Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.А. Кутейникова,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Аносова,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020 N92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей:
ГБУЗ "ГКБ им. В.В. Виноградова ДЗМ": И.М. Ставер (доверенность от 01.03.2021 Nб/н),
ООО "ЛТ-Контракт": Ю.К. Копновой (доверенность от 11.05.2021 NВР03), В.Д. Белякова (доверенность от 11.05.2021 NВР04),
рассмотрев жалобу ООО "ЛТ-Контракт" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ им. В.В. Виноградова ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку средств по уходу за пациентами для нужд ГБУЗ "ГКБ им. В.В. Виноградова ДЗМ" (Закупка N 0373200094121000201) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной
системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВЛЕНО:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 05.05.2021 NЕИ/25935/21 документы и сведения.
1. Согласно доводам жалобы Заказчиком нарушен порядок предоставления разъяснений положений документации.
В соответствии с ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
На основании ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В силу ч.6 ст.65 Закона о контрактной системе Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Так, участником закупки направлен запрос о даче разъяснений положений аукционной документации, в том числе со следующим предметом:
"1) В описании рукавиц пенообразующих Вы указываете: Должна позволять осуществлять процедуру мытья в условиях абсолютной гигиеничности и стерильности. Рукавица должна быть полностью готова к употреблению, не требовать дополнительных подготовительных мероприятий для подготовки изделия к использованию, таких как нанесение моющих средств, стерилизация, подогрев, специальной обработки. Рукавица двухслойная, должна состоять из внешнего слоя из тонкого волокнистого синтетического полотна типа синтетическая вата и нетканого материала, пропитанного нейтральным мылом с нейтральным pH. С внутренней стороны должен быть ламинированный влагонепроницаемый слой из полиэтилена для дополнительной защиты. Ламинированный слой защищает руки ухаживающего персонала от контакта с загрязнениями и моющими средствами и не требует необходимости использования смотровых перчаток. Слои рукавицы должны быть прошиты двойным или тройным швом.
При этом затребованный в техническом задании на рукавичку полиэтилен, за счет того, что прошит двойным или тройным слоем, не является герметичным. Вследствие этого, будет происходить экспозиция моющего раствора с токсичным действием и кожно-раздражающим фактором для персонала больницы.
2) Кроме того, Вы указываете определенный размер, который соответствует только одному производителю, что приводит к необоснованному ограничению конкуренции.
3) Вы требуете: Срок годности более 3 лет с момента изготовления. При этом нет требований к остаточному сроку годности. А какая разница, когда была произведена рукавичка, если остаточный срок не имеет значения? Данное требование излишне и необоснованно.
4) Так же в описании присутствует: Маркировка должна содержать: наименование; торговое наименование медицинского изделия, товарный знак (указать при наличии), информация, необходимая для идентификации медицинского изделия, обозначение модели; типа; артикула, а также информация о его назначении (при необходимости), сведения о производителе, включая полное и сокращенное (при наличии) наименования юридического лица, место нахождения, почтовый адрес производителя, страна происхождения медицинского изделия, код (номер) партии; серийный номер медицинского изделия, срок (с указанием года и месяца), до истечения которого медицинское изделие может безопасно использоваться, информация об особых условиях хранения и/или обращения медицинского изделия (при необходимости), предупреждение или меры предосторожности; информация об одноразовом использовании медицинского изделия. Маркировка должна быть нанесена на медицинское изделие, если это невозможно или нецелесообразно, маркировка (частично или полностью) может быть нанесена на упаковку для каждой единицы медицинского изделия, и/или на групповую упаковку, и/или на инструкцию по применению. Наличие инструкции по применению.
Просим разъяснить, каким образом столь подробное описание упаковки сказывается на качественных характеристиках товара?
5) В описании губок пенообразующих Вы указываете: Моющий компонент (дерматологический гель с уровнем pH 5.5) должен содержать экстракт цветков календулы лекарственной и экстракт цветков ромашки аптечной.
При этом на рынке нет губок ни одного производителя, у которого моющий гель содержал бы экстракты и цветков календулы и цветков ромашки одновременно".
В свою очередь 28.04.2021 Заказчиком в ответ на указанный запрос опубликованы разъяснения положений документации об электронном аукционе NРД1 со следующим текстом:
"1) Рукавички должны быть прошиты двойным или тройным сварным швом, что обеспечивает надежную герметичность изделия. Прошивка нитками не допустима.
