Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение о проведении проверки факта уклонения ООО "ЭП-761" (далее также - Предприниматель) от заключения договора с ООО "ЭНЕРГОПРОМСБЫТ" (далее - Заказчик), поданное в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Обращение),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило Обращение ООО "ЭНЕРГОПРОМСБЫТ" о проведении проверки факта уклонения ООО "ЭП-761" от заключения договора на выполнение комплекса проектно-изыскательских, строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования, по технологическому присоединению потребителей к электросетевому комплексу ОАО "РЖД" по результатам запроса котировок (реестровый N 32009057626, лот N 1, далее - Закупка).
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, приведенных в обращении, возражениях на него, Комиссия установила следующее.
03.04.2020 Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении Закупки (далее - Извещение) с начальной максимальной ценой договора 3 377 194,56 рублей (лот N 1).
В соответствии с итоговым протоколом от 13.04.2020 в связи с поступлением единственной коллективной заявки на участие в Закупке было принято решение заключить договор с лидером коллективного участника - ООО "ЭП-761" по цене в размере 3 377 194,56 рублей.
В соответствии с п. 3.19.4 Извещения договор по результатам запроса котировок заключается не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения на сайтах итогового протокола. Таким образом, крайний срок для заключения договора - 04.05.2020.
В соответствии с пунктом 3.19.2 приложения N 2 к Извещению, срок направления Заказчиком проекта договора участнику составляет 7 (семь) рабочих дней с даты размещения итогового протокола на сайтах, то есть, крайний срок для направления - 22.04.2020 (включительно).
22.04.2020 в адрес участника ООО "ЭП-761" (как лидера, представившего заявку на участие от лица нескольких юридических лиц) посредством электронной почты направлен проект договора (сопроводительное письмо от 22.04.2020 N 9337-и-ЖДЭ).
Срок предоставления участником, с которым заключается договор, подписанного со своей стороны договора, соответствии с пунктом 3.19.3 приложения N 2 Закупочной документации - 5 (пять) календарных дней.
Согласно представленным материалам, 27.04.2020 от участника ООО "ЭП-761" поступило уведомление об отказе от подписания/исполнения договора в связи с продолжительным действием обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора) (письмо исх. от 24.04.2020 N 55, вх. от 27.04.2020 N 485/20/укс).
По состоянию на 27.04.2020 (по истечении срока, установленного пунктом 3.19.3 приложения N 2 к Извещению о проведении запроса
котировок) в адрес Заказчика не представлен подписанный со стороны ООО "ЭП-761" договор.
Обществом были представлены письменные пояснения по существу рассматриваемого дела, из которых следует, что ООО "ЭП-761" не подписало договор в связи с тем, сроки на подписание со стороны Общества договора и само исполнение договора приходятся на дни, объявленные нерабочими Указами Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206 и от 02.04.2020 N 239.
Заказчик признал Общество уклонившимся от заключения договора протоколом от 12.05.2020.
При этом Общество в своих пояснениях указывает, что с 27.03.2020 по 12.05.2020 деятельность Общества была приостановлена не только в связи с Указами Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206 и от 02.04.2020 N 239, но и в связи с Указом Губернатора Красноярского края N71-уг от 27.03.2020 (с изменениями внесенными Указом 29.05.2020 N 132-уг) "О дополнительных мерах, направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, на территории Красноярского края", согласно которому деятельность Общества организации была приостановлена до 14.06.2020.
Кроме того, согласно представленным материалам, исключение было предусмотрено только для непрерывно действующих организаций и организаций, приостановка деятельности которых создаст угрозу безопасности, здоровью и жизни людей и др. (Указами Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206 и от 02.04.2020 N 239), но ООО "ЭП-761" в этот перечень не входит.
Таким образом, ООО "ЭП-761" не вправе было работать в период ограничений.
Кроме того, с 30 марта 2020 года и до 14 июня 2020 года ООО "ЭП-761" лишено возможности проводить строительные работы, так как имеется необходимость обязательного фактического присутствия работников на строительных объектах, что исключено в связи с мерами, предусмотренными на предупреждение распространения коронавирусной инфекции.
