Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] <_> - [должностное лицо] |
в присутствии представителей заказчика ФКУ "ЦХИСО МВД по Республике Татарстан (Татарстан)" - <_> - [должностное лицо] (доверенность NД-14/8 от 15.10.2018 г.), <_> - [должностное лицо] (доверенность NД-26/19 от 03.09.2019 г.), в присутствии представителя заявителя филиала АО "Группа Ренессанс Страхование" - <_> - [должностное лицо] (доверенность N2019/1439 от 27.09.2019 г.), рассмотрев жалобу, дополнения к жалобе заявителя филиала АО "Группа Ренессанс Страхование" (вх. N7171/ж от 22.05.2020 г., ) на действия заказчика ФКУ "ЦХИСО МВД по Республике Татарстан (Татарстан)" при проведении закупки N 0811100001020000030 на предмет: "Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности ФКУ "ЦХиСО МВД по Республике Татарстан (Татарстан)", как владельцев транспортных средств (прочая закупка услуг)"
У С Т А Н О В И Л А:
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N0811100001020000030 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 08.05.2020 г.
Начальная (максимальная) цена контракта - 29 885 394,94 руб.
Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушениями норм действующего законодательства.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителей на действия заказчика и позиции заказчика, изучения конкурсной документации приходит к следующим выводам.
Относительно доводов заявителя о нарушении действующего законодательства при установлении в документации коэффициентов страховых тарифов для транспортных средств.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать:
- наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Предметом рассматриваемой закупки является оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности ФКУ "ЦХиСО МВД по Республике Татарстан (Татарстан)", как владельцев транспортных средств (прочая закупка услуг).
В разделе 4 "Описание объекта закупки. Техническое задание" конкурсной документации Заказчиком в части объема оказания услуг заказчиком было установлено, что количество транспортных средств, гражданская ответственность владельца которых подлежит страхованию, указаны в Приложениях N 1 к Документации "Перечень транспортных средств и расчет НМЦК в 2020 году" и N 2 к Документации "Перечень транспортных средств и расчет НМЦК в 2021 году", прикрепленных в виде отдельных файлов в формате Еxcеl, являющихся неотъемлемой частью настоящего технического задания.
В Приложении N1 к конкурсной документации был установлен перечень транспортных средств, подлежащих обязательному страхованию гражданской ответственности ФКУ "ЦХиСО МВД по Республике Татарстан (Татарстан), в общем количестве 2189 единиц.
В качестве территории преимущественного использования транспортных средств в таблице указаны разные населенные пункты РТ (г.Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Чистополь, Елабуга, Бугульма, Зеленодольск, Камские Поляны, Лениногорск и т.д.), на основании которых Заказчиком применялся соответствующий населенному пункту коэффициент страхового тарифа (Кт), и определялась с его учетом при расчете конечная величина страховой премии.
Так, согласно доводам заявителя, Заказчиком при определении сумм страховых премий Заказчиком не были соблюдены требования Закона об ОСАГО, устанавливающего правила определения коэффициентов страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства. По мнению заявителя, исходя из требований действующего законодательства, Заказчиком были неправильно определены адреса территорий преимущественного использования транспортного средства и применены в связи с этим некорректные коэффициенты страховых тарифов.
Согласно пояснениям Заказчика и представленным им в ходе заседания Комиссии документам установление Кт осуществлялось на основании поступивших разъяснений МВД России N1/5493 от 18.05.2018, в соответствии с которыми Кт может быть определено также по месту нахождения территориальных органов МВД России.
Комиссия по результатам анализа приходит к следующим выводам.
Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств регламентируется Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО).
Подпунктом "а" пункта 2 статьи 9 Закона об ОСАГО предусмотрено, что коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц, их филиалов или представительств - по месту нахождения юридического лица, его филиала или представительства, указанному в учредительном документе юридического лица.
Указанием Банка России от 4 декабря 2018 г. N 5000-У установлены предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях), коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - Указания 5000-У).
В соответствии с Указанием 5000-У " коэффициент КТ - Коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГК РФ юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ и государственных корпораций, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками), за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно пункту 2 статьи 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.
В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица (пункт 3 статьи 54 ГК РФ).
Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Представительства и филиалы должны быть указаны в едином государственном реестре юридических лиц (пункт 3 статьи 55 ГК РФ).
