Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ИП Полыгаловой О.А. (вх.N 007588) (далее - Заявитель) на действия МКУ "Управление закупок Пермского муниципального района", МКУ "Управление капитального строительства Пермского муниципального района" при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по Ремонту МАОУ "Савинская средняя школа" (изв. N 0856600010821000080) (далее - Аукцион, Закупка),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
Уведомлением Пермского УФАС России (от 05.05.2021 N 005472-21) рассмотрение жалобы было назначено на 12.05.2021 в 11:30 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 13.05.2021, который был продлен до 17.05.2021, с целью анализа доводов жалобы, аукционной документации, направления Заказчику, Уполномоченному органу дополнительных запросов и принятия решения по жалобе. После перерыва рассмотрение жалобы продолжено Комиссией в прежнем составе без вызова сторон.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, в соответствии Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0856600010821000080 МКУ "Управление закупок Пермского муниципального района" (далее - Уполномоченный орган) в интересах МКУ "Управление капитального строительства Пермского муниципального района" (далее - Заказчик) проводится аукцион в электронной форме на выполнение работ по ремонту МАОУ "Савинская средняя школа".
В соответствии с извещением и документацией о проведении аукциона в электронной форме:
1) извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 26.02.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - аукцион в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 6 900 000,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 11.05.2021 г.
Заявитель жалобы считает, что аукционная документация по рассматриваемой закупке была сформирована и утверждена Заказчиком, Уполномоченным органом с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе, под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с п. 1, 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Первая часть заявки на участие в электронном аукционе, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается контракт (ч. 4 ст. 66 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 6.1 ст. 66 Закона о контрактной системе, в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3, 5, 8.2 настоящей статьи, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.
В силу ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем (по результатам рассмотрения первых частей заявок) в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В силу п.п. 1-3 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 2, 3 раздела 5 информационной карты аукционной документации, объектом закупки является Ремонт МАОУ "Савинская средняя школа". Подробное описание объекта закупки указано в Приложении 2 "Техническое задание (Спецификация)", в Приложении 3 "Проект контракта"
Исходя из анализа технического задания, в рамках одного объекта закупки Заказчиком совмещена поставка товаров и выполнение работ, что не запрещено требованиями гражданского законодательства и Закона о контрактной системе.
При этом, согласно инструкции по заполнению заявок (приложение N 4 к аукционной документации), в отношении поставляемого при производстве работ товара и оборудования в Техническом задании установлены требования, позволяющие определить соответствие поставляемого при производстве работ товара и оборудования требованиям Заказчика: максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Предложение участника электронного аукциона в отношении поставляемого при производстве работ товара (оборудования) должно содержать конкретные значения показателей товара, соответствующие значениям, установленным Техническим заданием, наименование страны происхождения товара (если это необходимо в соответствии со ст. 14 Закона о закупках ФЗ-44)
В описании объекта закупки в графе "Наименование работ и требования к товарам" работы обозначены буквой Р, заключенной в круглые скобки. Товары обозначены буквой Т, заключенной в круглые скобки (независимо от места расположения). В соответствии с ч. 3 ст. 66 Федерального закона от 5 апреля 2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее "Закон N 44-ФЗ") предоставление сведений о выполняемых работах в составе первой части заявки на участие в аукционе не требуется. Участник закупки вправе не указывать в первой части заявки сведения, указанные в строках, которые обозначены буквой Р (заглавной или прописной), заключенной в круглые скобки (независимо от места расположения) или оставить их без изменения. Внесение изменений в строки, которые обозначены буквой Р (заглавной или прописной), заключенной в круглые скобки (независимо от места расположения), не допускается.
В случае, если в указанной графе в какой-либо строке отсутствуют буквы Т или Р, предоставление дополнительных сведений по этой графе не требуется, Участник вправе не включать сведения, указанные в этой строке в первую часть заявки на участие в аукционе.
Таким образом, поставляемые при производстве работ товары и используемые в ходе производства работ, Заказчиком были разделены.
