Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "ПК "Реквизит" на действия Заказчика ФКУ "Тюрьма УФСИН по Саратовской области" при проведении запроса котировок в электронной форме N 0360100025021000006 "Прочая закупка товаров, работ и услуг (Имитаторы наркотических и взрывчатых веществ)",
УСТАНОВИЛА:
19.04.2021 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "ПК "Реквизит" на действия Заказчика ФКУ "Тюрьма УФСИН по Саратовской области" при проведении запроса котировок в электронной формеN 0360100025021000006 "Прочая закупка товаров, работ и услуг (Имитаторы наркотических и взрывчатых веществ)" (далее - Запрос котировок).
Изучив представленные сведения и документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
18.03.2021 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме.
Заказчиком данного Запроса котировок является ФКУ "Тюрьма УФСИН по Саратовской области" (далее - Заказчик).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 137 383,02 рубля.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком неправомерно применен ОКПД2 20.13.52.110 Соединения неорганические, не включенные в другие группировки. По мнению Заявителя, данной закупке соответствует ОКПД 2: 20.59.59.900 "Продукты разные химические прочие, не включенные в другие группировки".
Частью 1 статьи 23 Закона о контрактной системе предусмотрено указание в плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, идентификационного кода закупки.
В соответствии с частью 3 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования идентификационного кода закупки, в том числе его состав и структура в зависимости от целей применения, устанавливается федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Порядок формирования идентификационного кода закупки утвержден Приказом Минфина России от 10.04.2019 N 55н.
Согласно пункту 5 Порядка формирования идентификационного кода закупки, структура и состав идентификационного кода закупки представляют собой 36-значный цифровой код, в котором 30 - 33 разряды - информация о коде объекта закупки по ОКПД2.
Одним из принципов контрактной системы в сфере закупок является принцип открытости и прозрачности (статья 7 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Заказчиком в извещения о проведении запроса котировок в электронной форме указан код ОКПД 20.13.52.110.
В п.3 извещения о проведении запроса котировок в электронной форме установлено описание закупаемого продукта: наборы имитаторов наркотических веществ, наборы имитаторов взрывчатых веществ.
Согласно "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности"(утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) (далее- Классификатор) код ОКПД2 20.13.52.110 обозначает "Соединения неорганические, не включенные в другие группировки".
По мнению Заявителя, данной закупке соответствует ОКПД 2 20.59.59.900 "Продукты разные химические прочие, не включенные в другие группировки".
Согласно Классификатору код ОКПД2 20.59.59.900 обозначает "Продукты разные химические прочие, не включенные в другие группировки".
Закон о контрактной системе не регламентирует правила отнесения тех или иных товаров к конкретному коду Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности. Заказчик определил код ОКПД2 как наиболее подходящий по предмету закупки.
При таких обстоятельствах довод жалобы не нашел своего подтверждения.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик необоснованно требует в составе заявки на участие в запросе котировок в электронной форме декларацию о стране происхождения согласно, что не соответствует Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 617).
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 82.1 Закона о контрактной системе при проведении запроса котировок в электронной форме заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение о проведении запроса котировок в электронной форме, содержащее: информацию, указанную в пунктах 1 - 5, 8 - 12 статьи 42 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 10 ст. 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе, Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В Извещения о проведении запроса котировок в электронной форме установлены Запреты на допуск товаров, работ, услуг, а также ограничения и условия допуска товаров, работ, услуг: "В соответствии с Приказом Минфина России от 4 июня 2018 г. N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлены ограничения отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно п. 9 Постановления Правительства N 617 при осуществлении закупок отдельных видов промышленных товаров для государственных и муниципальных нужд подтверждением соблюдения ограничений, установленных настоящим постановлением, является представление участником закупки в составе заявки информации о нахождении отдельного вида промышленных товаров в реестре российской промышленной продукции с указанием номера реестровой записи и совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации". Информация о реестровой записи об отдельном виде промышленного товара включается в контракт.
Согласно п. 3 ч. 6 ст. 83.1 Закона о контрактной системе одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений в электронной форме заказчик размещает в единой информационной системе утвержденную заказчиком документацию о проведении такого запроса, которая должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, в том числе составу, форме заявок на участие в запросе предложений в электронной форме и инструкция по их заполнению. Такие требования должны предусматривать включение в заявку на участие в запросе предложений в электронной форме также наименование страны происхождения закупаемого товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого запроса или доступа к участию в таком запросе.