Согласно пункту 15 части 1 устава ФКУ "ЦХиСО УМВД по Республике Татарстан ", утвержденного приказом МВД РФ от 30.03.2012 N 229, учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, имеет лицевые счета в валюте Российской Федерации, открытые в соответствующем территориальном органе Федерального казначейства, обладает закрепленным на праве оперативного управления имуществом, имеет круглую печать установленного образца со своим полным наименованием и изображением Государственного герба Российской Федерации, штампы, бланки со своим наименованием, символику и другие средства индивидуальной идентификации.
Согласно пунктам 4 - 8 части 1 устава учредителем учреждения является Российская Федерация. Собственником имущества учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет министерство внутренних дел Российской Федерации. Функции и полномочия собственника имущества учреждения осуществляют МВД России и иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации. Учреждение находится в подчинении Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Татарстан.
Министерство внутренних дел РФ и Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Татарстан являются отдельными юридическими лицами исходя из сведений Единого государственного реестра юридических лиц.
Согласно пункту 22.3 устава задачами ФКУ "ЦХиСО УМВД по Республике Татарстан" являются, в том числе обеспечение транспортными средствами территориальных органов МВД России, а также их эксплуатация, организация ремонта и сохранности.
Таким образом, ФКУ "ЦХиСО УМВД по Республике Татарстан" передает транспортные средства в территориальные органы МВД и в их структурные подразделения, а не в филиалы и представительства ФКУ "ЦХиСО УМВД по Республике Татарстан".
Согласно Выписки из ЕГРЮЛ место нахождения ФКУ "ЦХСИСО МВД по РТ" определено г.Казань (Кт =2), учреждение имеет единственный филиал в г.Набережные Челны (Кт = 1,7).
Таким образом, исходя из сведений учредительных документов и Выписки из ЕГРЮЛ Заказчик не имеет в своем составе подразделений, находящиеся на территории г. Нижнекамска, Альметьевска, Чистополя, Елабуги, Бугульмы, Зеленодольска, Камских Полян, Лениногорска и т.д.
Вместе с тем, в приложении N1 к конкурсной документации были дополнительно указаны транспортные средства с Кт = 1; 1,1; 1,2; 1,3, по адресам территории, не указанных в учредительных документах Заказчика и не являющихся филиалами и представительствами юридического лица, что нарушает требования Закона об ОСАГО.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно были установлены Кт для вышеуказанных населенных пунктов РТ в документации.
На основании изложенного, Заказчиком не были соблюдены требования части 1 статьи 54.3, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе при установлении коэффициентов преимущественного использования транспортных средств.
Доводы заявителя признаны обоснованными.
На основании изложенного, Комиссия принимает решение о выдачи предписания об устранении нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Относительно довода заявителя о неправомерном применении Кт при обосновании НМЦК в закупке.
В соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении:
1) соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 настоящего Федерального закона, и обоснованности закупок;
2) соблюдения правил нормирования в сфере закупок, предусмотренного статьей 19 настоящего Федерального закона;
3) обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график;
4) применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
5) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
6) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
7) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
На основании изложенного, Комиссией Татарстанского УФАС России принято решение о передаче материалов жалобы филиала АО "Группа Ренессанс Страхование" (вх. N7171/ж от 22.05.2020 г.,) в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта на рассмотрение в Управление Федерального Казначейства по Республике Татарстан.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу, дополнения к жалобе заявителя филиала АО "Группа Ренессанс Страхование" (вх. N7171/ж от 22.05.2020 г., ) на действия заказчика ФКУ "ЦХИСО МВД по Республике Татарстан (Татарстан)" при проведении закупки N 0811100001020000030 на предмет: "Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности ФКУ "ЦХиСО МВД по Республике Татарстан (Татарстан)", как владельцев транспортных средств (прочая закупка услуг)" обоснованными в части установления в документации несоответствующих коэффициентов преимущественного использования транспортных средств.
Признать заказчика - ФКУ "ЦХИСО МВД по Республике Татарстан (Татарстан)" нарушившим требования пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Выдать заказчику - ФКУ "ЦХИСО МВД по Республике Татарстан (Татарстан)" предписание об устранении нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства о контрактной системе.
Направить материалы жалобы филиала АО "Группа Ренессанс Страхование" (вх. N7171/ж от 22.05.2020 г.,) в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта на рассмотрение в Управление Федерального Казначейства по Республике Татарстан.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель Председателя Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] <_> - [должностное лицо] |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 2 июня 2020 г. N 016/06/54.3-916/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 02.06.2020