Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению сведений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии: |
<...> - |
начальник отдела контроля органов власти;
|
члены комиссии: |
<...> - |
специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
|
|
<...> - |
специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
|
рассмотрев посредством ВКС обращение государственного автономного учреждения Тюменской области "Центр занятости населения" г. Тюмени и Тюменского района (далее также - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с требованиями ст. 5 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) информации в отношении частного учреждения дополнительного профессионального образования "Сибирский корпоративный энергетический учебный центр" (ИНН: 5503073533, место нахождения: 660022, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, д. 2 "Б"), далее также - Участник, Общество, ЧУ ДПО "СибКЭУЦ", в связи уклонением указанного юридического лица от заключения договора по результатам проведения запроса котировок в электронной форме на право заключить договор на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан по программе переподготовки: "Водитель автомобиля переподготовка с категории "В" на категорию "С" (реестровый номер извещения: 32009131173), далее - Закупка, в отсутствие представителя Заказчика уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в присутствии:
представителя Общества:
<...>
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России, Управление) 22.06.2020 г. поступило обращение ГАУ ТО "Центр занятости населения" г. Тюмени и Тюменского района о включении в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с требованиями ст. 5 Закона о закупках информации в отношении ЧУ ДПО "СибКЭУЦ" (ИНН: <...>, место нахождения: <...>) в связи с уклонением указанного юридического лица от заключения договора по результатам проведения запроса котировок в электронной форме на право заключить договор на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан по программе переподготовки: "Водитель автомобиля переподготовка с категории "В" на категорию "С" (реестровый номер извещения: 32009131173).
Из обращения Заказчика (исх. N 3954-09 от 22.06.2020 г.) следует, что участник Закупки - ЧУ ДПО "СибКЭУЦ" в установленный закупочной документацией срок не исполнил обязанность по подписанию договора, вследствие чего, данный участник был признан уклонившимся от заключения договора.
В заседании Комиссии Управления по рассмотрению указанного обращения, представитель Общества не согласился с изложенной позицией Заказчика и пояснил, что заявка на участие в данной Закупке была подана Обществом вследствие технической ошибки и не должна была быть допущена до участия, ввиду её несоответствия предмету Закупки, а, следовательно, и требованиям технического задания Извещения.
Комиссия Тюменского УФАС России по результатам осуществления проверки представленных сторонами документов и сведений, установила следующее.
В соответствии со ст. 1 Закона о закупках, в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц (заказчиков) в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цен, качества и надёжности, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений, данным законом установлены общие принципы и требования, предъявляемые к закупке товаров, работ, услуг.
Согласно ст. 5 Закона о закупках, за нарушение установленных Законом о закупках требований и принципов к участникам закупки, уклонившимся от заключения договоров, предусмотрена ответственность в виде включения названных лиц федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным правительством РФ в реестр недобросовестных поставщиков.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 331 от 30.06.2004 г. соответствующие полномочия возложены на Федеральную антимонопольную службу (п. 5.3.4 Положения о ФАС России).
Во исполнение Закона о закупках постановлением Правительства Российской Федерации N 1211 от 22.11.2012 г. утвержден Перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Перечень сведений), Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (далее - Правила ведения реестра), а также Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченным на ведение реестра недобросовестных поставщиков (далее - Правила направления сведений).
Пунктом 8 Правил ведения реестра определено, что уполномоченный орган в установленном порядке осуществляет проверку представленных заказчиком документов, содержащих сведения, предусмотренные пп. 2 - 4 Правил ведения реестра.
Подтвержденные по результатам проверки сведения о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) включаются уполномоченным органом в реестр в течение 3 рабочих дней и образуют реестровую запись (п. 9 Правил ведения реестра).
В целях реализации Правил ведения реестра ФАС России издан приказ N164/13 от 18.03.2013 г. "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Приказ N 164/13), в соответствии с п. 1 которого на комиссию ФАС России и соответствующие комиссии территориальных органов ФАС России возложены полномочия по проверке сведений, представляемых в ФАС России в соответствии с Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в уполномоченный орган.
