Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "АРТКОНЦЕПТ 21" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Выселковская ЦРБ им В.Ф. Долгополова" МЗ КК при проведении электронного аукциона: "Поставка изделий медицинского назначения" (извещение N 0318300163421000242) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения аукционной документации и указывает, что совокупности характеристик п.4 объекта закупки соответствует товар единственного производителя, что ограничивает количество участников закупки. Также, Заявитель указывает, что в ответах на запросы не содержатся предметы самого запроса.
Заказчиком представлены извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, письменные пояснения по существу доводов жалобы. Заказчик не согласен с доводами жалобы и считает, что аукционная документация составлена в соответствии Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ГБУЗ "Выселковская ЦРБ им В.Ф. Долгополова" МЗ КК проводился электронный аукцион: "Поставка изделий медицинского назначения" (извещение N 0318300163421000242).
Начальная (максимальная) цена контракта - 599 009,80 руб.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Документация электронного аукциона содержит Раздел 2 "Описание объекта закупки", где Заказчиком по поз.4 указано:
4 |
Контур дыхательный аппарата искусственной вентиляции легких, одноразового использования |
32.50.13.190-00248 |
шт |
50 |
Характеристики: Внутренний диаметр дыхательной трубки 21 и 25 Миллиметр Длина дыхательной трубки 100 и 700 Сантиметр Комплектация: Влагосборник(и) - наличие Соединители (переходники/адаптеры/коннекторы) - наличие Трубка для подключения к увлажнителю - наличие Фильтр(ы) - наличие Тип контура реверсивный Тип подключения инвазивный Дополнительные характеристики: 1. Трубки вдоха и выдоха из полиэтилена, гофрированные. Минимальный вес контуров из полиэтилена позволяет избежать травматизации пациента при их подключении, а также не оказывает давления на эндотрахеальную/трахеостомическую трубку в процессе использования. 2. Длина линии вдоха и линии выдоха должна составлять не менее 145 см и не более 180 см. Для оптимального расположения контура между аппаратом искусственной вентиляции легких и пациентом и исключения избыточного давления на эндотрахеальную/трахеостомическую трубку. 3. Угловой коннектор должен иметь порт Луер диаметром не менее 3,5 мм и не более 4,3 мм. Для мониторинга уровня СО2. 4. Наличие фиксированной крышки на порте Луер углового коннектора. Фиксирование крышки необходимо для исключения потери крышки Луер-порта. 5. Угловой коннектор должен иметь фланец не менее 2,5 мм. В соответствии с п. 4.2 ГОСТ 31518.1. п. 4.2. 6. Трубка для подключения к увлажнителю должна быть длиной более 60 см. Указанная длина дополнительного шланга оптимальна для подключения увлажнителя. 7. Наличие тестового колпачка высотой не менее 15 мм и не более 25 мм на проксимальной части дыхательного контура. Для обеспечения тестирования аппарата на комплайнс и утечку. 8. Влагосборники не менее 2 шт в комплекте, не должны иметь металлических частей. Для возможности применения в условиях МРТ. 9. Наличие не менее двух электростатических фильтров. Эффективность фильтрации не менее 99,99%. Электростатические фильтры сочетают в себе высокий уровень фильтрации и низкое сопротивление потоку, что минимизирует влияние на параметры вентиляции. 10. Мёртвое пространство фильтра не более 40 мл. Для исключения потерь газовой смеси, подаваемой пациенту. 11. Наличие на фильтре порта Луер диаметром не менее 3,5 мм и не более 4,3 мм с фиксированной крышкой. Для обеспечения возможности капнометрии. Фиксирование крышки необходимо для исключения потери крышки Луер-порта. 12. Наличие прозрачной линии для подачи воды в камеру увлажнителя с воздушным каналом с фильтром. Линия обеспечивает ток воды в камеру увлажнителя. Воздушный канал обеспечивает выравнивание давления в емкости с водой и атмосферным. 13. Линия должна иметь пластиковый шип с одной стороны и наконечник Луер длиной не менее 8 мм с другой. Шип для присоединения к емкости с водой, наконечник Луер для присоединения к камере увлажнителя. 14. На линии должен быть зажим шириной не менее 7 мм. Для прерывания потока воды при смене емкости с водой. 15. Длина линии не менее 1,3 м и не более 1,6 м. Для обеспечения гидростатического давления и тока воды в камеру увлажнителя. 16. Наличие емкости с дистиллированной водой объемом 250 мл. Соответствует объему емкости камеры увлажнителя. 17. Корпус емкости должен быть небьющимся, изготовлен из полимерных материалов. Для предотвращения производственных травм. 18. Трубки вдоха и выдоха должны иметь разъем 22F в местах соединения с аппаратом ИВЛ. В соответствии с ГОСТ 31518.1-2012. 19. Трубки и коннекторы (соединители) должны быть прозрачные или полупрозрачные. Для обеспечения контроля за конденсатом и инородными телами. 20. Контур и его составляющие не должны содержать латекса и фталатов. Для избежания возникновения аллергической реакции. 21. Инструкция по применению в каждой транспортной упаковке. В соответствии с приказом Минздрава от 19 января 2017 года N 11н. 22. Все компоненты набора должны поставляться в единой заводской упаковке. Для уменьшения времени на подготовку к подключению пациента к оборудованию и быстрого выбора необходимого набора контура. |
