На основании обращения К. поступившего из приёмной Президента Российской Федерации в Псковской области (вх. N 333-з от 09.04.2020), Псковским УФАС России установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в бездействии при осуществлении контрольных функций Администрации г. Пскова в лице уполномоченного структурного подразделения - отдела потребительского рынка и услуг в соответствии с пунктами 4 и 7 раздела III Положения о размещении нестационарных торговых объектов и объектов оказания услуг на территории города Пскова, утвержденного Постановлением Администрации города Пскова от 23.04.2013 N 950 (далее - Положение) а именно, по непринятию решения о расторжении договора N 353 от 01.07.2018 на право размещения нестационарного торгового объекта ИП Д., и последующей организации конкурсных процедур на свободное место.
Согласно пункту 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности" схема размещения НТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ.
Уполномоченным структурным подразделением Администрации города Пскова, осуществляющим мероприятия, направленные на размещение нестационарных торговых объектов и объектов оказания услуг на территории города Пскова, является отдел потребительского рынка и услуг Администрации города Пскова на основании Положения о размещении нестационарных торговых объектов и объектов оказания услуг на территории города Пскова.
В соответствии с пунктами 4 и 7 раздела III Положения, отдел потребительского рынка и услуг Администрации города Пскова организует проведение конкурсов на право размещения нестационарных торговых объектов и объектов оказания услуг на территории города Пскова и осуществляет контроль за соблюдением условий договоров на размещение нестационарных торговых объектов и объектов оказания услуг.
В соответствии с пунктом 1 раздела VIII Положения, решение о досрочном расторжении договора принимается при прекращении осуществления торговой деятельности нестационарного торгового объекта.
Согласно пункту 3 раздела IV Положения, размещение нестационарных торговых объектов и объектов оказания услуг на территории города Пскова на свободных местах, включенных в утвержденную схему размещения нестационарных торговых объектов и объектов оказания услуг на территории города Пскова, осуществляется по результатам конкурса.
Администрацией г. Пскова заключен договор N 353 от 01.07.2018 на право размещения нестационарного торгового объекта с ИП Д. по адресу: г. Псков, пересечение ул. Я. Райниса и Сосновой / остановка автобусов "Интеграционные мастерские" из центра.
Пунктом 2.5.1 указанного договора предусмотрено, что договор расторгается Администрацией г. Пскова в одностороннем порядке, в том числе в случаях предусмотренных пунктом 1 раздела VIII Положения.
09.01.2020 заключено дополнительное соглашение об увеличении площади размещения дополнительного оборудования на срок до 01.05.2020 года.
20.02.2020 ИП Д. уведомлена Администрацией г. Пскова (письмо N 947 от 17.02.2020) о досрочном расторжении договора в одностороннем порядке в связи с прекращением деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с 27.12.2019 года, что подтверждено выпиской из ЕГРИП от 10.02.2020 года.
В нарушение пункта 2.5.1 договора Администрацией г. Пскова заключено дополнительное соглашение от 16.04.2020 об изменении ОГРН ИП Д. в соответствии с пунктом 4 раздела IV Положения.
Таким образом, в результате не осуществления функции контроля за соблюдением условий договоров отделом потребительского рынка и услуг Администрации города Пскова, вышеуказанный договоры на право размещения НТО не расторгнут и конкурс на размещение НТО на свободном месте не проведен.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Согласно статье 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
В позиции, изложенной в постановлении Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 отмечено, что в случаях, предусмотренных в том числе пунктами 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", договор в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов. В связи с чем, дополнительное соглашение от 16.04.2020 заключенное с индивидуальным предпринимателем ранее прекратившим свою деятельность, а затем вновь зарегистрированным без проведения торгов, является ничтожным.
Соответственно, в тех случаях, когда требуется проведение процедур, подразумевающих состязательность участников, их не проведение, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при их проведении в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нём.
Таким образом, бездействие Администрации г. Пскова в лице уполномоченного структурного подразделения - отдела потребительского рынка и услуг по непринятию решения о расторжении договора на право размещения нестационарного торгового объекта, предоставили преимущество ИП Д. в осуществлении экономической деятельности перед иными субъектами, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции в сфере предпринимательской деятельности.
Псковское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предупреждает о необходимости прекращения указанных действий в срок до 25.08.2020 г. путём:
принятия решения о расторжении договоров на право размещения нестационарных торговых объектов:
- договор N 353 от 01.07.2018 на право размещения нестационарного торгового объекта с ИП Д. по адресу: г. Псков, пересечение ул. Я. Райниса и Сосновой / остановка автобусов "Интеграционные мастерские" из центра.
О выполнении предупреждения сообщить в Псковское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.
В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.
Руководитель
Псковского УФАС России
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предупреждение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 17 июля 2020 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 17.07.2020