Согласно ст. 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положение о закупке).
Так, в соответствии с требованиями Закона о закупках, Протоколом заседания Наблюдательного совета ГАУ ТО ЦЗН г. Тюмени и Тюменского района N 34 от 30.12.2019 г. утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд государственного автономного учреждения Тюменской области "Центр занятости населения" г. Тюмени и Тюменского района (далее - Положение, Положение о закупке), которое 10.01.2020 г. размещено на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (с изменениями от 19.05.2020 г.).
Как установлено материалами дела, 05.05.2020 г. на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (реестровый номер извещения: 32009131173) и на сайте акционерного общества "Единая электронная торговая площадка" по адресу: https://www.roseltorg.ru/ (процедура N 32009131173) Заказчиком было размещено Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме N 34-ЭЗК/2020 на право заключения договора на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан по программе переподготовки: "Водитель автомобиля переподготовка с категории "В" на категорию "С" (далее - Извещение).
Дата подведения итогов: 15.05.2020 г.
Начальная (максимальная) цена договора - 520 800,00 руб.
Порядок проведения запроса котировок в электронной форме установлен п. 20 Положения о закупке Заказчика.
Так, в соответствии с п. 20.1 Положения под запросом котировок в электронной форме понимается форма торгов, проведение которых обеспечивается оператором электронной площадки на электронной площадке, при которой информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц путём размещения в ЕИС извещения о проведении запроса котировок в электронной форме и при которой победителем запроса котировок признаётся участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок в электронной форме, и содержит наиболее низкую цену договора.
Согласно п. 20.10.3 Положения, договор заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, по цене, предложенной в котировочной заявке победителя в проведении запроса котировок (единственного участника закупки, чья заявка соответствует извещению о запросе котировок) или в котировочной заявке участника, с которым заключается договор, в случае уклонения победителя в проведении запроса котировок цен от заключения договора, в порядке и сроки, предусмотренные разделом 27 настоящего Положения.
Пунктом 27 Положения определён порядок заключения договора по итогам проведения конкурентной закупки, ответственность сторон по договору и особенности исполнения договора.
Так, в соответствии с абз. 3 п. 27.1 Положения и п. 17 Извещения, договор заключается не ранее чем по истечении 10 (десяти) календарных дней и не позднее 20 (двадцати) календарных дней, следующих после дня опубликования в ЕИС протокола по итогам конкурентной закупки, протокола рассмотрения единственной заявки на участие в конкурентные закупки, что соответствует требованиям ч. 15 ст. 3.2 Закона о закупках.
Заказчик в течении пяти дней с даты размещения в единой информационной системы протокола по итогам конкурентной закупки, протокола рассмотрения единственной заявки на участие конкурентной закупки размещает на электронной торговой площадке, проект договора без своей подписи, который составляется путём включения в проект договора цены договора, предложенной участником закупки, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), страны происхождения товара, предложение участника об условиях исполнения договора (абз. 2 п. 27.1.2 Положения).
Абзацем 3 п. 27.1.2 Положения определено, что в течение десяти дней с даты размещения заказчиком на электронной торгово площадке проекта договора победитель конкурентной закупки подписывает усиленной электронной квалифицированной подписью указанный проект договора на электронной площадке и размещает документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения договора, если данное требование установлено в извещении об осуществлении конкурентной закупки, документации о конкурентной закупке.
В ходе рассмотрения Комиссией Управления данного обращения установлена следующая последовательность событий.
Протоколом оценки и подведения итогов N 34-ЭЗК/2020 от 15.05.2020 г. (размещён в ЕИС 15.05.2020 г.) зафиксировано, что на участие в Закупке подана и допущена закупочной комиссией Заказчика, как соответствующая требованиям Извещения, одна заявка, которой присвоено первое место и участник ЧУ ДПО "СибКЭУЦ" признан победителем запроса котировок с предложенной начальной (максимальной) ценой договора 30 360,00 руб.
