Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее - Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
В отсутствие представителя ООО "Норд-Фарм", в присутствии представителей государственного заказчика ГБУЗ АО "Красноярская районная больница" Дусбаевой Г.С. (доверенность от 18.11.2020 N30АА1041677), Мотыленко И.Ю. (доверенность от 29.01.2021 N143), рассмотрев жалобу ООО "Норд-Фарм" (далее также Заявитель) на действия аукционной комиссии государственного заказчика ГБУЗ АО "Красноярская районная больница" (далее также Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на приобретение лекарственного препарата Цефотаксим (реестровый N0325200023521000037) (далее - электронный аукцион), содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 02.04.2021 поступила жалоба Заявителя на действия аукционной комиссии Заказчика при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на приобретение лекарственного препарата Цефотаксим (реестровый N0325200023521000037).
Доводы жалобы сводятся к тому, что аукционной комиссией заказчика в нарушение подпункта 1.4 пункта 1 Приказа N 126н неверно определен победитель электронного аукциона.
Уведомлениями от 05.04.2021 N04/2585, 04/2586 рассмотрение жалобы было назначено на 07.04.2021 на 11 час.30 мин.
В указанный срок рассмотрение жалобы началось в отсутствие представителя ООО "Норд-Фарм", в присутствии представителей государственного заказчика ГБУЗ АО "Красноярская районная больница" Дусбаевой Г.С. (доверенность от 18.11.2020 N30АА1041677), Мотыленко И.Ю. (доверенность от 29.01.2021 N143).
В рассмотрении жалобы Комиссией объявлялся перерыв до 16:00 08.04.2021.
В связи с техническими проблемами в работе системы ВКС (TrueConf) Комиссией объявлялся перерыв до 11:30 09.04.2021.
После перерыва Комиссия продолжила рассмотрение дела в составе: председателя комиссии:
Потылицына П.Л.- заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в отсутствие представителя ООО "Норд-Фарм", в присутствии представителей государственного заказчика ГБУЗ АО "Красноярская районная больница" Дусбаевой Г.С. (доверенность от 18.11.2020 N30АА1041677), Мотыленко И.Ю. (доверенность от 29.01.2021 N143).
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
Изучив документы, полученные в ходе рассмотрения жалобы, выслушав мнение представителя Заказчика и оценив его доводы, Комиссия установила, что 17.03.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключить контракт на и документация об этом аукционе.
Как следует из указанных документов, начальная (максимальная) цена контракта составила 600 000,00 руб.
29.03.2021 Заказчиком на официальном сайте размещен протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, согласно которому на участие в закупке подано три заявки, все участники допущены к участию в электронном аукционе.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 30.03.2021 в процедуре проведения аукциона принял участие три участника закупки.
Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 31.03.2021 заявка, зарегистрированная под N2 (109479388), признана не соответствующей требованиям документации об электронном аукционе согласно ст.14 Закона о контрактной системе. Заявки участников закупки, зарегистрированные под N1 (109477878), N3 (109479531), признаны соответствующими требованиям аукционной документации Заказчика.
Между тем согласно протоколу от 31.03.2021 Комиссия на основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе и в соответствии с ч. 10 ст. 69 Закона о контрактной системе приняла решение заключить контракт с участником - ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ФК ГРАНД КАПИТАЛ", который первым предложил наиболее низкую цену контракта, и заявка на участие в электронном аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
Доводы жалобы сводятся к тому, что аукционной комиссией заказчика в нарушение подпункта 1.4 пункта 1 Приказа N 126н неверно определен победитель электронного аукциона.
Частями 1, 3, 4 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 года N1289 (далее - Постановление N1289) установлены ограничения и условия допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Условия допуска определены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 г. N126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Объектом закупки является лекарственный перепарят МНН Цефотаксим.
В связи с тем, что указанный препарат включен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов извещением о проведении закупки и документацией о закупке установлены соответствующие ограничения и условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств.
Согласно пункту 1 Постановления N1289 для целей осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;
не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
При этом согласно пункту 1 (1) Постановления N 1289 в случае, если после отклонения заявок (окончательных предложений) в порядке, установленном пунктом 1 настоящего постановления, хотя бы одна заявка (окончательное предложение) содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях в установленном порядке включены в регистрационное досье на эти лекарственные препараты, в отношении таких лекарственных препаратов применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Подтверждением соответствия лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям, указанным в пункте 1 (1) настоящего постановления, является декларирование участником закупки в заявке (окончательном предложении) сведений о документе, подтверждающем соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 г. N 77 "Об утверждении Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза", или Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств", и сведений о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции), выдаваемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном им порядке (пункт 1 (2) Постановления N 1289).
Из изложенного следует, что если после отклонения заявок, предлагающих иностранные лекарственные препараты, в соответствии с механизмом, установленным пунктом 1 Постановления N 1289, имеется хотя бы одна заявка, которая содержит предложение о поставке всех лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях в установленном порядке включены в регистрационное досье на эти лекарственные препараты, а также в составе заявки имеются сведения о двух документах, поименованных в пункте 1 (2) Постановления N 1289, в отношении таких лекарственных препаратов применяются условия допуска, утвержденные подпунктом 1.4 пункта 1 Приказа N 126н (аналогичная позиция отражена в письме ФАС России от 09.04.2019 N МЕ/28972/19).
