Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок А.С. Спиряковой,
Члена Комиссии:
Специалиста 1 разряда отдела обжалования государственных закупок
А.З. Касимовой,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020 N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
в отсутствие представителей ГБУЗ "ГКОБ N 1 ДЗМ", ИП Фурсов С.А., о времени, порядке рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх.NЕИ/19257/21 от 07.04.2021),
рассмотрев жалобу ИП Фурсов С.А. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКОБ N 1 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку расходных материалов для биопсийных исследований для нужд ГБУЗ "ГКОБ N1 ДЗМ" (Закупка N 0373200051821000138) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о
контрактной системе), Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NЕИ/19257/21 от 07.04.2021.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
На основании п.1-2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. В составе жалобы Заявитель указывает, что в аукционной документации Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, в частности:
- по п.8 "Игла для автоматической биопсийной системы 14Gx13см": "Параметры канюли иглы: специальное дополнительное эхогенное напыление на дистальном конце шириной (не менее) 0,5 см, для лучшей визуализации; сантиметровые эхогенные метки по всей длине иглы с шагом 10 мм, ширина эхогенных меток (не менее) 2 мм, каждая пятая эхогенная метка с утолщением шириной (не менее) 3,5 мм, для более точного наведения иглы; коннектор для шприца Луер/Луер-Лок; посадочное место канюли - размеры (не менее) 2,1 см х 1,5 см х 0,5 см, расположение отверстия - по центру пластиковой втулки, (не менее) 0,5 см с каждого края", поскольку Инструкцией по заполнению заявки (далее - Инструкция) не предусмотрена трактовка символа "/".
- по п.8 "Игла для автоматической биопсийной системы 14Gx13см": "Параметры стилета иглы: трехгранная лазерная заточка, эхогенный наконечник, длина заборного лотка: (не более) 19 мм, посадочное место стилета - размеры (не менее) 1,5 см х 1,5 см х 0,5 см, расположение отверстия - по центру пластиковой втулки, (не менее) 0,5 см с каждого края", п.7 "Игла для автоматической биопсийной системы 14Gx10см": "Посадочное место канюли - размеры (не менее) 2,1 см х 1,5 см х 0,5 см", поскольку Заказчиком в аукционной документации указаны определенные размеры требуемого к поставке товара, при этом не конкретизированы, к каким показателям размеры относятся.
- по п.9 "Игла для автоматической биопсийной системы 16Gx13см": "Параметры стилета иглы: трехгранная лазерная заточка, эхогенный наконечник, длина заборного лотка: (не более) 19 мм", п.7 "Игла для автоматической биопсийной системы 14Gx10см": "Посадочное место канюли - размеры (не менее) 2,1 см х 1,5 см х 0,5 см", "ширина эхогенных меток (не менее) 2 мм, каждая пятая эхогенная метка с утолщением шириной (не менее) 3,5 мм", поскольку Инструкцией не предусмотрена трактовка слов "не более", "не менее", указанных в символах "(...)".
- по п.8 "Игла для автоматической биопсийной системы 14Gx13см": "Общие параметры: материал - высококачественная медицинская сталь; диаметр иглы - 14G (2,1 мм); длина иглы - не менее 130 мм и не более 140 мм; цветовая маркировка - "зеленая", для быстрой и легкой идентификации; однократное применение; стерильная упаковка; наличие пластикового защитного тубуса, возможность использования с дополнительным коаксиальным проводником", поскольку Инструкцией не предусмотрена трактовка символа "точка с запятой". Кроме того, по мнению Заявителя, Инструкцией также не предусмотрена трактовка одновременного использования символов "запятая" и "точка с запятой".
- по п.1 "Набор для проведения биопсийных исследований мягких тканей с канюлей, полуавтоматическая биопсийная игла 14Gх15см": "Угол заточки стилета 30°_2", поскольку Заказчиком не установлены единицы измерения вышеуказанной характеристики.
- по п.1 "Набор для проведения биопсийных исследований мягких тканей с канюлей, полуавтоматическая биопсийная игла 14Gх15см": "Параметры иглы: диаметр 14 G (2,10 мм), длина не менее 150 мм не более 160 мм", поскольку из наименования товара следует, что Заказчику необходим набор с биопсийной иглой 150 мм, при этом в рамках характеристики "Параметры иглы" участникам закупки в составе заявок представляется возможным указать значение, например, 160 мм, противоречащее указанному Заказчиком в наименовании товара.