В соответствии с требованиями абз. 2 п. 27.1.2 Положения, 20.05.2020 г. в 14:00 Заказчиком на электронной торговой площадке размещён проект договора (с изменениями, внесёнными Заказчиком 28.05.2020 г. в 09:15 и 09:20) при регламентированном сроке подписания договора - 30.05.2020 г. 23:59.
В свою очередь, 29.05.2020 г. в 10:32 Обществом, с использованием функционала электронной-торговой площадки размещён протокол разногласий по договору, из которого следует, что заявка на участие в данной Закупке подана вследствие технической ошибки и не должна была быть допущена до участия в Закупке, по причине её несоответствия предмету Закупки и требованиям технического задания Извещения, следовательно, ЧУ ДПО "СибКЭУЦ" признан победителем запроса котировок неправомерно.
Далее, 22.06.2020 г. Заказчиком в адрес Общества направлено уведомление об одностороннем отказе от исполнения договора образовательных услуг (исх. N 3955-09 от 22.06.2020 г.).
Таким образом, в соответствии с абз. 3 п. 27.1.2 Положения, договор по результатам запроса котировок должен был быть подписан победителем Закупки 30.05.2020 г., который им подписан не был, что также не отрицается Обществом.
В силу приведенных выше положений Закона о закупках, а также подзаконных актов, при поступлении сведений об уклонении участника Закупки от заключения договора антимонопольный орган должен провести проверку и установить факт уклонения данного лица от заключения договора с заказчиком (обстоятельства, свидетельствующие о намерении отказаться от заключения), и только в случае подтверждения указанного факта он может разместить сведения об участнике размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков.
Вместе с этим, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков может являться только такое уклонение от заключения контракта, которое предполагает недобросовестное поведение хозяйствующего субъекта, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о закупках, в том числе, приведших к невозможности заключения контракта с ним, как лицом, признанным победителем закупки и этими действиями (бездействием) нарушающим права заказчика относительно условий и срока исполнения договора.
В судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации (постановления N 13-П от 30.07.2001 г. и N 15-П от 21.11.2002 г.) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Так, в отношении довода Общества о том, что заявка ЧУ ДПО "СибКЭУЦ" неправомерно допущена до участия в Закупке, Комиссией Управления установлено следующее.
Согласно пп. 3 п. 20.5 Положения, котировочная заявка должна содержать наименование и конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным извещением о проведении запроса котировок в электронной форме, и указание на товарный знак (при наличии).
Пунктом 20.8.4 Положения установлено, что закупочная комиссия не рассматривает и отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок.
В соответствии с абз. 2 п. 1.1 Извещения, при подаче котировочной заявки участник закупки заполняет котировочную заявку (Приложение N1 к извещению о проведении запроса котировок) в соответствии с установленной формой, подписывает заявку, приобщает к документам и направляет на Единую электронную торговую площадку.
Приложением N 1 к Извещению (Форма котировочной заявки) определено, что наименование, характеристики товара (качество, технические характеристики, функциональные (потребительские), требование к безопасности и иные показатели заполняются в соответствии с характеристиками, установленными в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме.
Согласно п. 2 - 5 Извещения, наименованием товара (оказываемых услуг) выступает профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан по программе переподготовки: "Водитель автомобиля переподготовка с категории "В" на категорию "С", требования к качеству, техническим характеристикам и безопасности которых устанавливается в соответствии с техническим заданием (приложение N 3 к извещению о проведении запроса котировок N 34-ЭЗК/2020).
Пунктом 6 Приложения N 3 (Техническое задание) в соответствии с наименованием оказываемых услуг, являющихся предметом Закупки, устанавливаются требования к содержанию образовательной программы дополнительного профессионального образования, а именно:
1) теоретические занятия, в том числе:
- устройство и техническое обслуживание транспортных средств;
- назначение, расположение, принцип действия основных механизмов и приборов транспортного средства;
- правила дорожного движения, основы законодательства в сфере дорожного движения;
- перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств или их дальнейшее движение;
- приемы и последовательность действий при оказании доврачебной медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях;
- правила эксплуатации транспортного средства;
- правила использования средств радиосвязи, тахографа;
-порядок выполнения контрольного осмотра транспортного средства перед поездкой и работ по его техническому обслуживанию;
- порядок оформления путевой и товарно-транспортной документации и др.;
2) практические занятия - вождение;
3) итоговая аттестация.