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 1289 подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является один из следующих документов:
а) сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами;
б) заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемое Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с Правилами выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации".
Подпунктом 1.4 пункта 1 Приказа N 126н особо установлено, что в случае отклонения заявок (окончательных предложений) в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" контракт заключается с участником закупки по предложенной им цене контракта при совокупности следующих условий:
а) заявка (окончательное предложение) такого участника закупки содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях включены в государственный реестр лекарственных средств;
б) заявка (окончательное предложение) такого участника закупки соответствует требованиям документации о закупке;
в) таким участником закупки предложена цена контракта, которая является наименьшей среди участников закупки (при наличии таких участников закупки), заявки которых не отклонены в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289 и при этом соответствуют совокупности условий, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего подпункта;
г) таким участником закупки предложена цена контракта, которая не превышает более чем на 25 процентов наименьшее предложение о цене контракта в случае его подачи участником закупки (при наличии такого участника закупки), заявка которого не отклонена в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289, но не соответствует условию, указанному в подпункте "а" настоящего подпункта.
Таким образом, подпунктом 1.4 пункта 1 Приказ N 126н установлены особые условия заключения контракта на поставку лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Подпунктом 1.6 пункта 1 Приказа N 126н определено, что подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Приложении, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Федеральным законом наименования страны происхождения товара.
Пунктом 6 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Частью 1 статьи 69 Федерального закона установлено, что аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В силу части 2 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
На основании пункта 3 части 6 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Проанализировав содержание заявок всех участников закупки, а также сведения из Государственного реестра лекарственных средств, Комиссия установила, что участником закупки с идентификационным номером 109479388 был предложен товар, страной происхождения которого является Индия, производитель Джепак Интернейшенл, участником закупки с идентификационным номером 109477878 был предложен товар, страной происхождения которого является РФ, производитель ООО "Компания "ДЕКО", участником закупки с идентификационным номером 109479531 был предложен товар, страной происхождения которого является РФ, производитель ПАО "Биосинтез".
Учитывая, что к поставке были предложены товары как минимум двух различных производителей, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза, заявки с предложением товара иностранного происхождения подлежали отклонению.
Заявка с идентификационным номером 109479388 была признана не соответствующей требованиям документации об электронном аукционе, так как содержала предложение о поставке товара, страной происхождения которого является иностранное государство. Учитывая, что заказчиком были реализованы соответствующие ограничения, аукционной комиссии надлежало применять условия допуска, предусмотренные пунктом 1 (1) Постановления N1289.
Комиссия отмечает, что Государственный реестр лекарственных средств содержит информацию о том, что фармацевтическая субстанция препарата, предложенного Заявителем, может быть произведена в России и в Китае, однако в составе второй части заявки ООО "НОРД-ФАРМ" присутствовал документ, содержащий сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства N СП-0000827/12/2020 от 18.12.2020, согласно которому все стадии производства фармацевтической субстанции осуществлены на территории Российской Федерации.
В составе заявки также присутствовал документ, подтверждающий соответствие производителя товара Правилам надлежащей производственной практики, утвержденным Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Таким образом, учитывая, что только заявка ООО "НОРД-ФАРМ" соответствовала совокупности условий подпункта 1.4 пункта 1 Приказа N126н, аукционная комиссия заказчика в нарушение указанного подпункта неверно определила, что контракт должен быть заключен с участником - ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ФК ГРАНД КАПИТАЛ". В силу особых условий заключения контракта на поставку лекарственных препаратов контракт должен быть заключен с ООО "НОРД-ФАРМ".
Согласно ч. 1 ст. 83.2 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
В нарушение п. 1.4 Приказа N 126н, ч. 1 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в протоколе аукционной комиссией указано о заключении контракта с ООО "ФК ГРАНД КАПИТАЛ".
Указанное нарушение образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.7 ст.7.30 КоАП РФ.
Учитывая указанные обстоятельства, комиссия признает довод жалобы обоснованным.
При таких обстоятельствах Комиссия считает необходимым выдать предписание об устранении нарушений.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Норд-Фарм" на действия аукционной комиссии государственного заказчика ГБУЗ АО "Красноярская районная больница" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на приобретение лекарственного препарата Цефотаксим (реестровый N0325200023521000037) обоснованной.
2. Признать аукционную комиссию государственного заказчика ГБУЗ АО "Красноярская районная больница" нарушившей ч.1 ст.83.2 Закона о контрактной системе, подпункт 1.4 пункта 1 Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на приобретение лекарственного препарата Цефотаксим (реестровый N0325200023521000037).
3. Выдать государственному заказчику ГБУЗ АО "Красноярская районная больница" и его аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на приобретение лекарственного препарата Цефотаксим (реестровый N0325200023521000037).
4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: Е.М.Балтыкова
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 9 апреля 2021 г. N 030/06/83.2-504/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.04.2021