Резолютивная часть решения оглашена "23" июня 2020 г.
В полном объеме решение изготовлено "26" июня 2020 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель комиссии: <_> - заместитель руководителя Мордовского УФАС России; члены Комиссии: <_> - начальник отдела Мордовского УФАС России; <_> - главный специалист-эксперт отдела Мордовского УФАС России; <_> - ведущий специалист-эксперт отдела Мордовского УФАС России, рассмотрев дело N013/01/10-570/2019 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью "Энергоресурс" (430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Коммунистическая, 97-15; ИНН 1326232263) (далее - ООО "Энергоресурс", Общество) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее- Закон о защите конкуренции), при участии директора ООО "Энергоресурс" <_> (приказ N1 от 03.12.2019 года),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) поступило заявление председателя Товарищества собственников жилья "Красносельцовское" <_> (вх. N2798 от 13.06.2019 года) (далее - ТСЖ "Красносельцовское", Заявитель) на неправомерные действия ООО "Энергоресурс", выраженные в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при осуществлении расчетов за оказываемые услуги по передаче тепловой энергии в период отопительного сезона 2017-2018 годов многоквартирных домов, расположенных в п. Совхоз "Красное Сельцо" Рузаевского района Республики Мордовия, в частности, по ул. Садовая, дома N6,8,10.
Согласно справке Администрации Красносельцовского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия (исх. N183 от 31.10.2018 года) (далее - Администрация) в управлении ТСЖ "Красносельцовское" находятся многоквартирные дома, расположенные в п. Совхоз "Красное Сельцо" Рузаевского района Республики Мордовия, в частности, по ул. Садовая, дома N6,8,10.
На основании приказа Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия N140 от 16.12.2016 года установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО "Энергоресурс" потребителям на 2016-2018 года (с изменениями согласно приказа N162 от 15.12.2017 года).
ООО "Энергоресурс" осуществляло в отопительном периоде 2017-2018 годов теплоснабжение жилых многоквартирных домов в п. Совхоз "Красное Сельцо" Рузаевского района Республики Мордовия на основании договора от 01.10.2017 года N15-ТС на отпуск тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде на нужды отопления (далее - договор N15- ТС от 01.10.2017 года).
В соответствии с пунктом 1.1 договора N15-ТС от 01.10.2017 года ООО "Энергоресурс" (энергоснабжающая организация) через присоединенную тепловую сеть подает ТСЖ "Красносельцовское" (абонент) тепловую энергию в горячей воде для нужд отопления в размере 3968,12 Гкал за отопительный сезон 2017-2018 годов, а абонент принимает тепловую энергию в горячей воде для нужд отопления, соблюдая при этом установленный режим потребления, и обязуется оплачивать принятое количество тепловой энергии в размере 7 963 739,07 руб. (упрощенная система налогообложения) в сроки и порядке, установленные настоящим контрактом для потребителей.
Согласно пункту 3.4.1 договора N15-ТС от 01.10.2017 года абонент обязан производить оплату принятой тепловой энергии и теплоносителя за расчетный период в сроки и порядке, указанные в настоящем договоре, по тарифам, установленным для энергоснабжающей организации в соответствии с действующим законодательством РФ.
В силу пункта 5.1 договора N15-ТС от 01.10.2017 года при отсутствии приборов учета на тепловом вводе абонента количество отпускаемой тепловой энергии на отопление рассчитывается энергоснабжающей организацией согласно "Методике определения количеств теплоэнергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения", утвержденной приказом Госстроя России от 06.05.2000 года N105, и подпункту 3.1.1 настоящего договора.
Однако следует отметить, что включение указанного нормативного правового акта в договор неправомерно, поскольку он не регулирует отношения между ресурсоснабжающей организацией и ТСЖ. Кроме того, приказ Госстроя России от 06.05.2000 года N105 признан утратившим силу в соответствии с приказом Минстроя России от 31.07.2014 N414/пр.