Материалами дела установлено, что в составе заявки Общества представлено согласие оказать следующие наименования услуг:
- обучение специалиста, ответственного за эксплуатацию лифтов;
- обучение руководителей и специалистов пожарно-техническому минимуму;
- обучение персонала, обслуживающего сосуды под давлением;
- предаттестационная подготовка электротехнического и электротехнологического персонала, руководителей и специалистов на II, III, IV, V группы допуска по электробезопасности;
- предаттестационная подготовка руководителей и специалистов организаций, осуществляющих эксплуатацию тепловых энергоустановок и тепловых сетей с последующей организацией аттестации в РТН.
Согласно ч. 6 ст. 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Таким образом, заявка ЧУ ДПО "СибКЭУЦ" объективно не соответствует предмету Закупки, требованиям Технического задания (Приложение N 3 к Извещению) и Форме котировочной заявки (Приложение N 1 к Извещению), следовательно, указанная заявка неправомерно допущена закупочной комиссией Заказчикам к участию в запросе котировок в электронной форме, что является нарушением п. 20.8.4 Положения и, соответственно, ч. 1 ст. 2, ч 6 ст. 3 Закона о закупках.
Вместе с тем, п. 13 Извещения установлено, что сторона по договору должна обеспечить оказание гражданам образовательных услуг в рамках программы переподготовки "Делопроизводитель" с 26.05.2020 г. по 05.10.2020 г., что вступает в противоречия с предметом Закупки и Техническим заданием Извещения, следовательно, п. 13 Извещения вводит в заблуждение вероятно-возможных участников Закупки и нарушает принцип информационной открытости Закупки (п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках).
Таким образом, на основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что действия Заказчика, выразившееся в неправомерном допуске к участию в Закупке участника, несоответствующего установленным требованиям Извещения повлекли за собой уклонение такого участника от заключения договора по результатам рассматриваемой Закупки.
Проанализировав представленные сторонами документы и сведения Комиссия Управления, не находит в действиях ЧУ ДПО "СибКЭУЦ" признаки недобросовестности, поскольку допуск данного участника к участию в Закупке закупочной комиссией Заказчика является необоснованным, а признание его победителем по результатам запроса котировок неправомерным.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия считает факт уклонения ЧУ ДПО "СибКЭУЦ" от заключения договора по результатам проведения запроса котировок в электронной форме на право заключить договор на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан по программе переподготовки: "Водитель автомобиля переподготовка с категории "В" на категорию "С" (реестровый номер извещения: 32009131173) не подтвердившимся, что свидетельствует об отсутствии оснований для включения сведений в отношении указанного участника в реестр недобросовестных поставщиков.
В связи с изложенным, руководствуясь Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. N 331 "Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службе" и от 22.11.2012 г. N 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Приказом ФАС России от 18.03.2013 г. N 164/13, Комиссия Тюменского УФАС России,
ПРИШЛА К ЗАКЛЮЧЕНИЮ:
1. Признать факт уклонения частного учреждения дополнительного профессионального образования "Сибирский корпоративный энергетический учебный центр" (ИНН: <...>, место нахождения: <...>) в связи с уклонением указанного юридического лица от заключения договора по результатам проведения запроса котировок в электронной форме на право заключить договор на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан по программе переподготовки: "Водитель автомобиля переподготовка с категории "В" на категорию "С" (реестровый номер извещения: 32009131173) не подтвердившимся.
2. Сведения в отношении ЧУ ДПО "СибКЭУЦ" в Реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Председатель Комиссии <...>
Члены Комиссии <...>
<...>
В соответствии с ч. 6 ст. 5 закона о закупках включение сведений об участнике закупки, уклонившемся от заключения договора, в реестр недобросовестных поставщиков или содержание таких сведений в реестре недобросовестных поставщиков может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 6 июля 2020 г. N РНП/223-02/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 06.07.2020