Заявитель считает, что поз.4 "Описание объекта закупки" аукционной документации установлены требования, которые ограничивают потенциальных участников закупки.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе КТРУ, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно подпункту "б" пункта 2 Правил использования КТРУ, каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В соответствии с пунктами 5-7 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога. В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
При описании объекта закупки Заказчик руководствовался КТРУ, используя обязательные для применения характеристики и их значения.
Подходящее для Заказчика описание позиции N 4 объекта закупки содержит код КТРУ 32.50.13.190-00248, при этом, исходя из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд, в соответствии с пунктом 5 Правил использования КТРУ Заказчик дополнил описание названной позиции дополнительной информацией.
Вся дополнительная информация, содержащаяся в описании объекта закупки, обоснована Заказчиком в соответствии с пунктом 6 Правил использования КТРУ, что позволяет в наибольшей степени удовлетворить потребности Заказчика.
Одной из дополнительных характеристик позиции N 4 объекта закупки Заказчиком определено "Наличие емкости с дистиллированной водой объемом 250 мл.", что обосновано тем фактом, что данный объем емкости соответствует объему емкости камеры увлажнителя, о чем Заказчик указал в пункте 16 раздела 2 "Описание объекта закупки" документации при описании позиции N 4 объекта закупки, а в последствии и в разъяснениях, размещенных в Единой информационной системе 21.05.2021 в 13:45 (МСК).
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 14, частью 25 статьи 22, частями 4 - 6 статьи 30.1 Закона о контрактной системе принято Постановление Правительства РФ от 03.12.2020 N 2014 "О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком" (далее - Постановление Правительства РФ N 2014).
Постановлением Правительства РФ N 2014 согласно Приложению установлена минимальная обязательная доля закупок российских товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) отдельных видов, при осуществлении закупок которых установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, определенная в процентном отношении к объему закупок товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году.
Часть 1.1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что при описании объекта закупки, осуществляемой в целях выполнения минимальной доли закупок, указываются характеристики российского товара, в том числе содержащиеся в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Постановление Правительства РФ N 2014 применяется к закупкам, извещения (приглашения) о которых размещены (направлены), контракты по результатам которых заключены после 01.01.2021.
Положения названного постановления о подготовке отчета об объеме закупок российских товаров, осуществленных для достижения заказчиком минимальной доли закупок, обоснования невозможности достижения такой доли применяются при подготовке отчета и обоснования с 01.01.2022.
Минимальная доля определена Постановлением Правительства РФ N 2014 в процентном отношении к объему закупок товаров соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году, при этом лишь Министерство промышленности и торговли Российской Федерации наделено полномочиями по осуществлению оценки достижения заказчиком минимальной доли закупок (пункт 5 Постановления Правительства РФ N 2014).
Таким образом, при описании объекта закупки Заказчиком были учтены положения Постановления Правительства РФ N 2014, а документация об электронном аукционе подготовлена в полном соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
При описании позиции N 4 объекта закупки Заказчик руководствовался кодом КТРУ 32.50.13.190-00248, содержащий следующую информацию: ОКПД2 - 32.50.13.190, номенклатурная классификация медицинских изделий по видам - 185610.