Так, согласно представленным пояснениям Общества, постановлением Правительства от 28.04.2020 N601 "об утверждении временных правил работы вахтовым методом" и Указом Губернатора N 119 от 15.05.2020 года "О внесении изменений в указ Губернатора Красноярского края от 27.03.2020 N 71-уг "О дополнительных мерах, направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-пСоV, на территории Красноярского края", для усиления мер по борьбе с распространением коронавирусной инфекции работодателей, привлекающих работников к работам, выполняемым вахтовым методом, обязали обеспечивать размещение работников, выезжающих для работы вахтовым методом, в специально приспособленных помещениях гостиниц, пансионатов, санаториев, домов и баз отдыха, иных подобных объектов, которые функционируют по типу обсерваторов, на 14 календарных дней до выезда к месту нахождения объекта производства работ для наблюдения за состоянием здоровья работников; проведение лабораторного обследования работников на коронавирусную инфекцию, вызванную 2019-пСоV, за двое суток до выезда к месту нахождения объекта производства работ.
Так, Общество указывает, что у ООО "ЭП-761" отсутствует финансовая возможность организовать данные мероприятия. Также в Российской Федерации большое количество субъектов закрывало либо ограничивало перемещение внутри своих регионов, что повлияло на осуществление строительной деятельности в связи с тем, что была затруднена доставка материалов на строительные площадки и допуск на них работников.
В связи с тем, что выполнение работ по договору предполагалось в Забайкальском крае, согласно комплекса ограничительных и иных мероприятий по предотвращению угрозы распространения на территории Забайкальского края новой коронавирусной инфекции (2019- пСоV), утвержденного постановлением Губернатора Забайкальского края от 08.04.2020 N 30 с изменениями внесенными Постановлением Губернатора Забайкальского края N50 от 13.05.2020 (далее: Комплекс мероприятий) в соответствии с п. 1 на территории Забайкальского края с 19 марта 2020 года действует режим повышенной готовности, в связи с чем, работодатели в соответствии с п.п 1, 3 п. 12 Комплекса мероприятий при прибытии работников в Забайкальский край из других субъектов Российской Федерации, обязаны оказывать содействие работникам для обеспечения режима самоизоляции по месту пребывания и при наличии возможности переводить таких работников на дистанционный режим работы.
Также согласно п. 3 Постановления Губернатора Забайкальского края N 50 от 13.05.2020 распространение коронавирусной инфекции было определено как обстоятельство непреодолимой силы.
Комиссия, принимая во внимание доводы Общества о действующих ограничениях, установленных Указом Губернатора Красноярского края N71-уг от 27.03.2020, помешавших Обществу своевременно заключить договор, считает необходимым отметить следующее.
Как следует из смысла статьи 55 Конституции Российской Федерации (в истолковании Постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П; Определениями от 07.06.2001 N 139 О, от 07.02.2002 N 16-О) применяемые государственными органами санкции должны соответствовать характеру совершённого деяния, принципу юридического равенства, основываться на соразмерности конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, исключать произвольное толкование и применение.
Для признания Общества недобросоветным поставщиком, уклонившимся от заключения договора, Комиссия не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоответствия действий лица положениям законодательства (документации), а обязана выяснить все обстоятельства дела, установить недобросовестность лица в совершении действий или бездействия, осуществленных намеренно с целью уклонения от заключения договора, так и в их совершении по неосторожности, когда участник по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения договора, то есть создает условия, влекущие невозможность его подписания.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков будет только такое уклонение лица, которое свидетельствует о недобросовестном поведении, совершении умышленных действий (бездействия), которое привело к невозможности заключения договора с этим лицом, признанным победителем закупочной процедуры, и нарушающих права заказчика относительно условий или к нарушению срока исполнения договора.
Вместе с тем Комиссией не установлено фактов, свидетельствующих о наличии в действиях Общества намеренного умысла по незаключению договора.
Кроме того, Комиссия учитывает, что Заказчик не настаивает на включении Общества в реестр недобросовестных поставщиков.
В этой связи, Комиссия, оценив фактические обстоятельства в их совокупности и взаимосвязи, приходит к выводу об отсутствии оснований для включения сведений об ООО "ЭП-761" в реестр недобросовестных поставщиков.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 5 Закона о закупках, приказом ФАС России от 18.03.2013 N 164/13, Комиссия
ЗАКЛЮЧИЛА:
Не рекомендовать включение сведений об ООО "ЭП-761" (ИНН: 2464120439, ОГРН: 1152468029559, адрес: ул. Семафорная, д. 78,
г. Красноярск, Красноярский край, 660012) в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Законом о закупках.
Примечание: в соответствии с частью 6 статьи 5 Закон о закупках включение сведений об участнике закупки, уклонившемся от заключения договора, о поставщике (исполнителе, подрядчике), с которым договор расторгнут в связи с существенным нарушением им договора, в реестр недобросовестных поставщиков или содержание таких сведений в реестре недобросовестных поставщиков может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 17 июня 2020 г. N 077/07/5-9389/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 17.06.2020