Таким образом, аукционная документация позволяет представить в составе заявки значения параметров характеристик, соответствующие требованиям Заказчика, но одновременно составляющие недостоверные сведения исходя из совокупности характеристик товара.
Аналогичным образом установлены требования к товару по п.2.
- по п.4 "Набор для проведения биопсийных исследований мягких тканей с канюлей, полуавтоматическая биопсийная игла 16Gх15см": "Специальный защитный кожухи, выполненный из полиэтилена, который покрывает иглу, и предотвращающий повреждения", поскольку участникам закупки не представляется возможным определить необходимость поставки кожуха, выполненного исключительно из полиэтилена с учетом того обстоятельства, что на российском рынке представлено множество кожухов из иных материалов, обеспечивающих покрытие и предотвращающих от повреждений.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
В составе письменных пояснений Заказчик по доводам жалобы не возражал, однако указал, что 08.04.2021 Заказчиком внесены изменений в аукционную документацию, ввиду чего в действующей редакции аукционной документации вышеуказанные требования к товарам отсутствуют.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.2 ч.1 ст.64, п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. В составе жалобы Заявитель также указывает, что Инструкцией неправомерно предусмотрено положение, вводящее участников закупки в заблуждение, а также препятствующее корректному формированию заявки на участие в закупке, а именно: "Указанные показатели с применением предлогов (слов) и символов: "не более", "не менее", ">" и "", "
" и "
", "
" означают, что участнику закупки необходимо выбрать конкретный показатель (значение) в заданном пределе (диапазоне). Кроме того, в своей заявке участник закупки должен учитывать, что в данном случае указанный числовой показатель входит в этот диапазон, т.е. является включительным".
Комиссия Управления отмечает, что вышеуказанное положение Инструкции вступает в противоречие с общепринятыми математическими символами, где знаки ">" и "" не включают крайние значения.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. В составе жалобы Заявитель также указывает, что положениями Инструкции, а именно положением "В заявке, подаваемой участником закупки, не допускается использование показателей, значений, характеристик, которые носят предполагаемый характер или относятся к будущему времени" неправомерно предусмотрены требования к оформлению заявки на участие в закупке.
Согласно ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что вышеуказанное положение Инструкции, вопреки мнению Заявителя, не содержит требований к оформлению заявки, в то время как не позволяет участникам закупки продекларировать в составе заявки характеристики предлагаемых к поставке товаров в будущем времени, например: "игла будет с зеленой маркировкой", поскольку такая характеристика не отвечает критерию конкретности и однозначности предложения участника закупки.
В силу ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако в заседании Комиссии Управления Заявитель не участвовал, а также в составе жалобы Заявителем не представлены документы и сведения, подтверждающие невозможность формирования заявки на участие в закупке, а также свидетельствующие о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
4. В составе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно не установлены коды, предусмотренные каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), так, например, товару по п.7 ""Игла для автоматической биопсийной системы 14Gx10см" соответствует код КТРУ 32.50.13.110-00005166 "Игла для биопсии мягких тканей, одноразового использования", который обязателен к применению с 01.07.2019 года.
Также Заявитель в жалобе указывает на неправомерное описание объекта закупки, отличное от указанного в КТРУ, а также на отсутствие обоснования необходимости Заказчика описания объекта закупки подобным образом, что противоречит п.4 и п.6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п.14 ч.3 ст.4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017
N 145 (далее - постановление N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пп. "б" п.2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
На основании п.4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в Единой информационной системе в сфере закупок КТРУ.
В силу п.5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно п.6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п.5 Правил использования КТРУ, Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии с п.7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, Заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления установлено, что позиция КТРУ 32.50.13.110-00005166 не содержат сведений "Описание товара, работы, услуги", в связи с чем в соответствии с п.7 Правил использования КТРУ Заказчик при описании объекта закупки вправе руководствоваться положениями ст.33 Закона о контрактной системе.
Кроме того в аукционной документации Заказчика также содержится обоснование необходимости установления требований к оспариваемым товарам.
На заседании Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при описании объекта закупки вышеуказанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данные доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ИП Фурсов С.А. на действия ГБУЗ "ГКОБ N 1 ДЗМ" обоснованной в части установления неправомерного требования Инструкции.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение п.2 ч.1 ст.64, п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г.Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ.
Председатель Комиссии Л.Н. Харченко
Заместитель председателя Комиссии А.С. Спирякова
Член Комиссии А.З. Касимова
Исп.Спирякова А.С. 495 784-75-05 (доб.077-189)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 12 апреля 2021 г. N 077/06/106-5934/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.04.2021