Согласно Приложению к Постановлению Правительства РФ N 2014 позиция N 4 объекта закупки включена в группу 97 "Расходные материалы для аппаратов искусственной вентиляции легких":
N п/п |
Код товара по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (ОКПД2) |
Наименование товара |
Размер минимальной обязательной доли закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, при осуществлении закупок которых установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств (%) |
||
2021 г. |
2022 г. |
с 2023 года |
|||
97. |
32.50.13.190 32.50.50.000 |
Расходные материалы для аппаратов искусственной вентиляции легких, соответствующие кодам 105850, 109700, 109710, 109720, 109740, 185600, 185610, 185620, 185630, 185640, 271370, 271390, 275700, 275820, 275940, 283260, 301700, 331100 вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий |
50 |
60 |
70 |
Закон о контрактной системе устанавливает требования к описанию заказчиком объекта закупки. В частности, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, если они влекут за собой ограничение количества участников закупки (пункт 1 часть 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).
В то же время Закон о контрактной системе не устанавливает ограничений в отношении выбора заказчиком объекта закупки как такового, то есть выбора товаров, работ, услуг, которые будут предметом одного контракта.
Как следует из положений Закона о контрактной системе (в частности из статей 12, 13, частей 1 и 2 статьи 33), заказчик формирует предмет закупки самостоятельно, определяя, какие товары, работы, услуги (или их сочетание) в наибольшей мере отвечают его потребностям.
Заказчик вправе определять предмет контракта исходя из собственных нужд с учетом требований законодательства (письмо Минэкономразвития России от 12.01.2017 N ОГ-Д28-771, решение Свердловского УФАС России от 21.06.2017 N 935-з, постановление АС Западно-Сибирского округа от 28.07.2016 N Ф04-3087/16).
Таким образом, лот сформирован на основании потребности Заказчика, не противоречит Закону о контрактной системе, а включенные в указанный лот товары объединены единым техническим и функциональным назначением, в связи с чем количество потенциальных участников закупки не ограничивается.
Таким образом, включение в состав изделия (принадлежность) ёмкости с водой является обычной практикой для тех изделий, в которых такая емкость должна применяться в соответствии с эксплуатационной документацией.
Представители Заказчика на Комиссии пояснили, что инструкция по применению дыхательного контура компании Фишер и Пайкел, согласно которой для использования дыхательного контура к камере увлажнения необходимо присоединять емкость с водой.
Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 04.05.2017 по делу N А08-1545/2016 "_Основой задачей норм, содержащихся в Законе о контрактной системе, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников определения поставщика, сколько выявление в результате такого определения лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом товаре_".
Таким образом, установив вышеуказанные требования, Заказчик фактически обозначил конкретные характеристики товара, потребность в которых обусловлена спецификой его деятельности, следовательно, положения документации об электронном аукционе не противоречат Закону о контрактной системе.
Согласно ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с ч.5 ст.65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Согласно ч.6 ст.65 Закона о контрактной системе Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 63 настоящего Федерального закона, не менее чем семь дней.
