение и о возврате задержанных транспортных средств" (далее - Закон N 2508-КЗ) возникла необходимость заключения дополнительных соглашений, в рамках передачи прав и обязанностей по договорам по перемещению задержанных транспортных средств на специализированные стоянки и (или) хранению задержанных транспортных средств на специализированных стоянках и их возврату между администрацией муниципального образования город Краснодар (далее - администрация), министерством и организациями, осуществляющими такую деятельность (далее - уполномоченная организация).
Дополнительными соглашениями от 2019 года к ранее заключённым договорам N 104, N 4 внесены изменения, согласно которым, договоры вступают в силу с момента их подписания и действуют до заключения по результатам торгов на территории муниципального образования город Краснодар договоров на осуществление деятельности. Указанное дополнительное соглашение являлось основанием для передачи своих полномочий от одной уполномоченной органа к другому. Согласие уполномоченной организации о передаче прав и обязанностей требовалось в целях уведомить уполномоченные организации о таком переходе, и по сути данные дополнительные соглашения носили облечение договора уступки права. Аналогичные дополнительные соглашения поступили в адрес следующих участников правоотношений: ИП С.С.В., ИП М.А.А., ООО "Беркут".
Однако Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края не прекратило взаимоотношения по тождественным договорам с ИП К.В.Л., ООО "Юг Сервис+", ООО "Кубаньтранс", ИП Г.А.С., ИП И.Р.В., ИП П.А.С., ИП Г.Е.В., МУП "Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление" муниципального образования город Краснодар.
Краснодарским УФАС России установлено, что в дополнительных договорах, заключённых с указанными организациями и индивидуальными предпринимателями отсутствует пункт 5.1, а именно "Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания и действует до заключения по результатам торгов (аукциона на понижение цены) договора (ов) на осуществление деятельности по перемещению задержанных транспортных средств на специализированные стоянки и (или) хранению задержанных транспортных средств на специализированных стоянках и их возврату на территории муниципального образования город Краснодар".
Согласно пояснениям Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края, договоры с ООО "Юг Сервис+", МУП "КТТУ", ИП Пономаренко А.С., ИП К.В.Л., ИП И.Р.В., ИП Г.Е.В., ИП Г.А.С. дополнительные соглашения заключены без срока действия договоров. Также Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края в своих пояснениях указало, что формат дополнительных соглашений не предусмотрен Законом N 2508-КЗ. В соответствии с частью 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации, договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Таким образом Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края заключила с частью организаций и индивидуальных предпринимателей дополнительные соглашения со сроком до заключения по результатам торгов (аукциона на понижение цены) договора, в то время как с другими организациями и индивидуальными предпринимателями заключены бессрочные дополнительные соглашения.
Исходя из предоставленных документов, Краснодарским УФАС установлено, что все вышеперечисленные договоры не имели срока действия договора.
Согласно ч. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Если срок договора не является существенным условием для данного вида договоров - договор заключен на неопределенный срок
В тоже время параграфом 2 части 1 статьи 3 Закона Краснодарского края от 4 июня 2012 года N 2508-КЗ "О перемещении задержанных транспортных средств и маломерных судов на специализированные стоянки на территории Краснодарского края, об их хранении, оплате расходов на перемещение и хранение и о возврате задержанных транспортных средств и маломерных судов" (далее - Закон N 2508-КЗ), установлено, что договор на осуществление деятельности по перемещению задержанных транспортных средств и (или) маломерных судов на специализированные стоянки и (или) хранению задержанных транспортных средств и (или) маломерных судов на специализированных стоянках и их возврату заключается сроком на пять лет.
Таким образом договоры на право выполнения работ по хранению задержанных транспортных средств на специализированной стоянке и их возврату, заключённые Министерством транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края в 2015 году и дополнительные соглашения, заключённые с ООО "Юг Сервис+", МУП "КТТУ", ИП Пономаренко А.С., ИП К.В.Л., ИП И.Р.В., ИП Г.Е.В., ИП Г.А.С. противоречат нормам ч. 1 ст. 432 ГК РФ и нарушает параграф 2 части 1 статьи 3 Закона Краснодарского края от 4 июня 2012 года N 2508-КЗ "О перемещении задержанных транспортных средств и маломерных судов на специализированные стоянки на территории Краснодарского края, об их хранении, оплате расходов на перемещение и хранение и о возврате задержанных транспортных средств и маломерных судов" (далее - Закон N 2508-КЗ).
Таким образом по истечении срока действия (5 лет) договора право хранения задержанных транспортных средств на специализированной стоянке и их возврату, новые договоры заключаются только по результатам проведения торгов.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам. Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия),
При рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.
Указанная позиция приведена в Постановлении Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 29 ноября 2011 года N 8799/11, согласно которой, в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их не проведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на нем.
Заключение бессрочных договоров с ООО "Юг Сервис+", МУП "КТТУ", ИП П.А.С., ИП Комаров В.Л., ИП И.Р.В., ИП Г.Е.В., ИП Г.А.С., приводит к получению указанными организациями и индивидуальными предпринимателями преимущества, предоставляющего им возможность на постоянной неконкурентной основе исполнять оказывать услуги по хранению задержанных транспортных средств на специализированной стоянке и их возврату, тем самым, ущемляя интересы других хозяйствующих субъектов, работающих на рынке оказания аналогичных услуг.
С учетом вышеизложенного, Краснодарское УФАС России, руководствуясь статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предупреждает о необходимости прекращения указанных действий (бездействия), содержащих признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем осуществления следующих действий:
- в срок до 10.07.2020 г. предпринять меры к устранению нарушений, установленных настоящим предупреждением;
- в срок до 17.07.2020 сообщить в Краснодарское УФАС России о выполнении настоящего предупреждения (с приложением подтверждающих документов).
В случае неисполнения настоящего предупреждения Краснодарское УФАС России будет вынуждено возбудить дело в отношении Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предупреждение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 10 июня 2020 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 10.06.2020