В соответствии с пунктом 3.1.1 договора N15-ТС от 01.10.2017 года ООО "Энергоресурс" обязуется отпускать ТСЖ "Красносельцовское" с 01.10.2017 года тепловую энергию в горячей воде на отопление с максимумом тепловой нагрузки 1.636 Гкал/ч, в том числе на отопление 1.636 Гкал/час.
Подавать ТСЖ "Красносельцовское" тепловую энергию и теплоноситель в соответствии с установленными настоящим договором максимальными часовыми нагрузками и прилагаемым температурным графиком регулирования (приложение N1 "температурный график регулирования отпуска тепловой энергии") для отопления по расчету в зависимости от средней температуры наружного воздуха за месяц согласно СНиП с разбивкой по месяцам (приложение N2).
В соответствии с письмом Общества с ограниченной ответственностью "Технопарк" (исх. N496/1 от 24.05.2018 года) установка общедомовых приборов учета энергии и теплоносителя в многоквартирных домах по адресам: Рузаевский район, п. Совхоз Красное Сельцо, ул. Садовая, д. 6,8,10 не была произведена в связи с отсутствием технической возможности, связанной с конструкцией домов (отсутствуют подвальные помещения). Таким образом, в спорный период в домах по ул. Садовая, дома N6,8,10, находившихся в управлении ТСЖ "Красносельцовское", отсутствовали надлежаще установленные общедомовые приборы учета энергоресурсов. Указанный факт сторонами не оспаривается.
При определении количества оказанных потребителям в п. Совхоз "Красное Сельцо" по ул. Садовой, дома N6,8,10 в отопительном периоде 2017-2018 годов услуг теплоснабжения ООО "Энергоресурс" в отношении объектов потребления, в которых отсутствует общедомовой прибор учета тепловой энергии, был выполнен расчет платы за оказанные услуги исходя из тепловых нагрузок.
Исходя из совокупности норм частей 1 и 2 статьи 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 года N147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче тепловой энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Федеральным законом от 27.07.2010 N190-ФЗ "О теплоснабжении" установлены правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определены полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, также определены следующие понятия:
теплоснабжение - обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности;
потребитель тепловой энергии - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления;
теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).
Мордовским УФАС России подготовлен аналитический отчет об анализе конкурентной среды на рынке услуг теплоснабжения в географических границах пос. Красное Сельцо Рузаевского района. Временной интервал исследования - отопительный сезон 2017-2018 года; продуктовые границы рынка - услуга по обеспечению потребителей тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности, а именно: производство, передача, сбыт тепловой энергии. Проведенный обзор рынка услуг по теплоснабжению выявил, что ООО "Энергоресурс" осуществляет деятельность по теплоснабжению и в пределах своих сетей занимает доминирующее положение. Доля ООО "Энергоресурс" на исследуемом товарном рынке в 2017-2018 годах составила 100%, Общество являлось единственным участником рынка. Следовательно, на него распространяются запреты и ограничения, установленные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. По этой причине ООО "Энергоресурс" при оказании услуг по теплоснабжению обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Согласно письму Администрации (вх. N2713 от 04.05.2020 года) на территории Красносельцовского сельского поселения оказание услуг по теплоснабжению (поставке тепловой энергии) до конечного потребителя тепловой энергии с использованием систем теплоснабжения в географических границах в период с 2017 года по настоящее время осуществляет ООО "Энергоресурс".
Согласно Свидетельству о государственной регистрации права от 08.08.2011 года N13ГА 537700 за Администрацией зарегистрировано право общей долевой собственности (доля в праве \x{00bd}) блочной котельной жилого фонда (назначение: нежилое; 1-этажная, общая площадь 50,8 кв.м., инв. N89:243:002:000251860, лит. А; адрес объекта: Республика Мордовия, Рузаевский район, поселок совхоз "Красное Сельцо", ул. Гагарина, д. 14 примерно в 30 м. от жилого дома N14 по ул. Гагарина по направлению на север).
ООО "Энергоресурс" владеет тепловым источником и тепловыми сетями.