Согласно инструкции по заполнению заявок:
Участнику закупки в первой части заявки на участие в аукционе на каждую единицу товара, являющуюся отдельно производимым и поставляемым товаром, необходимо сделать их описание в соответствии с настоящей инструкцией, а именно: конкретное предложение (т.е. не допускающее двусмысленного толкования и сослагательного наклонения, за исключением случаев, предусмотренных настоящей инструкцией) о товарах, предлагаемых к поставке, конкретные показатели этого товара (за исключением случаев, предусмотренных настоящей инструкцией, Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", письма ФАС России N ИА/53616/20 от 25.06.2020 г.) по установленным значениям, в единицах измерения, указанных заказчиком, в том числе в настоящей инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе.
В случае если заказчиком установлено конкретное значение технического, качественного, функционального или эксплуатационного параметра (показателя) без сопровождения слов или знаков (символов), указывающих на необходимость его конкретизации, такое значение не подлежит изменению Участником закупки при подготовке Предложения, как в большую, так и в меньшую сторону. Также не допускается перевод показателя и его значений в другую систему единиц измерения, использование альтернативных обозначений. К альтернативным обозначениям приравниваются значения: м3 вместо м3; м2 вместо м2; 0С вместо оС и т.п.
Количество знаков после знака разделения целой и дробной части показателя, при указании значений показателя должно быть не меньше количества знаков после знака разделения целой и дробной части показателя, указанных в требованиях.
В случае наличия в документации указаний на товарные знаки, фирменные наименования, наименования производителей, место происхождения товара и иных средств индивидуализации продукции конкретных производителей, их следует читать со словами "или эквивалент".
По общему правилу знак "-" разграничивает минимальные (первое значение) и максимальные значения (второе значение) показателей, подлежащие конкретизации в виде одного значения или представления диапазона значений (в случаях установленных настоящей Инструкцией).
Необходимо учитывать, что знак "-" может использоваться не как разделитель между минимальными и максимальными значениями показателей, а как составная часть одного показателя (например, трубы серии BL (HF-FR), цвет "темно-коричневый", и т.д.), может обозначать "минус" (например, температура применения - 5°С), а также может использоваться как пунктуационные знаки "тире", "дефис", применяемые в соответствии с правилами русского языка. В данных случаях знак "-" указывается в Предложении в точном соответствии с документацией или с правилами русского языка, то есть необходимости его удалять из описания предлагаемого товара нет. Если между двумя значениями показателя стоит многоточие "_", значит непосредственно перед многоточием располагается минимальное значение показателя, а непосредственно после многоточия - максимальное. Участник указывает одно значение показателя, но при этом крайние значения, указанные заказчиком, не входят в число допустимых.
Термины "не более", "не хуже", "не менее", "не выше", "min", "max", "не превышать (не превышает)", "не ниже", "менее", "более", "лучше", "свыше", "превышать", "выше", "ниже", "шире", "уже", "не шире", "не уже" символы "<", ">" означают, что характеристика или значение, указываемая участником, должна быть соответственно более или менее указанной заказчиком, не включая крайние значения, указанные заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных настоящей инструкцией
Термины "больше или равно", "меньше или равно" (и их производные); символы "", "
" означают, что характеристика или значение, указываемая участником, должна быть соответственно более или менее указанной заказчиком, включая крайние значения, указанные заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных настоящей инструкцией.
В случае, если значение показателя товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретное значение показателя из данного диапазона, не включая крайние значения, за исключением случаев, предусмотренных настоящей инструкцией.
В случае, если значение показателя указаны с использованием символа "_" - участнику закупки необходимо представить данное значение показателя, в данном случае значение показателя не может изменяться.
В случае, если показатели указаны с использованием союза "или" - участнику закупки необходимо предоставить один показатель, указанный через данный союз.
В случае, если показатели указаны с использованием союза "и" - участнику закупки необходимо предоставить все показатели, указанные через данный союз.
