Я, заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай <_>, рассмотрев постановление прокуратуры г. Горно-Алтайска о возбуждении дела об административном правонарушении от 08.06.2020 г. и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении должностного лица, директора ООО "Дормостстрой" <_>,
УСТАНОВИЛ:
Дело рассматривается в присутствии <_>, с участием помощника прокурора г. Горно-Алтайска <_> в Управлении ФАС по Республике Алтай (г. Горно-Алтайск, ул. Ленина, 226, строение, 2).
В ходе проведения проверки Прокуратурой г. Горно-Алтайска установлены нарушения требований ч. 1 ст. 95 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при изменении условий муниципального контракта от 23.03.2020 г. N95-03-20.
По данному факту прокурором города Горно-Алтайска 08.06.2020 г. возбуждено административное дело в отношении должностного лица подрядчика, директора ООО "Дормостстрой" <...> по ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ. Материалы административного дела направлены в адрес УФАС по Республике Алтай для рассмотрения по существу.
В ходе рассмотрения административного дела должностным лицом УФАС по РА установлено следующее.
23.03.2020 г. МУ "Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации города Горно-Алтайска" с единственным участником электронного аукциона N0377300000420000011 ООО "Дормостстрой" заключен муниципальный контракт N95-03-20 на ремонт асфальтобетонного покрытия проезжей части автомобильных дорог по ул. Кирова, ул. Чкалова (на всем протяжении) в г. Горно-Алтайске на общую сумму 48 577 291 рубль.
Согласно условиям данного контракта:
- начало выполнения работ - с даты заключения контракта, окончание выполнения работ по 30 сентября 2020 года (п. 6.2 контракта);
- срок исполнения контракта: начало - с даты заключения контракта, окончание по истечению 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком окончательного акта (документа) о приемки фактически выполненных работ, но не позднее 31.12.2020 года (п. 6.3 контракта);
- срок действия контракта: с даты заключения контракта и по 31 декабря 2020 года, контракт считается исполненным и прекратившим свое действие после выполнения сторонами взаимных обязательств и осуществления окончательных расчетов между сторонами по данному контракту (п. 6.4 контракта).
01.04.2020 г. МУ "Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации города Горно-Алтайска" и ООО "Дормостстрой" принято решение о внесении изменений в вышеназванные пункты муниципального контракта. Сторонами заключено дополнительное соглашение N1, согласно которому, в том числе:
- в п.6.2 раздела 6 контракта слова "окончание выполнения работ по 30.09.2020" заменить словами "окончание выполнения работ по 15.03.2021 года";
- в п.6.3 раздела 6 контракта слова "но не позднее 31.12.2020 года" заменить словами "но не позднее 15.04.2021 года";
- в п.6.4 раздела 6 контракта слова "с даты заключения контракта и по 31 декабря 2020 года" заменить словами "с даты заключения контракта и по 15 апреля 2021 года".
Следовательно, стороны продлили срок исполнения работ по контракту на 5 месяцев 15 дней.
Из п. 1 дополнительного соглашения N1 от 01.04.2020 г. к муниципальному контракту N95-03-20 на ремонт асфальтобетонного покрытия проезжей части автомобильных дорог по ул. Кирова, ул. Чкалова (на всем протяжении) в г. Горно-Алтайске следует, что стороны внесли в него изменения руководствуясь п. 13.3, 13.5 муниципального контракта.
Частью 2 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) предусмотрено, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34 и 95 данного Федерального закона.
В силу части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в определенных данным законом случаях.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии со вторым абзацем п. 1 ст. 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 данного Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Таким образом, Закон о контрактной системе определяет срок выполнения работ как существенное условие контракта.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон, в том числе в случае если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации.
Постановлением Правительства РФ от 19.12.2013 г. N 1186 "Об установлении размера цены контракта, предельного размера цены контракта, при которых или при превышении которых существенные условия контракта могут быть изменены по соглашению сторон на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и местной администрации, в случае если исполнение контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно" размер для контракта, заключенного для обеспечения муниципальных нужд, составляет 500 млн. рублей.
Следовательно, в данном случае стороны не имели правовых оснований для изменения существенных условий муниципального контракта N95-03-20 от 23.03.2020 г., а именно на продление срока выполнения работ, т.к. цена контракта (48 577 291 руб.) не превышает размер цены, установленный постановлением Правительства Российской Федерации N 1186.