В материалы дела представлен договор аренды N01/10/2017-КН от 01.08.2017 года между индивидуальным предпринимателем <_> и ООО "Энергоресурс" с актом приема-передачи \x{00bd} части нежилого помещения в аренду от 01.08.2017 года. Согласно указанному договору ИП _. (арендодатель) предоставляет ООО "Энергоресурсу" (арендатору) во временное владение и пользование имущество (\x{00bd} доли здания блочной котельной жилого фонда, адрес: РМ, Рузаевский район, п. Совхоз "Красное Сельцо", дом 14, примерно в 30 метрах от жилого дома N14 по улице Гагарина по направлению на север). Указанное имущество принадлежит ИП <_> на праве общей долевой собственности.
01 октября 2017 года Администрация и ООО "Энергоресурс" заключили договор аренды муниципального нежилого помещения Nб/н (далее - договор аренды от 01.10.2017 года).
В соответствии с пунктом 1.2 договора аренды от 01.10.2017 года Администрация (арендодатель) предоставляет ООО "Энергоресурс" (арендатору) во временное владение и пользование \x{00bd} доли блочной котельной жилого фонда (нежилое помещение, адрес: РМ, Рузаевский район, п. Совхоз "Красное Сельцо", ул. Гагарина, дом 14, примерно в 30 метрах от жилого дома N14 по ул. Гагарина по направлению на север).
Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Проанализировав вышеизложенные факты, председатель Комиссии Мордовского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства признал их достаточными для возбуждения дела по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции со стороны ООО "Энергоресурс", выразившегося в злоупотреблении доминирующим положении при осуществлении расчетов за оказываемые услуги по передаче тепловой энергии в период отопительного сезона 2017-2018 годов многоквартирных домов, расположенных в п. Совхоз "Красное Сельцо" Рузаевского района Республики Мордовия, в частности, по ул. Садовая, дома N6,8,10, результатом которого является или может являться ущемление интересов жителей указанных домов.
Определением от 17.10.2019 года к участию в деле привлечено Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах.
Определением от 21.01.2020 года к участию в деле привлечена Республиканская служба по тарифам Республики Мордовия в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах.
Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов определен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N354 (далее - Правила N354).
В пункте 2 Правил N354 определено, что норматив потребления коммунальной услуги - это количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета и в иных случаях, предусмотренных настоящими Правилами.
Раздел VI Правил N354 определяет порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги. Так, абзац второй пункта 42(1) Правил N354 детализирует определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии.
Указанной правовой нормой предусмотрено, что в многоквартирном доме при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и (1) приложения N2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги отопления.
Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме и размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил при осуществлении оплаты в течение отопительного периода определяются по формуле 2:
Pi = Si х NT х Тт,
где: Si - общая площадь i-ro помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома; NT - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению; Тт - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ООО "Энергоресурс" в письме (вх. N3414 от 05.07.2019 года) представлены объяснения, из которых следует, что Общество производило начисление за отопление в многоквартирных домах по адресам: Республика Мордовия, Рузаевский район, пос. Красное Сельцо, ул. Садовая, дома N6,8,10, исходя из формулы 20 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N306), в соответствии с которой часовая тепловая нагрузка на отопление многоквартирных домов или жилых домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, определяется исходя из показателей, содержащихся в проектной документации домов. В случае отсутствия проектной документации часовая тепловая нагрузка определяется по паспортам домов. При отсутствии указанных документации и данных часовая тепловая нагрузка (ккал в час) определяется по следующей формуле:
(формула 20)
qmax = qуд. х S,
где: qУд. - нормируемый удельный расход тепловой энергии на отопление многоквартирного дома или жилого дома (ккал в час на 1 кв. м), предусмотренный в таблице 4; S - общая площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или площадь жилого дома (кв. м). Таким образом, стоимость поставки тепловой энергии, рассчитанной ООО "Энергоресурс" за 7 месяцев, составила 575 647,73 руб.
Согласно пункту 3 Правил N306 нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 Правил N306 установление нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме производится по инициативе уполномоченных органов, ресурсоснабжающих организаций, а также управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных или иных специализированных потребительских кооперативов либо их объединений (далее - управляющие организации).