В случае указания в документации об аукционе в электронной форме в качестве требования к поставляемому товару диапазона (интервала значений какой-либо величины) показателей (в том числе показателей, сопровождающихся словосочетаниями и знаками "в пределах", "более", "не более", "менее", "не менее", "не хуже", "+/-", "не выше", "не ниже", "от", "до", "или", "", "
", "<", ">", "-", а также при перечислении показателей через запятую), Участнику закупки в своей заявке необходимо указывать только один конкретный показатель из требуемых заказчиком. Использование при этом словосочетаний и знаков: "в пределах", "более", "не более", "менее", "не менее", "не хуже", "+/-", "не выше", "не ниже", "от", "до" "или", "
", "
", "<", ">", "-", а также перечисления показателей через запятую не допускается, за исключением случаев, когда указанный диапазон (в том числе показатели, сопровождающиеся словосочетаниями и знаками "в пределах", "более", "не более", "менее", "не менее", "не хуже", "+/-", "не выше", "не ниже", "от", "до", "или", "
", "
", "<", ">", "-", а также при перечислении показателей через запятую) является конкретным показателем. В случае, если в указанном диапазоне показатель (в том числе показатели, сопровождающиеся словосочетаниями и знаками "в пределах", "более", "не более", "менее", "не менее", "не хуже", "+/-", "не выше", "не ниже", "от", "до", "или", "
", "
", "<", ">", "-", а также при перечислении показателей через запятую) является конкретным показателем, такой показатель отмечен в документации знаком "_". В случае, если показатели перечислены через точку с запятой, это означает, что заказчик требует поставки товаров с каждым из перечисленных показателей, или предлагаемый к поставке товар должен иметь все перечисленные показатели.
В случае, когда в документации не указан знак "_" (независимо от места расположения знака), а предлагаемый товар не может иметь конкретное значение параметра (конкретный показатель) в соответствии со сведениями, предоставляемыми производителями таких товаров, участником закупки указывается значения показателя в диапазоне.
Указанные в документации максимальные и (или) минимальные значения показателей допускают предложение участником закупки их крайних граничных значений только в случае, если эти показатели отмечены знаком "_".
В случае, когда в документации указан диапазон обозначенный словосочетаниями и знаками "в пределах", "более", "не более", "менее", "не менее", "не хуже", "+/-", "не выше", "не ниже", "от", "до", "или", "", "
", "<", ">" и присутствуют несколько значений показателей (например, ДхШхВ не более 650х100х10 мм), то все значения показателей (ДхШхВ) являются диапазонными.
В случае если заказчиком пропущены единицы измерения, в том числе по причине опечатки, следует читать, что они указаны (температура - в градусах Цельсия (°С), количество - в штуках). Если заказчиком допущены опечатки при описании показателей, условных обозначениях, единицах измерения или они отсутствуют, то при составлении Предложения участник закупки может указать значение показателя как в соответствии с документацией, так и в соответствии со стандартами, регламентами, в соответствии со сведениями, предоставляемыми производителями товаров. Участник закупки в Предложении в обязательном порядке указывает как наименования показателей, конкретные значения параметров, необходимые диапазоны, так и единицы измерения, а также показатели, не подлежащие конкретизации.
По общему правилу, предоставляемые участником закупки сведения, если иное не предусмотрено настоящей инструкцией, не должны сопровождаться словами (и их производными): эквивалент, или эквивалент, аналог, в диапазоне, меньше, больше, должен, должна, должно, должны, не должен, не должна, не должно, не должны, должен быть, должна быть, должно быть, должны быть, не должен быть, не должна быть, не должно быть, не должны быть, должен превышать, должна превышать, должно превышать, должны превышать, не должен превышать, не должна превышать, не должно превышать, не должны превышать, должен не превышать, должна не превышать, должно не превышать, должны не превышать, допустимо, не допустимо, допускается, не допускается, возможна (-ен), (-о), (-ы), в пределах, требуется (-ются), требования, необходим (-о), (-ма), (-мы), ранее, не ранее, чтобы был, был (-и), (-а), (-о), как минимум, минимум, хуже, нужно, нужен, нужна, нужны, должен соответствовать, может, не может, может быть, не может быть, может быть допустимо, не может быть допустимо, превышает, не превышает, max, min (далее - запрещенные слова).
