На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) N 014/06/99-681/2021 от 16.04.2021 года, обращения ОА г. Якутска (вх. N 3075 17:00 от 12.04.2021 года), в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ), Комиссией в следующем составе:
<_>. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, руководителя Комиссии;
<_>.- главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
<_>.- старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
проведена внеплановая документарная проверка действий (бездействия) проверка действий (бездействия) заказчика МКУ "Служба эксплуатации городского хозяйства" ГО "г. Якутск", уполномоченного органа Окружной администрации г. Якутска при осуществлении закупки на изготовление и поставку бункеров для сбора и накопления твердых коммунальных отходов (8 м3) на территории городского округа "город Якутск" (извещение N0116300000121000192).
1. Полное (краткое) наименование проверяемой организации (заказчика), юридический и почтовый адрес, а также ОГРН, ИНН, КПП:
Наименование: Муниципальное казённое учреждение "Служба эксплуатации городского хозяйства" городского округа "город Якутск" (МКУ "СЭГХ" ГО "города Якутска");
Юридический адрес: Российская Федерация, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Октябрьская, 20/1;
Почтовый адрес: 677008, Российская Федерация, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Гоголя, 1;
ОГРН: 1021401072110;
ИНН: 1435103042;
КПП: 143501001.
2. Полное (краткое) наименование проверяемой организации (уполномоченного органа), юридический и почтовый адрес, а также ОГРН, ИНН, КПП:
Наименование: Окружная администрация города Якутска (ОА г.Якутска);
Юридический адрес: Российская Федерация, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, пр. Ленина, 15;
Почтовый адрес: 677000, Российская Федерация, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, пр. Ленина, 15;
ОГРН: 1031402045124;
ИНН: 1435133907;
КПП: 143501001.
Проверка проведена с 19 апреля 2021 года по 30 апреля 2021 года.
Вид проверяемой деятельности: соблюдение заказчиком МКУ "Служба эксплуатации городского хозяйства" ГО "г. Якутск" и уполномоченным органа Окружной администрации г. Якутска требований законодательства о контрактной системе.
Место проведения контрольного мероприятия: 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Октябрьская, 22, каб. 207, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия).
Проверка проведена на основании обращения Окружной администрации г. Якутска (вх. N 3075 17:00 от 12.04.2021).
Комиссия, изучив представленные к проверке материалы, установила следующее.
1) 25.03.2021 года на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru (далее также - ЕИС) и на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" размещено извещение N 0116300000121000192, а также аукционная документация;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта- 1 285 093,37:
4) на участие в закупке подано 6 заявок от участников закупки, все участники допущены к участию в электронном аукционе:
5) по результатам рассмотрения вторых частей заявок комиссия уполномоченного органа признала все заявки несоответствующими требованиям аукционной документации.
Из обращения ОА г. Якутска следует, что при рассмотрении заявок на соответствия требованиям аукционной документации, комиссией не было учтено разъяснение Минпромторга России "О применении постановления 616" от 28.07.2020 года NОВ-53569/12, в связи с чем просят рассмотреть правомерность действий аукционной комиссии.
Комиссия, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - постановление Правительства РФ N 616).
Для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным настоящим постановлением, участник закупки представляет заказчику в составе заявки на участие в закупке выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров и (или) информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 (далее - постановление Правительства РФ N 719).
В соответствии с Приказом Министерства финансов РФ от 04 июня 2018 г. N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд": участнику закупки необходимо подтвердить страну происхождения товаров, указанных в Приложении к Приказу N 126н, указанием (декларированием) в заявке в соответствии с Законом о контрактной системе наименования страны происхождения товара.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с чч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 1 части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств и ограничения допуска указанных товаров, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Постановлением Правительства РФ N 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза).
В целях реализации постановления Правительства РФ N 616:
а) подтверждением производства продукции на территории Российской Федерации является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции);
б) подтверждением производства промышленной продукции на территории государства - члена Евразийского экономического союза является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийской промышленной продукции).
В пункте 10 постановления Правительства РФ N 616 указано, что для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным указанным постановлением, участник закупки представляет заказчику в составе заявки на участие в закупке выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров, а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства РФ N 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре включается в контракт.
Как уже было указано выше, извещением об осуществлении закупки N 0116300000121000192 и пунктом 32 информационной карты аукционной документации заказчиком установлены ограничения в соответствии с требованиями вышеуказанного постановления.
В пункте 34 информационной карты участнику закупки необходимо представить заказчику в составе заявки на участие в закупке выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров и (или) информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства РФ N 719.
По окончании срока подачи заявок до 02.04.2021 до 09:00 минут по московскому времени было подано 6 заявок от участников.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 указанного закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия приняла решение о допуске всех участников закупки, подавших заявку на участие в аукционе, к участию в нем и признала данных участников участником аукциона, что подтверждается протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 153 от 02.04.2021.
