Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - руководителя управления Старкова Г.Л.,
членов Комиссии:
временно исполняющей обязанности начальника отдела антимонопольного контроля и закупок Шихановой Л.Б.,
специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Косаревой Ю.С.,
в отсутствие:
заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Камчатский краевая больница им. А.С. Лукашевского" (далее - Заказчик),
заявителя - общества с ограниченной ответственностью "МКФ "Арфа" (далее - Заявитель, ООО "МКФ "Арфа"), уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы посредством электронной почты,
рассмотрев жалобу Заявителя на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика путем электронного аукциона на поставку средства для ингаляционной анестезии (далее - Товар), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Заказчик проводил процедуру определения поставщика путем электронного аукциона (далее - ЭА) поставку средства для ингаляционной анестезии (закупка N 0338200009821000123) (далее - Закупка). Извещение и документация об ЭА размещены в единой информационной системе 12.04.2021. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 735 000,00 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 21.04.2021 на участие в ЭА подано 3 заявки с идентификационными NN 31, 162, 176, которые были допущены к участию в ЭА.
Согласно протоколу подведения итогов от 28.04.2021 заявки участников Закупки ООО "Игия-Фарм" (заявка N 31), ООО "МФК "Арфа" (заявка N 162), ООО "Просторы здоровья" (заявка N 17) признаны соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и документации об ЭА.
По результатам рассмотрения заявок на участие в Закупке, аукционной комиссией Заказчика принято решение заключить контракт в соответствии с пунктом 1.4. Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 218 с участником Закупки ООО "Игия-Фарм" по цене 615 378,75 рублей: сниженной на 15% от предложенной участником Закупки ООО "Игия-Фарм" в размере 723 975,00 рублей, в связи с тем, что данная заявка содержала в своем составе предложение о поставке товаров, страной происхождения которых является иностранное государство.
30.04.2021 в Камчатское УФАС России поступила жалоба ООО "МФК "Арфа" на действия аукционной комиссии Заказчика.
По мнению Заявителя, аукционная комиссия Заказчика нарушила положения Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 г. N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска, происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление РФ N 1289), признав соответствующими требованиям все поданные заявки на участие в ЭА, что привело к нарушению законодательства и прав участников Закупки.
Заказчик в письме от 13.05.2021 N 988 представил возражения, в которых не согласился с доводами жалобы Заявителя.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия выявила следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в ЭА должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 данного Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
На основании части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в ЭА, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 данного Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В силу части 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены данной статьей.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 данного Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 данного Федерального закона.
Согласно части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения заявок на участие в ЭА фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе. Указанный протокол должен содержать информацию о идентификационных номерах пяти заявок на участие в таком аукционе (в случае принятия решения о соответствии пяти заявок на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, или в случае принятия аукционной комиссией на основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком аукционе, поданных всеми участниками такого аукциона, принявшими участие в нем, решения о соответствии более чем одной заявки на участие в таком аукционе, но менее чем пяти данных заявок установленным требованиям), которые ранжированы в соответствии с частью 18 статьи 68 данного Федерального закона и в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией о таком аукционе, или, если на основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком аукционе, поданных всеми его участниками, принявшими участие в нем, принято решение о соответствии установленным требованиям более чем одной заявки на участие в таком аукционе, но менее чем пяти данных заявок, а также информацию об их идентификационных номерах, решение о соответствии или о несоответствии заявок на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о нем, с обоснованием этого решения и с указанием положений данного Федерального закона, которым не соответствует участник такого аукциона, положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем, информацию о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждой заявки на участие в таком аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 данной статьи.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено, что для целей осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, за исключением заявок (окончательных предложений), которые содержат предложения о поставке оригинальных или референтных лекарственных препаратов по перечню согласно приложению, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
- содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Приложением к Постановлению Правительства РФ N 1289 является перечень оригинальных и референтных лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения несовершеннолетних граждан, больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей (далее - Перечень).