Таким образом, законодательство обязывает ресурсоснабжающую организацию ("ООО "Энергоресурс") принимать меры по внесению правовой определенности в правоотношения по ресурсоснабжению и установлению нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах. Установленный законодательством порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов, позволяет ресурсоснабжающей организации как профессиональному участнику рынка теплоснабжения предпринять меры по установлению указанных нормативов. В то же время указанные нормы законодательства не должны толковаться таким образом, чтобы позволять ООО "Энергоресурс" уклоняться от осуществления действий по установлению нормативов.
Ресурсоснабжающая организация - профессиональный участник рынка теплоснабжения, а потому, приняв на себя обязательства подавать тепловую энергию, при начислении платы за тепловую энергию за отопительный сезон 2017-2018 годов по многоквартирным домам, не оборудованным приборами учета, по адресам: Республика Мордовия, Рузаевский район, пос. Красное Сельцо, ул. Садовая, дома N6,8,10, должна нести определенные риски, связанные с толкованием условий договора в пользу слабой стороны договора, которой является товарищество.
Согласно письму Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 28.01.2020 года N07-20 (вх. N394 от 28.01.2020 года) для многоквартирных жилых домов в с. Красное Сельцо Рузаевского района РМ указанные нормативы не устанавливались, так как вышеуказанные организации за установлением нормативов не обращались.
ООО "Энергоресурс" за установлением нормативов потребления в установленном порядке не обращалось и не оспаривает, что в период отопительного сезона 2017-2018 годов при расчетах с ТСЖ "Красносельцовское" расчеты производились в отсутствие надлежащим образом установленных нормативов. Такие действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на соответствующем товарном рынке оказания услуг по отоплению, нарушают права потребителей, порядок формирования платы за коммунальную услугу и противоречит пункту 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
На основании вышеизложенного, Комиссия Мордовского УФАС России по рассмотрению дела N013/01/10-570/2019 о нарушении антимонопольного законодательства пришла к выводу, что действия ООО "Энергоресурс", выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при осуществлении расчетов за тепловую энергию с собственниками помещений многоквартирных домов, расположенных по адресам: Республика Мордовия, Рузаевский район, пос. Красное Сельцо, ул. Садовая, дома N6,8,10, квалифицируются как нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 23, статьей 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу. При этом любое предписание должно быть не только законным, но и быть фактически исполненным.
Учитывая, что в период действия договора N15-ТС от 01.10.2017 года норматив потребления тепловой энергии на отопление жилых помещений населения пос. Красное Сельцо утвержден не был, а обязанность по утверждению нормативов относится к полномочиям Республиканской службы по тарифам РМ, у Комиссии отсутствуют основания для выдачи предписания.
Руководствуясь статьей 48.1 Закона о защите конкуренции, перед окончанием рассмотрения дела Комиссия направила сторонам по делу заключение об обстоятельствах дела исх. N10 от 09.06.2020 года. Ответчиком были представлены возражения вх. N3769 от 22.06.2020 года в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела. Однако, доводы, изложенные в возражении вх. N3769 от 22.06.2020 года, являлись предметом исследования Комиссии при рассмотрении дела N013/01/10-570/2019 и не свидетельствуют об отсутствии в рассматриваемых Комиссиях действиях нарушения антимонопольного законодательства.
В заседании Комиссии ответчик, участвующий в рассмотрении дела, на вопрос председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснил, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
На основании вышеизложенного Комиссия Мордовского УФАС России, руководствуясь статьями 23, 41, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
Признать действия (бездействие) ООО "Энергоресурс", выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при осуществлении расчетов за тепловую энергию с собственниками помещений многоквартирных домов, расположенных по адресам: Республика Мордовия, Рузаевский район, пос. Красное Сельцо, ул. Садовая, дома N6,8,10, признаны нарушающими пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Предписание ООО "Энергоресурс" не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мордовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении лица, в действии (бездействии) которого присутствует состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 14.31 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель комиссии <_>
Члены комиссии <_>
Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подсудны арбитражному суду. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 23 июня 2020 г. N 013/01/10-570/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 26.06.2020