2) В технической части установлен размер рукавички с указанием диапазона 23 х 16 см (+/- 10%). Участник закупки может предложить к поставке рукавички размером не менее 20,7 х 14,4 см и не более 25,3 х 17,6 см.
3) Согласно документации требования, к гарантийному сроку и объему предоставления гарантий качества товара, а так же к гарантийному обслуживанию товара и расходам на обслуживание товара в гарантийный срок указаны в проекте государственного контракта. Согласно п. 1.3 Государственного контракта поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства), с годом выпуска не ранее 2020 года.
Таким образом рукавички, имеющие срок годности, например, 3,5 года и выпущенные в январе 2020 года будут соответствовать требованиям, и на момент поставки будут иметь остаточный срок годности более одного года, что позволит их использовать в течении не менее чем 12 месяцев без риска потери их моющих свойств, а также иметь необходимый запас.
4) Требования к маркировке медицинских изделий регламентированы Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12.02.2016 N 27 "Об утверждении Общих требований безопасности и эффективности медицинских изделий, требований к их маркировке и эксплуатационной документации на них" ч.13 Требования к маркировке медицинских изделий.
5) Формирование номенклатуры осуществлено на основании потребности больницы для обеспечения единого лечебного процесса. Характеристики товара были выбраны с учетом мнения медицинского персонала учреждения. Наличие указанных характеристик является для работников учреждения принципиально важным и необходимым условием для качественного выполнения услуг в сфере своей профессиональной деятельности. Губки с характеристиками, указанными в технической части имеются в наличии и используются в ЛПУ", что является разъяснением положений аукционной документации по существу направленного запроса.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. Также Заявитель указывает, что Заказчиком нарушен порядок предоставления разъяснений положений документации.
Так, участником закупки направлен запрос 30.04.2021 о даче разъяснений положений аукционной документации.
В свою очередь Заказчиком даны разъяснения положений аукционной документации 04.05.2021. Таким образом, по мнению Заявителя, Заказчик был обязан ответить на данный запрос в течении двух календарных дней.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что 04.05.2021 является первым днем возможности представления Заказчиком ответа на разъяснения положений аукционной документации.
При этом, согласно ст. 193 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Комиссия Управления отмечает, что 1-3 мая 2021 года - являются не рабочими днями (суббота, воскресенье, понедельник). Таким образом, Заказчиком опубликованы ответы на разъяснения положений документации об электронном аукционе в срок не противоречащий Закону о контрактной системе, а так же положениям ст.193 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно 04.05.2021 (вторник) NРД2, РД3, РД4.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Вместе с тем в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено.
В силу п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 ст.66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно п.3 ч.5 ст.66 вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с Закона о контрактной системе, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с Закона о контрактной системе они передаются вместе с товаром.
Согласно ч.1 ст.38 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
В соответствии с ч.4 ст.38 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
П.6 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416, установлено, что документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
С учетом вышеизложенного, действующим законодательством предусмотрено, что обязательным документом, подтверждающим возможность оборота на территории Российской Федерации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение.
В свою очередь на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика не отрицал тот факт, что требуемые к поставке товары являются медицинскими изделиями.
Однако, Комиссией Управления установлено, что в п.18.2 Информационной карты аукционной документации отсутствует требование о предоставлении участниками закупки во второй части заявки регистрационного удостоверения на поставляемое медицинское изделие. При этом, данное требование установлено Заказчиком в технической части аукционной документации, а именно в составе требований к товарам - "Обязательное наличие регистрационного удостоверения на медицинское изделие (копия регистрационного удостоверения предоставляется в составе второй части заявки)", что в свою очередь является неправомерным, поскольку, требования к составу второй части заявки устанавливаются в п.18.2 Информационной карты аукционной документации, которыми участники обязаны руководствоваться при формировании второй части заявки на участие в аукционе.
Кроме того вышеуказанная позиция также подтверждается письмом
ФАС России от 23 октября 2014 г. N АД/43043/14.
Таким образом, Заказчиком в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64, ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе, неправомерно не установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки на участие в аукционе регистрационного удостоверения на требуемые к поставке медицинские изделия.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ЛТ-Контракт" на действия ГБУЗ "ГКБ им. В.В. Виноградова ДЗМ" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64, ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Д.С. Грешнева
Члены Комиссии А.А. Кутейников
Д.А. Аносов
Исп. Аносов Дмитрий Анатольевич
8 (495) 784-75-05 (доб. 077-124)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 11 мая 2021 г. N 077/06/106-7902/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.05.2021