1. По мнению заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом нарушены положения Закона о контрактной системе, поскольку информация, необходимая для заполнения заявки на участие в аукционе, представлена в аукционной документации (техническом задании) без возможности копирования фрагментов текста.
Исходя из позиции ФАС России, отраженной в разъяснении от 12.12.2016 "О формате размещения в ЕИС технической части документации о закупках", в соответствии с частью 3 статьи 50 и частью 2 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) конкурсная документация, документация об электронном аукционе должны быть доступны для ознакомления в ЕИС без взимания платы.
Согласно части 1 статьи 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.
Частью 4 статьи 4 Закона о контрактной системе установлено, что информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
При этом согласно пункту 4 части 1 статьи 50 и пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе не допускается установление в документации о закупке требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого конкурса, аукциона или ограничение доступа к участию в таком конкурсе, аукционе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - Правила).
Согласно подпунктам "а", "л", "м" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям"; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети "Интернет", в том числе поисковыми системами.
Таким образом, из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе и Правил следует, что заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить информацию о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.
Согласно позиции Министерства экономического развития Российской Федерации, изложенной в письме от 23.05.2016 N Д28и-1299, необеспечение заказчиком возможности поиска и копирования фрагментов текста размещенной в ЕИС информации является ограничением для ознакомления с такой информацией, а также противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Кроме того, в случае размещения заказчиком на официальном сайте технической части документации в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов при условии, что такой текст необходим для заполнения заявки, участнику закупки необходимо самостоятельно заполнять заявку в ручном режиме, что при наличии большого объема информации приводит к невозможности участников закупки заполнить заявку надлежащим образом в установленные сроки, поскольку требует больших временных затрат и, как следствие, является дополнительным барьером, приводит к ограничению количества участников закупки, а также к формальным ошибкам в заявках участников закупок.
Следовательно, информация, необходимая для заполнения заявки участниками закупки, в виде текста размещается на официальном сайте в читаемом формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат"), то есть в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами общераспространенных программ для просмотра ("документ в электронной форме").
Таким образом, по мнению ФАС России, если техническая часть документации о закупке, размещенная заказчиком на официальном сайте, содержит ограничения для ознакомления: текст размещен в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов, в случае, если такой текст необходимо использовать для заполнения заявки, то данное действие не соответствует части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Техническое задание (приложение N 2 к аукционной документации), сформированное Заказчиком, Уполномоченным органом состоит из таблицы, в которой отражены наименования работ и требования к товарам, в том числе поставляемым, в отношении которых участнику закупки необходимо указать информацию о конкретных показателях, в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также графической части, также содержащей требования к техническим показателям поставляемого товара. При этом, графическая часть документации имеет указание, что содержащиеся изображения носят информационный характер и необязательны для предоставления.
Комиссией установлено, что табличная часть технического задания в полной мере позволяет осуществлять копирование фрагментов текста, необходимых для заполнения заявки на участие в аукционе.
По вопросу указания конкретных показателей товара, требования к которым установлены в графической части технического задания, Уполномоченным органом было дано разъяснение положений документации об электронном аукционе от 04.04.2021 NРД2, которое размещено в ЕИС и с которым, как следует из жалобы, Заявитель ознакомлен, согласно которому, графическая часть документации носит информационный характер и необязательна для представления, она сделана, в первую очередь, для того, чтобы у участников закупки складывалось комплексное понимание того, что нужно выполнить, поставить.
Вместе с тем, все необходимые показатели поставляемого товара на изображениях отмечены значениями (А, Б, В и др.), что позволяет участнику закупки сориентироваться в части необходимых для представления значений показателей поставляемого при выполнении работ товара.