Согласно части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены ч. 11 ст. 24.1, чч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с ч. 1, чч. 1.1 и 2 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе.
Из протокола подведения итогов электронного аукциона N 153 от 05.04.2021 следует, что по результатам рассмотрения вторых частей заявок согласно части 13 статьи 69 Закона о контрактной системе аукцион признан несостоявшимся, в связи с тем, что все заявки признаны несоответствующими требованиям аукционной документации и Закона о контрактной системе.
По итогам рассмотрения вторых частей заявок все заявки были признаны не соответствующими требованиям установленным документацией об аукционе на основании: "Не соответствует требованиям Федерального закона и документации об электронном аукционе. Несоответствие по статье 14 N 44 - ФЗ (Не представлена выписка из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров, а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации).".
Между тем, для реализации постановления Правительства РФ N 616 важен факт нахождения самой продукции в соответствующем реестре, поскольку если товар указан в реестре, то он относится к российской промышленной продукции.
Основанием для внесения в реестр информации о российской промышленной продукции является наличие заключения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемого в соответствии с постановлением Правительства РФ N 719.
Содержащиеся в реестре сведения могут быть по запросу представлены в виде выписки любому заинтересованному лицу, в том числе организации или индивидуальному предпринимателю, сведения о которых включены в реестр.
Из письма Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 28.07.2020 N ОВ-53569/12 "О применении постановления N 616" следует, что в отношении учреждений ФСИН при участии в закупках в рамках Закона о контрактной системе, требования постановления Правительства РФ N 616 по предоставлению выписки из реестра российской промышленной продукции не распространяются.
Между тем, вышеуказанным письмом разъяснено, что постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 г. N 649 утвержден перечень товаров (работ, услуг), в соответствии с которым при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) заказчик обязан предоставлять учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимущества в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае, если производство товара, выполнение работы, оказание услуги осуществляются учреждением и предприятием уголовно-исполнительной системы в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В целях реализации пункта 11 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1292 также утвержден перечень товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы, закупка которых может осуществляться заказчиком у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Кроме того, в данном письме указано, что постановление Правительства РФ N 616 регулирует отношения по объектному составу (в отношении промышленных товаров из перечня к нему), а закупка товаров из перечней постановления Правительства РФ N 1292 и постановления Правительства РФ N 649 направлена на предоставление преимуществ конкретному субъекту - учреждениям ФСИН России. Кроме того, все без исключения учреждения ФСИН России по организационно-правовой форме являются федеральными казенными учреждениями, осуществляющими приносящую им доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в их учредительных документах, а все доходы, полученные от осуществления такой деятельности, поступают в бюджет Российской Федерации.
После чего в данном письме сделан вывод о том, что в отношении учреждений ФСИН России, участвующих в закупках в рамках Закона о контрактной системе, требования постановления Правительства РФ N 616 по представлению выписки из реестра российской промышленной продукции не распространяются.
Закупка заказчиком осуществлялась конкурентным способом определения поставщика - аукцион в электронной форме, а преимущества учреждениям ФСИН России заказчиком не были установлены, в связи с тем, что закупаемый товар не входит в утвержденные Правительством РФ перечни.
Кроме того, письмо Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 28.07.2020 N ОВ-53569/12 не является нормативным правовым актом в силу следующего.
Из пункта 7 Приказа Минюста России от 23.04.2020 N 105 "Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (далее - Приказ N 105) следует, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются в виде постановлений, приказов, правил, инструкций и положений, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Акты, изданные в ином виде, не должны содержать предписания нормативно-правового характера. Аналогичный порядок установлен постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации".
В соответствии с пунктом 8 Приказа N 105 акты рекомендательного характера не подлежат представлению на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.
Согласно пункту 2 вышеуказанного постановления Правительства РФ издание нормативных правовых актов в виде писем, распоряжений и телеграмм не допускается.
Таким образом, Комиссия Якутского УФАС России считает, что письмо Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 28.07.2020 N ОВ-53569/12 "О применении постановления N 616", в котором разъясняется вопрос применения в отношении учреждений ФСИН России, участвующих в закупках в рамках Закона о контрактной системе, требований постановления Правительства РФ N 616 по представлению выписки из реестра российской промышленной продукции, не содержит правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в нем разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Совокупность вышеизложенного свидетельствует об отсутствии в действиях аукционной комиссии уполномоченного органа окружной администрации города Якутска нарушений Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
В действиях заказчика МКУ "Служба эксплуатации городского хозяйства" ГО "г. Якутск", уполномоченного органа Окружной администрации г. Якутска при осуществлении закупки на изготовление и поставку бункеров для сбора и накопления твердых коммунальных отходов (8 м3) на территории городского округа "город Якутск" (извещение N0116300000121000192) нарушения не выявлены.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Руководитель комиссии: <_>.
Члены комиссии: <_>.
<_>.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 30 апреля 2021 г. N 014/06/99-681/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.05.2021