В соответствии с п. 5 ч. 9 ст. 83.1 Закона о контрактной системе одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений в электронной форме заказчик размещает в единой информационной системе утвержденную заказчиком документацию о проведении такого запроса, которая должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, в том числе составу, форме заявок на участие в запросе предложений в электронной форме и инструкция по их заполнению. Такие требования должны предусматривать включение в заявку на участие в запросе предложений в электронной форме также наименование страны происхождения закупаемого товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого запроса или доступа к участию в таком запросе.
Согласно п.п. 2 п. 5 Извещения о проведении запроса котировок в электронной форме заявка на участие в запросе котировок в электронной форме должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в случае закупки товаров, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. В случае, если указанными нормативными правовыми актами предусмотрено предоставление декларации о стране происхождения товара или о стране происхождения и производителе товара, такая декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки. При отсутствии в заявке на участие в запросе котировок в электронной форме документов, предусмотренных настоящим подпунктом, такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами (Декларация о стране происхождения согласно Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 04 июня 2018 г, N 126н и Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд").
Таким образом, Заказчик установил требования к содержанию заявки не соответствующие Постановлению Правительства N 617, чем нарушил п. 5 ч. 9 ст. 83.1 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что в требованиях к объекту закупки отсутствуют обязательные документы, в частности справка о патентной чистоте, лицензионный договор с патентообладателем, подтверждение обладания исключительными правами напрямую.
Согласно п.1 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п.8 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
Согласно п. 4 Извещения о проведении запроса котировок в электронной форме обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма- не установлено.
Учитывая изложенное, заказчик вправе не устанавливать в документации об осуществлении закупки данное требование, если в связи с исполнением контракта права на результаты интеллектуальной деятельности не возникают.
Аналогичная позиция отражена в письме Министерства Экономического развития Российской Федерации N Д28и-1987 от 04.08.2016.
Также из жалобы Заявителя следует, что в Извещении о проведении запроса котировок в электронной форме не указана информация о сопроводительных документах к объекту закупки, которые являются подтверждением законности и безопасности продукта, а именно паспорт безопасности (SDS) в соответствии с ГОСТ 30333-2007), ТУ зарегистрированные в уполномоченной организации, каталожный лист в уполномоченной организации, заключение безопасности (отсутствие наркотических веществ) уполномоченной организации, заключение о взрывоопасности уполномоченной организации, паспорт изделия, упаковочный лист.
Согласно Технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности химической продукции" (ТР ЕАЭС 041/2017) от 3 марта 2017 г. N 19 37 паспорт безопасности при поставках химической продукции должен включаться в состав сопроводительной документации на химическую продукцию.
ТУ зарегистрированные в уполномоченной организации в соответствии с ГОСТ 2.114-2016 "Единая система конструкторской документации технические условия" разрабатывается производителем товара.
Каталожные листы продукции согласно ПР 1323565.1.002-2018 "Правила заполнения и представления каталожных листов продукции" заполняются производителем на конкретную продукцию.
Согласно п.п. в п 2 ч. 5 ст. 82.1 Закона о контрактной системе заявка на участие в запроса котировок в электронной форме должна содержать документы (или их копии), подтверждающие соответствии. товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов (или их копий) предусмотрено извещением о проведении запроса котировок в электронной форме. При этом не допускается требовать представление указанных документов (или их копий), если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Документы, указанные в жалобе Заявителя, поставляются вместе с товаром, следовательно, установление требования о предоставлении их во второй части заявки противоречит Закону о контрактной системе.
При этом в Законе о контрактной системе отсутствует требование о включение в Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме перечня документов, которые представляются вместе с товаром при поставке.
Из жалобы Заявителя следует, что в документации не указаны ссылки на все необходимые ГОСТы.
Закон о контрактной системе не устанавливает обязанность об указании Заказчиками в документации наименований ГОСТов, ТУ, СНиПов, поскольку на отдельные товары, работы, услуги нормативные требования могут отсутствовать, а обязывает использовать стандартные показатели, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством РФ о техническом регулировании.
Из жалобы не следует, что Заказчик использовал показатели товара, противоречащие действующим стандартам.
При таких обстоятельствах доводы жалобы не нашли своего подтверждения.
Учитывая вышеизложенное и на основании ч. 22 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ПК "Реквизит" на действия Заказчика ФКУ "Тюрьма УФСИН по Саратовской области" при проведении запроса котировок в электронной форме N 0360100025021000006 "Прочая закупка товаров, работ и услуг (Имитаторы наркотических и взрывчатых веществ)" обоснованной в части указания ненадлежащих требований к содержанию заявки на участие в запросе котировок.
2. Признать в действия Заказчика ФКУ "Тюрьма УФСИН по Саратовской области" нарушение п. 3 ч. 6 ст. 83.1 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Единой комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Саратовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 26 апреля 2021 г. N 064/06/64-522/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.04.2021