При этом, Уполномоченный орган указал на возможность представить информацию о конкретных показателях товара, требования к которым установлены в графической части, в текстовом формате с использованием буквенных обозначений показателей графической части технического задания.
Исходя из анализа графической части технического задания, Комиссией было установлено, что в графической части технического задания содержатся следующие текстовые обозначения, которые не копируются:
Рисунок 1: "Предельные отклонения габаритных размеров не более - +/-1". Данное пояснение определяет возможные отклонения от номинальных размеров, указанных на чертеже, и не является показателем товара. Значениями показателей товара, которые должны быть представлены в составе заявки, являются номинальные значения габаритных размеров.
Рисунок 2: содержит описание конструкционных частей снегозадержателя с их размерами, которые не требуют конкретизации и, соответственно, представления в составе заявки. Единственный размер, требующий конкретизации - размер секции. Текст, который невозможно скопировать с текстовой части изображения это: "секция". Но в п. 37 Технического задания участник закупки имеет возможность скопировать наименование этого показателя: "Длина одной секции снегозадержателя должна быть не менее 2.5 метра" и, в дальнейшем вставить его в текст своей заявки и подвергнуть редактированию.
Рисунок 3: текстовая часть отсутствует.
Рисунок 4: содержит текст, описывающий конструктивные части антенны. Предоставление этого текста не требуется в составе заявки, поскольку не содержит показателей, нуждающихся в конкретизации, и служит цели более детального описания объекта закупки, вариантов иного конструктивного исполнения антенны техническим заданием не предполагается.
Конкретные показатели товара "антенна", которые необходимо представить участнику - показатель "а8", который возможно представить в текстовом формате и показатель общей длины траверсы антенны, который представлен в текстовой части технического задания, как "Длина траверсы не должна превышать 1 м".
Рисунок 5: текстовая часть отсутствует.
Рисунок 6: содержит текст, описывающий конструктивные части турникета. Предоставление этого текста не требуется в составе заявки, поскольку не содержит показателей, нуждающихся в конкретизации, и служит цели более детального описания объекта закупки. Технические показатели, которые требуют конкретизации, приведены с буквенными обозначениями.
Поскольку весь необходимый для заполнения заявки текст табличной части технического задания является копируемым, а текст пояснительной и описательной частей чертежей не является необходимым для заполнения заявки, но служит цели более детального описания поставляемого товара, Комиссия не находит в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушений установленных Законом о контрактной системе требований к содержанию документации об электронном аукционе. Следовательно, в данной части доводы жалобы Заявителя являются необоснованными.
2. В части некорректного использования в техническом задании обозначений, указанных латиницей, Комиссией установлено следующее.
В инструкции по заполнению заявок, Заказчиком, Уполномоченным органом установлено следующее.
В описании объекта закупки в графе "Наименование работ и требования к товарам" работы обозначены буквой Р, заключенной в круглые скобки. Товары обозначены буквой Т, заключенной в круглые скобки (независимо от места расположения). В соответствии с ч. 3 ст. 66 Федерального закона от 5 апреля 2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее "Закон N 44-ФЗ") предоставление сведений о выполняемых работах в составе первой части заявки на участие в аукционе не требуется. Участник закупки вправе не указывать в первой части заявки сведения, указанные в строках, которые обозначены буквой Р (заглавной или прописной), заключенной в круглые скобки (независимо от места расположения) или оставить их без изменения. Внесение изменений в строки, которые обозначены буквой Р (заглавной или прописной), заключенной в круглые скобки (независимо от места расположения), не допускается.
В случае, если в указанной графе в какой-либо строке отсутствуют буквы Т или Р, предоставление дополнительных сведений по этой графе не требуется, Участник вправе не включать сведения, указанные в этой строке в первую часть заявки на участие в аукционе.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно п. 8 Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. N 908 "Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке" размещение в единой информационной системе информации о закупке осуществляется на русском языке. Наименования иностранных юридических и физических лиц, а также товарных знаков могут быть указаны с использованием букв латинского алфавита.
