Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <__..> (далее - Комиссия Коми УФАС России), созданной в соответствии с приказом Коми УФАС России от 22.10.2020 N 219 "О создании постоянно действующей комиссии по проведению внеплановых проверок осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", провела внеплановую проверку соблюдения администрацией муниципального района "Усть-Куломский" требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Оказание услуг по обращению с животными без владельцев", извещение N 0307300020420000081 (далее - электронный аукцион, закупка),
УСТАНОВИЛА:
1. В адрес Коми УФАС России из Прокуратуры Усть-Куломского района письмом от 12.04.2021 N 172ж-2021 (вх. N 1664 от 14.04.2021) представлено обращение <_..> (далее - <_..>) от 05.04.2021, содержащее доводы о ненадлежащем исполнении ИП Нестеровым К.А. муниципального контракта N 0307300020420000081 от 22.06.2020 на оказание услуг по обращению с животными без владельцев, заключенного между ИП Нестеровым К.А. и администрацией муниципального района "Усть-Куломский" по итогам закупки, осуществленной путем проведения электронного аукциона "Оказание услуг по обращению с животными без владельцев", извещение N 0307300020420000081.
В обращении <__> просит осуществить проверку законности проекта муниципального контракта, размещенного в составе аукционной документации, бюджетному законодательству и законодательству о противодействии коррупции, а также проверить порядок расчета между исполнителем и заказчиком по указанному выше контракту, а также обоснование цены контракта, указывает о нарушении заказчиком статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при описании объекта оспариваемой закупки.
В силу пунктов 3, 5, 7 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль, в том числе, в отношении: определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта; соблюдения предусмотренных настоящим Федеральным законом требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта; соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 настоящей статьи осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе, органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно пункту 3.44 Положения о Финансовом управлении администрации муниципального района "Усть-Куломский" (далее - Управление), являющимся приложением к Решению Совета МО муниципального района "Усть-Куломский" от 10.12.2009 N XXVI-293, Управление осуществляет полномочия по контролю в сфере закупок, предусмотренные частями 3, 8 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Заказчиком закупки, по результатам которой заключен муниципальный контракт N 0307300020420000081 от 22.06.2020 на оказание услуг по обращению с животными без владельцев, является администрация муниципального района "Усть-Куломский".
Согласно пункту 4.5 указанного контракта: "Источник финансирования: бюджет МО МР "Усть-Куломский" на 2020 год".
На основании изложенного, в целях рассмотрения указанных заявителем доводов в части ненадлежащего исполнения ИП Нестеровым К.А. муниципального контракта N 0307300020420000081 от 22.06.2020, проведения проверки в части порядка расчета между исполнителем и заказчиком по указанному выше контракту, а также обоснования цены контракта, Коми УФАС России письмом от 21.04.2021 N 04-07/2841 направило копию обращения заявителя в адрес Финансового управления администрации муниципального района "Усть-Куломский" для рассмотрения по подведомственности.
Согласно пункту 2а части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, на основании получения информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе:
- заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, в целях рассмотрения довода <__> о возможном нарушении заказчиком статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта указанной выше закупки, выраженном, в частности, в виде неуказания заказчиком в Техническом задании информации о том, что помещение для оказания услуг, являющихся предметом закупки, будет предоставлено заказчиком, поскольку по утверждению заявителя такое помещение ИП Нестерову К.А. было предоставлено именно заказчиком, Коми УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки соблюдения администрацией муниципального района "Усть-Куломский" требований Закона о контрактной системе при осуществлении такой закупки.
В соответствии с пунктом 28 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением Правительства от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила) внеплановая проверка проводится контрольным органом без проведения заседания комиссии антимонопольного органа (без явки сторон).
<_..>, администрация муниципального района "Усть-Куломский" о месте и времени проведения внеплановой проверки надлежащим образом извещены.
2. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки на основании пункта 2а части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе пришла к нижеследующим выводам.
Заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона явилась администрация муниципального района "Усть-Куломский", уполномоченным органом, осуществляющим размещение закупки, явилось Финансовое управление администрации муниципального района "Усть-Куломский".
Объект закупки - "Оказание услуг по обращению с животными без владельцев".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 981 179,00 рублей.
Источником финансирования закупки явились бюджета МО МР "Усть-Куломский" на 2020 год.
Извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0307300020420000081, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) в редакции N 1 - 18.05.2020, в редакции N 2 - 25.05.2020, в редакции N 3 - 29.05.2020.
3. В силу части 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является, согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе, в том числе аукцион в электронной форме.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Исходя из содержания статьи 13 Закона о контрактной системе, заказчиками осуществляются закупки для обеспечения нужд субъектов РФ, а именно для выполнения функций и полномочий государственных органов РФ, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, государственных органов субъектов РФ, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов. Таким образом, документация разрабатывается исходя из потребностей заказчика в товаре, необходимом для осуществления его функций.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наряду с прочей информацией наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Таким образом, потребность Заказчика является определяющим фактором при установлении им соответствующих требований к объекту закупки.