Часть 1 статьи 95 Закона о контрактной системе не допускает иных оснований изменения срока выполнения работ в отношении рассматриваемого объекта закупки (ремонт автомобильной дороги).
Следовательно, дополнительное соглашение к муниципальному контракту, подписанное сторонами 01.04.2020 г., не соответствует требованиям ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ст. 107 Закона о контрактной системе лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
За данное правонарушение предусмотрена ответственность по части 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4.1 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - двухсот тысяч рублей.
На основании статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом в данном Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, частью 3 статьи 14.57, 14.61, 14.63, 14.64, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.25, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьями 19.7.3, 19.7.12 данного Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 08.06.2020 г. NЮЭ9965-20-81406938 <...> является директором ООО "Дормостстрой", запись, содержащая указанные сведения, внесена в реестр 11.04.2018 г.
Муниципальный контракт на ремонт асфальтобетонного покрытия проезжей части автомобильных дорог по ул. Кирова, ул. Чкалова (на всем протяжении) в г. Горно-Алтайске от 23.03.2020 г. N95-03-20 и дополнительное соглашение к нему от 01.04.2020 г. N 1 от имени ООО "Дормостстрой" подписаны директором <...>.
Согласно объяснению <...>, указанным в постановлении прокуратуры г. Горно-Алтайска, дополнительное соглашение N 1 об изменении срока выполнения работ заключено 01.04.2020 г. по предложению заказчика МУ "Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации города Горно-Алтайска".
Данные пояснения должностным лицом УФАС по РА приняты во внимание, однако, они не исключают наличие в действиях директора ООО "Дормостстрой" <...> состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ.
В соответствии с положениями ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Вместе с тем, в соответствии с положениями КоАП РФ, неосторожность также является формой вины. Вина, как элемент состава административного правонарушения, характеризуется тем, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, могло предотвратить нарушение законодательства о контрактной систем, однако, по неаргументированным причинам не обеспечило исполнение требований Закона о контрактной системе, допустив их нарушение.
Таким образом, в действиях должностного лица, директора ООО "Дормостстрой" <...> содержится состав нарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ.
Факт совершения директором ООО "Дормостстрой" <...>. административного правонарушения подтверждается материалами административного дела.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 21 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Нарушение, допущенное должностным лицом, директором ООО "Дормостстрой" <...>., по своему характеру имеет значительную степень общественной опасности, поскольку повлекло нарушение установленного государством порядка осуществления закупок. При этом существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих обязанностей (ООО "Дормостстрой" является профессиональным участником государственных (муниципальных) заказов, имеет аккредитацию на 8 электронных площадках, зарегистрировано в ЕИС 21.02.2019 г. Следовательно, директор ООО "Дормостстрой" <...> не мог не знать о нормах законодательства о контрактной системе, регулирующих вопрос об изменениях условий муниципальных контрактов). В связи с чем, данное правонарушение не может расцениваться как малозначительное.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение законодательства о контрактной системе, на момент вынесения настоящего постановления не истек.
Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного административного правонарушения.
Прокуратурой города Горно-Алтайска обстоятельством, смягчающим административную ответственность, согласно п. 1 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ, установлено раскаяние лица, совершившего правонарушение.
Обстоятельств, отягчающих ответственность, предусмотренных статьей 4.3 КоАП РФ, не выявлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 данного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
На основании статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными данным Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.
Согласно сведениям Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (https://rmsp.nalog.ru/) ООО "Дормостстрой" (ИНН 0411053489) является малым предприятием. Дата включения в реестр 10.09.2016 г.
Принимая во внимание, что должностное лицо, директор ООО "Дормостстрой" <...> привлекается к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе впервые, считаю возможным применение положений ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 2.4; 4.1.1; 7.32; 23.66; 29.9; 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
1. Признать в действиях должностного лица, директора ООО "Дормостстрой" <...> состав нарушения части 4 статьи 7.32 КоАП РФ (изменение 01.04.2020 г. существенных условий муниципального контракта N95-03-20 на ремонт асфальтобетонного покрытия проезжей части автомобильных дорог по ул. Кирова, ул. Чкалова (на всем протяжении) в г. Горно-Алтайске от 23.03.2020 г., если возможность их изменения не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок).
2. В соответствии со ст. 4.1.1 КоАП РФ применить к должностному лицу, директору ООО "Дормостстрой" <_> меру ответственности в виде предупреждения.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.1 и ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке (Горно-Алтайский городской суд) в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно статье 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 23 июня 2020 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.06.2020