В соответствии с пп. в) п. 1 требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 16 ноября 2009 г. N 470 (далее - требования), информация, размещаемая на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, официальном сайте территориального органа федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, не должна быть зашифрована или защищена от доступа иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление пользователя информацией с ее содержанием без использования иного программного обеспечения или технических средств, чем веб-обозреватель.
Кроме того, согласно п. 3 требований информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат").
Нормативные правовые и иные акты, проекты актов, судебные акты, доклады, отчеты, договоры, обзоры, прогнозы, протоколы, заключения, статистическая информация, образцы форм и иных документов дополнительно к гипертекстовому формату размещаются на официальном сайте в виде файлов в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра ("документ в электронной форме").
Также согласно пп. л) и м) п. 14 правил функционирования единой информационной системы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2015 г. N 1414, технологические (технические и программные) средства официального сайта единой информационной системы должны обеспечивать:
возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов;
возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети Интернет, в том числе поисковыми системами.
На основании изложенного, если документация о закупке, размещенная заказчиком в единой информационной системы, содержит ограничения для ознакомления (текст размещен в формате, не обеспечивающем возможности копирования и поиска фрагментов), данное действие нарушает положения Закона о контрактной системе.
Из системного толкования законодательства о контрактной системе следует, что указание в текстовой части символа "(Т)", указывающего на поставляемый товар, в отношении которого участниками закупки необходимо представить конкретные показатели, должно осуществляться с помощью символов русского алфавита (кириллицы).
Однако, условное обозначение "(Т)" в отношении поставляемого товара "Аэратор" (позиция 29 технического задания), выполнено Заказчиком, Уполномоченным органом путем указания буквы "T" английского алфавита (латиницей), что может затруднить свободную навигацию и поиск в техническом задании поставляемых товаров.
Указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа, при формировании технического задания, инструкции по заполнению заявок, противоречат п. 1, 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Между тем, данное обстоятельство было самостоятельно выявлено Заявителем и не могло повлиять на правильность оформления им заявки на участие в электронном аукционе, поскольку отнесения товара "аэратор" к категории поставляемых очевидно и следует также из того, что Заказчиком, Уполномоченным органом показатели данного товара приведены и в графической части технического задания.
Также указанное обстоятельство не сказалось на четырех участниках электронного аукциона, которые подали заявки и в полном составе были допущены до участия в аукционе по результатам рассмотрения первых частей заявок.
Таким образом, данный довод жалобы Заявителя является обоснованным, однако указанное нарушение не повлияло на результаты закупки.
3. В рамках третьего довода жалобы, Заявителем указывается, что Заказчиком, Уполномоченным органом не дано разъяснений в инструкции по заполнению заявок относительно применения знака "".
В рамках данного довода, Комиссией отмечено следующее.
В соответствии с пунктом 1.1.9 ГОСТ 25346-89 "Основные нормы взаимозаменяемости. Единая система допусков и посадок. Общие положения, ряды допусков и основных отклонений" предельное отклонение - алгебраическая разность между предельным и соответствующим номинальным размерами.
Согласно пункту 5.1 ГОСТ 30893.1-2002 "Основные нормы взаимозаменяемости. Общие допуски. Предельные отклонения линейных и угловых размеров с неуказанными допусками" предельные отклонения линейных размеров, кроме размеров притупленных кромок (наружных радиусов скругления и высот фасок), по классам точности общих допусков приведены в таблице 1.