В запросе от 20.05.2021 г. на разъяснение положений документации об электронном аукционе от 20.05.2021 NРД2 Заказчиком дан ответ:
В соответствие с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона) в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запреты на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Согласно п. 7 ч. 5 ст. 63 Закона в извещении о проведении электронного аукциона указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами. Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 г. N 102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Далее - Постановление N 102) установлен Перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. При применении настоящего перечня следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), так и наименованием вида медицинского изделия. При описании объекта закупки Заказчик устанавливает технические, функциональные и качественные характеристики в полном соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (ред. от 30.06.2020) "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также требованиями Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Описание объекта закупки установлено Заказчиком в соответствии с КТРУ и содержит обоснование дополнительных характеристик, которые позволяют не только в наибольшей степени удовлетворить потребности Заказчика, но и максимально эффективно реализовать Принцип стимулирования инноваций в соответствии с требованиями ст.10 Федерального закона N 44-ФЗ "О Контрактной системе". В силу п.1 ч.1 ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование". При описании объекта закупки заказчиком не был указан товарный знак, который в обязательном порядке сопровождается словами "или эквивалент". На момент формирования технической части аукционной документации Заказчиком был размещен запрос о предоставлении ценовой информации N 0318300163421000070 от 29.04.2021. Запрос на предоставление ценовой информации содержал подробное описание объекта закупки. На данный запрос было получено не менее 3х коммерческих предложений от потенциальных поставщиков, готовых поставить требуемый Заказчику товар с указанными техническими характеристиками, что подтверждает свободное обращение товара на рынке. Соответствие единственному производителю не влияет на ограничение конкуренции, что подтверждается выводам Верховного суда РФ, изложенным в определении от 27.02.2018 N 310-кг17-23534. При этом суд сделал вывод, о том, что "целью правового регулирования закона о контрактной системе является не обеспечение доступа к закупке как можно большему количеству участников закупки, а качественное удовлетворение потребностей заказчика". Помимо прочего, обращаем ваше внимание на то, что в описании объекта закупки Заказчик не имеет возможности установить требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников размещения заказа, и Закон N 44-ФЗ не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара в документации об аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара. В силу ч. 1,2 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N44 Заказчик обязан при описании объекта закупки установить такие характеристики, которые отвечают его потребностям и направлены на надлежащее выполнение заказчиком его функций и полномочий. Отсутствие у участников закупки возможности поставить товар необходимый Заказчику, не означает ограничение количества участников такой закупки. Участником закупки может выступить любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, готовые поставить товар, отвечающий требованиям документации. Указанная в аукционной документации продукция имеется в свободном обращении на рынке медицинских изделий РФ, что подтверждается проведенным Заказчиком в рамках требований статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ исследованием рынка и сформированным на его основании обоснованием НМЦК, что свидетельствует об отсутствии каких бы то ни было ограничений конкуренции со стороны Заказчика. |
Однако, в нарушение ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе Заказчиком на ответ на запрос не содержит предмета запроса.
Допущенные нарушения содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 КоАП.
В запросах на разъяснение положений аукционной документации от 24.05.2021 г. в 15:42 ответ 9688, от 24.05.2021 г. в 15:43 ответ 9692 даны ответы в которых содержится информация о предмете запроса.
1. Фармакопея - собрание нормативных документов, регламентирующих требования к качеству лекарственных средств. Объектом данной закупки указано: Поставка изделий медицинского назначения. Емкость с дистиллированной водой входит в состав контура дыхательного аппарата искусственной вентиляции легких, одноразового использования, который является медицинским изделием. ОКПД2 данной позиции - 32.50.13.190 - Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки. Таким образом, аукционная документация составлена в соответствии с нормами Закона N 44 - ФЗ, а также приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н и Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и не может противоречить нормам Государственной Фармакопеи.
2.3 Положение СанПин 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", а именно п 6.6 "При подготовке к использованию наркозно-дыхательной аппаратуры с целью предотвращения перекрестного инфицирования пациентов через наркозно-дыхательную аппаратуру используют специальные бактериальные фильтры, предназначенные для оснащения указанной аппаратуры. Установку и замену фильтров осуществляют в соответствии с инструкцией по применению конкретного фильтра. Для заполнения резервуаров увлажнителей следует использовать стерильную дистиллированную воду. Рекомендуется использование тепловлагообменников. Съемные детали аппаратов дезинфицируют так же, как изделия медицинского назначения из соответствующих материалов"; - в отношении данного пункта будет внесено изменение в аукционную документацию - описание будет дополнено требованиями в отношении стерильности дистиллированной воды, так как действительно требуемая емкость должна содержать стерильную дистиллированную воду.
4. Методические указания МУ 2.1.4.1057-01 - п. 7 содержит информацию по контролю качества дистиллированной воды, используемой в микробиологических лабораториях для приготовления питательных средств, различных растворов, мытья лабораторной посуды, заправки паровых стерилизаторов. Дистиллированная вода, применяемая в микробиологических лабораториях, должна соответствовать требованиям ГОСТа 6709-72 и проходить контроль не реже 1 раза в месяц.
В положении ГОСта 6709-72 указано: "Настоящий стандарт распространяется на дистиллированную воду, получаемую в перегонных аппаратах и применяемую для анализа химических реактивов и приготовления растворов реактивов".
Согласно описанию в позиции N 4 закупки емкость с дистиллированной водой входит в состав контура дыхательного аппарата искусственной вентиляции легких, одноразового использования и предназначена для заполнения камеры увлажнителя. Заказчиком так же дополнительно указано в наименовании позиции то, что она является медицинским изделием.