3.1. Отлов и содержание безнадзорных животных в специальных питомниках, их иммунизация против бешенства рассматриваются как санитарно-эпидемиологические мероприятия; организация и проведение указанных мероприятий должны осуществляться при реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения и относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 9.2 и 9.5 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2627-10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 6 мая 2010 г. N 54). Сложившаяся правоприменительная практика также исходит из того, что полномочия по отлову и содержанию безнадзорных животных относятся к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и, соответственно, к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3.1 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), для реализации своих полномочий органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, а также принимают государственные программы субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе передать полномочия в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, отлова и содержания безнадзорных животных органам местного самоуправления с передачей необходимых материальных и финансовых ресурсов.
Кроме того, Федеральным законом от 30.03.2015 N 64-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьи 14.1 и 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" было закреплено право органов местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов на осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории поселения (пункт 15 статьи 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Администрацией муниципального района "Усть-Куломский", в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлением Правительства Республики Коми от 30 января 2020 г. N 40 "Об утверждении Порядка организации деятельности приютов для животных и установления норм содержания животных в них на территории Республики Коми", постановлением Правительства Республики Коми от 30 января 2020 г. N 41 "Об утверждении Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Республики Коми", в целях организации работы по обращению с животными без владельцев на территории муниципального образования муниципального района "Усть-Куломский", вынесено постановление от 27.03.2020 г. N 414.
Указанным постановлением утвержден Порядок обращения с животными без владельцев на территории муниципального образования муниципального района "Усть-Куломский", содержащий в себе требования к:
- отлову животных без владельцев;
- транспортировке и учету животных без владельцев;
- содержанию отловленных животных без владельцев;
- кастрации (стерилизации) животных без владельцев;
- умерщвлению и утилизации животных без владельцев.
3.2. Требования к оказываемым услугам по обращению с животными без владельцев установлены Заказчиком в разделе III "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" документации об электронном аукционе (далее - Техническое задание).
В пункте 1 Технического задания, в пункте 3.1.6 проекта муниципального контракта, являющегося разделом V документации об электронном аукционе (далее -проект муниципального контракта) заказчиком установлено: "Оказание услуг по обращению с животными без владельцев на территории муниципального образования муниципального района "Усть-Куломский" должны осуществляться в строгом соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, нормативными актами, СНиП, ГОСТ, СП, СанПин, муниципальными правовыми актами: Гражданским кодексом Российской Федерации; Федеральным законом РФ от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Федеральным законом от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире"; Федеральным законом от 21.11.2011 N 232-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"; Федеральным законом РФ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; Законом Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии"; Законом Республики Коми от 01.12.2015 N 115-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми"; Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2019 г. N 1180 "Об утверждении методических указаний по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев"; ГОСТ Р 58784-2019 "Услуги для непродуктивных животных. Отлов и транспортирование животных без владельца. Общие требования"; Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 06.05.2010 N 54 "Об утверждении СП 3.1.7.2627-10" (вместе с "СП 3.1.7.2627-10. Профилактика бешенства среди людей. Санитарно-эпидемиологические правила"); Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 589 "Об утверждении ветеринарных правил организации услуги по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях"; Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (утв. Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 4 декабря 1995 г. N 13-7-2/469); Постановлением Правительства Республики Коми от 28 апреля 2020 г. N 210 "Об утверждении Порядка организации деятельности приютов для животных и установления норм содержания животных в них на территории Республики Коми"; Постановлением Правительства Республики Коми от 30 января 2020 г. N 41 "Об утверждении Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Республики Коми"; Постановлением администрации МО МР "Усть-Куломский" от 27.03.2020 г. N 414 "Об утверждении Порядка обращения с животными без владельцев на территории муниципального образования муниципального района "Усть-Куломский".
В ходе ознакомления с документацией об электронном аукционе Комиссией Коми УФАС России установлено, что обозначенные заказчиком в Техническом задании требования к выполнению услуг, а именно: отлову; транспортировке; клиническому осмотру (вакцинации, чипированию (маркированию); содержанию; стерилизации; кастрации; эвтаназии; утилизации не противоречат действующему законодательству.
Касаемо довода заявителя о неуказании заказчиком в Техническом задании информации о том, что помещение для оказания услуг, являющихся предметом закупки, будет предоставлено заказчиком, Комиссия Коми УФАС России отмечает, что согласно письменным пояснениям администрации муниципального района "Усть-Куломский" следует, что в собственности администрации отсутствуют помещения, соответствующие требованиям Закона РФ от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" для размещения приютов для животных без владельцев.
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, Комиссия Коми УФАС России пришла к выводу об отсутствии в действиях заказчика нарушений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в части описания объекта закупки в том виде, в котором оно изложено в настоящей документации об электронном аукционе.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России
РЕШИЛА:
В действиях заказчика - администрации муниципального района "Усть-Куломский" нарушений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в части описания объекта закупки в том виде, в котором оно изложено в документации об электронном аукционе, не установлено.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <__>
Члены Комиссии <__.>
<._..>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 11 мая 2021 г. N 04-07/3371
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.05.2021