Таблица 1
Класс точности |
Предельные отклонения для интервалов номинальных размеров |
||||||||||
|
от 0,5 до 3
|
св. 3 до 6
|
св. 6 до 30
|
св. 30 до 120
|
св. 120 до 400
|
св. 400 до 1000
|
св. 1000 до 2000 |
св. 2000 до 4000 |
св. 4000 до 6000 |
св. 6000 до 8000 |
св. 8000 до 10000 |
Точный |
_0,05 |
_0,05 |
_0,1 |
_0,15 |
_0,2 |
_0,3 |
_0,5 |
- |
- |
- |
- |
Средний |
_0,10 |
_0,10 |
_0,2 |
_0,3 |
_0,5 |
_0,8 |
_1,2 |
_2 |
_3 |
_5 |
_8 |
Грубый |
_0,20 |
_0,30 |
_0,5 |
_0,80 |
_1,2 |
_2,0 |
_3,0 |
_4 |
_8 |
_12 |
_20 |
Очень грубый |
- |
_0,50 |
_1,0 |
_1,5 |
_2,5 |
_4,0 |
_6,0 |
_8 |
_12 |
_20 |
_30 |
Примечание - Для размеров менее 0,5 мм предельные отклонения следует указывать непосредственно у номинального размера. |
Таким образом, как можно заметить - использование знака "" является общепринятым для указания предельных отклонений габаритных размеров. Комиссия отмечает, что дополнительных пояснений в инструкции по заполнении заявки относительно общепринятых технических обозначений, не требуется.
Следовательно, данный довод жалобы Заявителя является необоснованным.
4. Четвертым доводом жалобы, Заявитель указывает, что Заказчиком, Уполномоченным органом некорректно указан показатель условного диаметра поставляемого товара "аэратора".
Заявитель указывает, что исходя из чертежа им был сделан вывод, что указанный показатель включает внутренний диаметр аэратора и толщину двух стенок.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что пояснений на основании чего Заявителем жалобы был сделан такой вывод, не представлено.
В соответствии с пунктом 1 ГОСТ 28338-89 под номинальным (условным) диаметром понимают параметр, применяемый для трубопроводных систем в качестве характеристики присоединяемых частей, например соединений трубопроводов, фитингов и арматуры.
Номинальный (условным) диаметр не имеет единицы измерения и приблизительно равен внутреннему диаметру присоединяемого трубопровода, выраженному в миллиметрах.
Внутренний диаметр не включает в себя толщину стенок.
Кроме того, по вопросу включения в значение условного диаметра толщины стенок были даны соответствующие разъяснения в ответе на запрос разъяснений положений документации об электронном аукционе от 30.04.2021 NРД3, в котором также однозначно был дан ответ, что толщина стенок не включается.
Таким образом, Комиссией не установлено нарушений в действиях Заказчика, Уполномоченного органа в данной части. Довод жалобы Заявителя является необоснованным.
5. Пятым доводом Заявитель указывает, что Заказчиком, Уполномоченным органом на рисунке 3 графической части технического задания, а также на иных рисунках, не указываются единицы изменения.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что согласно инструкции по заполнению заявки, в случае если заказчиком пропущены единицы измерения, в том числе по причине опечатки, следует читать, что они указаны (температура - в градусах Цельсия (°С), количество - в штуках). Если заказчиком допущены опечатки при описании показателей, условных обозначениях, единицах измерения или они отсутствуют, то при составлении Предложения участник закупки может указать значение показателя как в соответствии с документацией, так и в соответствии со стандартами, регламентами, в соответствии со сведениями, предоставляемыми производителями товаров. Участник закупки в Предложении в обязательном порядке указывает как наименования показателей, конкретные значения параметров, необходимые диапазоны, так и единицы измерения, а также показатели, не подлежащие конкретизации.
В соответствии с пунктом 4.7 ГОСТ 2.307-2011 "Единая система конструкторской документации. Нанесение размеров и предельных отклонений" линейные размеры и их предельные отклонения в графических документах и в спецификациях указывают в миллиметрах без обозначения единицы измерения.
Таким образом, по общему правилу все размеры товаров указаны в миллиметрах. В рамках данного довода, нарушений в действиях Заказчика, Уполномоченного органа Комиссией не установлено.