Таким образом, утверждение участника закупки о том, что описание объекта закупки противоречит Методические указания МУ 2.1.4.1057-01, положениям ГОСТ 6709 - 72 неверно.
Согласно норм статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), следует, что при формировании технического задания заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности и необходимых для выполнения соответствующих государственных функций.
Законом о контрактной системе не предусмотрена обязанность заказчика каким-либо образом обосновывать свои потребности и причины, обусловившие ее, при установлении требований к товару и его характеристикам. Так же Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик товара в документации об электронном аукционе устанавливать такие, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям производимого (изготавливаемого) товара. Заказчики при описании объекта закупки должны таким образом зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны - не ограничить количество участников закупки. Указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Подобные правовые подходы закреплены в пункте 1 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.
Описание объекта закупки установлено Заказчиком в соответствии с КТРУ и содержит обоснование дополнительных характеристик, которые позволяют не только в наибольшей степени удовлетворить потребности Заказчика, но и максимально эффективно реализовать Принцип стимулирования инноваций в соответствии с требованиями ст.10 Федерального закона N 44-ФЗ "О Контрактной системе".
По позиции N 4 Наличие емкости с дистиллированной водой, объемом 250 мл обосновано тем фактом, что данный объем емкости соответствует объему емкости камеры увлажнителя, что Заказчик и указывает в документации.
Помимо этого В силу п.1 ч.1 ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование". При описании объекта закупки заказчиком не был указан товарный знак, который в обязательном порядке сопровождается словами "или эквивалент".
На момент формирования технической части аукционной документации Заказчиком был размещен запрос о предоставлении ценовой информации N 0318300163421000070 от 29.04.2021. Запрос на предоставление ценовой информации содержал подробное описание объекта закупки.
На данный запрос было получено не менее 3х коммерческих предложений от потенциальных поставщиков, готовых поставить требуемый Заказчику товар с указанными техническими характеристиками, что подтверждает свободное обращение товара на рынке.
Соответствие единственному производителю не влияет на ограничение конкуренции, что подтверждается выводам Верховного суда РФ, изложенным в определении от 27.02.2018 N 310-кг17-23534. При этом суд сделал вывод, о том, что "целью правового регулирования закона о контрактной системе является не обеспечение доступа к закупке как можно большему количеству участников закупки, а качественное удовлетворение потребностей заказчика". Помимо прочего, обращаем ваше внимание на то, что в описании объекта закупки Заказчик не имеет возможности установить требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников размещения заказа, и Закон N 44-ФЗ не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара в документации об аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара. В силу ч. 1,2 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N44 Заказчик обязан при описании объекта закупки установить такие характеристики, которые отвечают его потребностям и направлены на надлежащее выполнение заказчиком его функций и полномочий. Отсутствие у участников закупки возможности поставить товар необходимый Заказчику, не означает ограничение количества участников такой закупки.
Участником закупки может выступить любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, готовые поставить товар, отвечающий требованиям документации.
Данный аукцион проводится не среди производителей товара. При этом участником закупки может выступить любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации
Указанная в аукционной документации продукция имеется в свободном обращении на рынке медицинских изделий РФ, что подтверждается проведенным Заказчиком в рамках требований статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ исследованием рынка и сформированным на его основании обоснованием НМЦК, что свидетельствует об отсутствии каких бы то ни было ограничений конкуренции со стороны Заказчика.
Так же, в соответствии с ч. 3 ст. 65 44-ФЗ, любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Как следует из смысла содержания запроса, автор не запрашивает разъяснение положений документации, а имеет цель изменить характеристики предмета закупки. Обращаем внимание на то, что в соответствии с действующим законодательством, правом определения характеристик товара наделен только заказчик. Описание объекта закупки сформировано в соответствии с требованиями правил описания объекта закупки (ч. 1 ст. 33 44-ФЗ).
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Артконцепт 21" обоснованной в части нарушения ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика - ГБУЗ "Выселковская ЦРБ им В.Ф. Долгополова" МЗ КК нарушение ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что указанное нарушение на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не повлияло, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318300163421000242).
5. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 1 июня 2021 г. N 809/2021-КС
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.06.2021