Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей Филиал ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов росграницы" (далее - Заявитель):,
в отсутствие представителей ООО "НПФ "Регулятор" (далее -Заявитель) надлежащим образом уведомленных о месте и времени заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 12790-ЭП/21 от 14.04.2021) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по содержанию в чистоте помещений и территории автомобильных, морских, пешеходного пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных в г. Санкт-Петербурге, Ленинградской области и Республике Карелия для нужд Санкт-Петербургского филиала ФГКУ Росгранстрой (извещение N 0872400000621000020) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 06.04.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0872400000621000020.
Начальная (максимальная) цена контракта - 21 757 390,80 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились неправомерно установленном требовании о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в аукционе лицензии ФСБ.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в том числе требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п.2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактный системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактный системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактный системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Согласно ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно разделу 9 документации об в аукционе Заказчиком установлены требования к составу заявки на участие в закупке, в том числе, требование согласно которому участникам необходимо предоставить:
"копия действующей лицензии ФСБ России на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, степень секретности - "Секретно", со сроком действия не менее 31.12.2021 года.".
Согласно ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Таким образом, действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии (свидетельства, разрешения) непосредственно у участника закупки.
Указанное требование вызвано необходимостью оказания услуг в рамках правоспособности хозяйствующего субъекта, обусловленной наличием лицензии (свидетельства) на осуществление деятельности, относящейся к предмету закупки.
Учитывая изложенное, при подтверждении соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, участник закупки представляет указанные в документации о закупке документы и сведения самого участника закупки, а не иных юридических лиц, с которыми участник закупки осуществляет совместную деятельность.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации N 271-ПЭК18 от 12 ноября 2018 г. в котором указано, что последующее возможное привлечение соисполнителей оказываемых услуг не подтверждает соответствие заявки участника требованиям аукционной документации и возможность его участия в аукционе, поскольку ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлены требования к участникам закупки, а не к соисполнителям.
Из пояснений представителя Заказчика следует, что ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов росграницы" в соответствии со своей уставной деятельностью осуществляет эксплуатацию пунктов пропуска через Государственную границу РФ, которые, в свою очередь, являются режимными объектами с ограниченным допуском. В помещениях режимного объекта сотрудниками Пограничного управления ФСБ России и Федеральной таможенной службой РФ осуществляется работа с информацией со степенью секретности - "Секретно", а также, размещено оборудование для обработки секретной информации.
Проектом государственного контракта установлена обязанность Исполнителя получить пропуска на режимный объект, в том числе для работы в помещениях, где осуществляется работа с секретной информацией.
Так, Приказом Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 451-ОД (далее - Приказ) утверждены правила режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, в том числе, правила въезда в пункты пропуска, пребывания и выезда из них лиц, транспортных средств, ввоза, нахождения и вывоза грузов.
П.9 Приказа установлено, что пропуска для въезда в пункты пропуска и выезда из них лиц и транспортных средств, а также ввоза и вывоза грузов и товаров оформляются на основании удостоверенных печатью письменных обращений руководителей организаций, осуществляющих в пункте пропуска хозяйственную и иную деятельность.
В письменном обращении на пропуск лица указываются полное наименование организации (предприятия), инициирующего выдачу пропуска, и установочные данные лица, которому требуется оформить пропуск, в том числе фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства (пребывания), занимаемая должность в организации (предприятии) и т.д.
На основании вышеуказанного Пограничное управление Федеральной службы безопасности по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области, а также Пограничное управление ФСБ России по Республике Карелия согласует и ставит отметку о выдаче на пропусках для физических лиц на пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации при соблюдении следующих условий:
1) Организация должна осуществлять в пункте пропуска хозяйственную и иную деятельность на основании заключенного Государственного контракта с Санкт-Петербургским филиалом ФГКУ Росгранстрой (далее - филиалом ФГКУ Росгранстрой).
2) Лица, осуществляющие в пункте пропуска хозяйственную и иную деятельность, должны занимать должность в организации (предприятии) заключившей Государственный контракт с филиалом ФГКУ Росгранстрой.
После проверки документов-оснований для осуществления деятельности на режимном объекте и установлении факта необходимости допуска представителей исполнителя по государственному контракту в помещения, где осуществляется работа с секретной информацией, в выдаче пропусков исполнителю по государственному контракту будет отказано.
На заседании Комиссии УФАС установлено, что в объект закупки включены услуги, которые могут осуществляться исключительно при наличии лицензии.
Вместе с тем, представители Заявителя на заседании Комиссии УФАС не явились, а также не представили документов и сведений, свидетельствующих об обоснованности довода.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Кроме того, довод жалобы Заявителя, согласно которому Заказчиком неправомерно осуществлен выбор способа определения исполнителя в виде аукциона в электронной форме, вместо закрытого аукциона, Комиссия УФАС также находит необоснованным виду того, что документация не содержит секретных сведений.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 59, 64, 66, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "НПФ "Регулятор" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 апреля 2021 г. N 44-1837/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.04.2021