6. Заявитель указывает, что исходя из приведенных Заказчиком, Уполномоченным органом графических схем и технических описаний товара "Турникет" неясно, как планки турникета крепятся к поворотному механизму, какое между ними расстояние и образуют ли они равнобедренный треугольник.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что в пункте 55 Технического задания однозначно указаны требования к турникету:
"Турникет - исполнительное преграждающее устройство. Для осуществления ограничения прохода людей до их идентификации и подтверждения прав доступа. Тип турникета - трипод электромеханический. Турникет должен отвечать требованиям ГОСТ Р 54831-2011; ГОСТ IEC 62262-2015. Комплект поставки должен содержать: Турникет со встроенной электроникой управления: 1 шт. Преграждающие планки - нержавеющая сталь 3 шт. Ограждающие перила - нержавеющая сталь 1 комплект. Пульт дистанционного управления 1 шт. Устройство радиоуправления (состоит из приемника и двух передатчиков в виде брелоков с дальностью действия не менее 40 м). Ключ замка механической разблокировки: 1 шт. Монтажный комплект: 1 шт. Паспорт и руководство по эксплуатации: 1 экз. Технические характеристики: Напряжение питания: 12, 24 В постоянного тока. Потребляемый ток не более 9 А. Потребляемая мощность не более 260 Вт. Ширина зоны прохода не должна быть менее 500 мм. Масса турникета допускается в пределах от 30 до 42 кг. Пропускная способность: В режиме однократного прохода не менее 25 чел/мин. В режиме свободного прохода не менее 55 чел/мин. Усилие поворота преграждающей планки не должно превышать 3.8 кгс. Средняя наработка на отказ не менее 2500000 проходов. Степень защиты оболочки не менее IP41. Код IK не должен быть менее IK08. Степень вандалозащищенности должна выдерживать энергию воздействия более 5.00 Дж. Срок службы не менее 8 лет. Материал корпуса - сталь покрытая порошковой краской. Цвет шагрень бронзовая, бежевая. Турникет должен быть снабжен механизмом доворота преграждающих планок. Преграждающие планки должны быть одной длины и должны быть равноудалены друг от друга на угол не более 92°. Преграждающие планки должны быть закреплены в планшайбе на глубину не более 50 мм. Принцип работы: При повороте планок на угол более 60°_ должен происходить доворот преграждающей планки в направлении прохода (при этом возврат планок в исходное положение должен быть невозможен; должна происходить блокировка обратного прохода). При повороте преграждающих планок на угол менее 60°_ должен происходить возврат планок в исходное положение. Внешний вид; габаритные и установочные размеры; пропорциональное соотношение элементов изделия должны соответствовать требованиям рисунков N 6 (Т)".
В вышеуказанных требованиях установлено, что преграждающие планки должны быть закреплены в планшайбе на глубину не более 50 мм, что исключает какую-либо неоднозначность в способе крепления преграждающих планок.
При этом, в техническом задании Заказчик не предъявляет отдельных требований к размеру и виду поворотного механизма планшайбы турникета.
Следовательно, участники закупки вправе сами выбрать, в зависимости от производителя, какой внешний вид планшайбы и способ крепления преграждающих планок будет на поставляемом турникете, и указать данные характеристики в заявке, исходя из технических параметров реально существующего и сертифицированного турникета.
Следовательно, данный довод жалобы также признается Комиссией необоснованным.
Руководствуясь статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Полыгаловой О.А. (вх. N 007588) на действия МКУ "Управление закупок Пермского муниципального района", МКУ "Управление капитального строительства Пермского муниципального района" при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по Ремонту МАОУ "Савинская средняя школа" (изв. N 0856600010821000080) обоснованной в части 2 довода жалобы;
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение требований п. 1, 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе;
3. Предписание не выдавать, так как выявленное нарушение не повлияло на результаты закупки;
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении Заказчика, Уполномоченного органа и должностных лиц к административной ответственности за допущенные нарушения Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 17 мая 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.05.2021