В указанный Перечень оригинальных и референтных лекарственных препаратов входит лекарственный препарат с МНН Севофлуран.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 1289 подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является один из следующих документов:
а) сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами;
б) заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемое Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с Правилами выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации".
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 N 2406-р утвержден перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2020 год согласно приложению N 1.
Согласно пункту 2.2. документации об ЭА к поставке требуется Товар: МНН "Севофлуран", форма выпуска лекарственного препарата: жидкость для ингаляции.
Закупаемый лекарственный препарат Севофлуран входит в Перечень.
Согласно Перечню, Заказчики имеют право допускать заявки участников, содержащие предложения о поставке иностранных оригинальных и референтных лекарственных препаратов, предназначенных исключительно для обеспечения несовершеннолетних граждан, больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей.
Документация об ЭА не содержит указания на то, что данный препарат применяется исключительно для обеспечения несовершеннолетних граждан, больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей.
Таким образом, исключение, предусмотренное пунктом 1 Постановления РФ N 1289 в отношении данной Закупки, не применяется.
Согласно пункту 5, 6, 7 части 4.2 документации об ЭА участник Закупки вторая часть заявки должна содержать:
- "Копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе - копии регистрационных удостоверений".
- "Подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Приложении к Приказу Минфина России от 4 июня 2018 года N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд", является декларирование страны происхождения поставляемого товара. Декларирование страны происхождения товара является указание участником закупки наименования страны происхождения товара.
Ответственность за достоверность сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в аукционе, несет участник закупки, подавший такую заявку".
- "Копии документов, подтверждающие соответствие предлагаемого им товара условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии с пунктом 10.3 части 10 настоящей документации, или копии этих документов:
Подтверждением страны происхождения лекарственного препарата, включенного в перечень, утвержденный на 2020 год распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406-р, является:
сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009, и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами".
Согласно извещению о проведении ЭА, пункту 10 части 10 документации об ЭА установлены следующие виды требований:
- Запрет на допуск товаров, работ, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными ст. 14 Закона N 44-ФЗ.
- Ограничение допуска и условия допуска на основании нормативно-правового акта: Постановления N 1289.
- Условие допуска: участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минфина России N 126н от 04.06.2018.
Вторая часть заявки ООО "МФК "Арфа" содержала предложение о поставке лекарственного препарата "Севофлуран-Виал" (наименование страны происхождения товара - Республика Беларусь, производитель СП ООО "Фармлэнд"). В качестве документа, подтверждающего страну происхождения лекарственного препарата, ООО "МФК "Арфа" представило сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 N BYRU0111076005 от 02.10.2020.
Вторая часть заявки ООО "Просторы здоровья" содержала предложение о поставке лекарственного препарата "Севофлуран Медисорб" (наименование страны происхождения товара - Россия, производитель АО "Медисорб"). В качестве документа, подтверждающего страну происхождения лекарственного препарата, ООО "Просторы здоровья" представило сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 N 0014002535 от 23.06.2020 г.
Вторая часть заявки ООО "Игия-Фарм" содержала предложение о поставке лекарственного препарата "Севоран" (наименование страны происхождения товара - Итальянская республика), таким образом ООО "Игия-Фарм" предложило к поставке Товар, страной происхождения которого является иностранное государство (государство - не член ЕАЭС).
Таким образом, аукционная комиссия Заказчика несмотря на вышеизложенное, по результатам рассмотрении вторых частей заявок участников Закупки не отклонив заявку N 31 участника Закупки ООО "Игия-Фарм" в соответствии с Постановлением РФ N 1289, и признав соответствующей требованиям документации об ЭА, тем самым нарушила пункт 3 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
Выявленное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение пункта 3 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
3. Выдать аукционной комиссии Заказчика предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы о выявленном нарушении должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждения административного производства в отношении членов аукционной комиссии Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: __________________ Г.Л. Старков
Члены комиссии: __________________ Л.Б. Шиханова
__________________ Ю.С. Косарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 13 мая 2021 г. N 1123/06
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.05.2021