Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе: председателя Комиссии - __., в присутствии представителей от МУП "Центр муниципального заказа Усть-Джегутинского муниципального района" (далее - Заказчик) __ (по доверенности), от ООО "Ф-Фарм" (далее - Заявитель) _..., рассмотрев жалобу Заявителя на действия Комиссии Заказчика, содержащие, по мнению Заявителя, признаки нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта по предмету: "Поставка лекарственных препаратов для медицинского применения с международным непатентованным наименованием (МНН) Индапамид (ОКПД2 21.20.10.143: Диуретики)", номер извещения N 0579600001521000011 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации (www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее - Карачаево-Черкесское УФАС) поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении аукциона в электронной форме.
По мнению Заявителя, аукционной комиссией Заказчика при рассмотрении заявок неправомерно не применены положения пп.1.4 п.1 приказа Министерства Финансов России от 4 июня 2018 г. N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - приказ N 126н), что повлекло неверный выбор участника, с которым заключается контракт.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и в своих возражениях сообщил, что при проведении аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 22.05.2021 N0579600001521000011 заявки участников закупки ООО "ФАРМ-СТ" с ценой 1 384 563,60 руб, ООО "ФАРМАЛЬЯНС" с ценой 1 392 854, 40 руб., ООО "Ф-ФАРМ" с ценой 1 633 287, 60 руб. были признаны соответствующими положениям аукционной документации. Победителем было признано ООО "ФАРМ - СТ" с ценой контракта 1 384 563,60 руб.
Согласно ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст.14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 ст.14 Закона о контрактной системе.
Согласно п.10 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В силу п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Заказчиком в извещении и в п. 1.6 аукционной документации установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии с Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 (ред. от 28.09.2020) "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление N1289) и приказом N126н.
В силу п.1 постановления N1289 для целей осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
- содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным ст. 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок(окончательных предложений).
Согласно п.1 (1) постановления N1289 в случае если после отклонения заявок (окончательных предложений) в порядке, установленном пунктом 1 постановления N1289, хотя бы одна заявка (окончательное предложение) содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях в установленном порядке включены в регистрационное досье на эти лекарственные препараты, в отношении таких лекарственных препаратов применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п. 1(2) постановления N1289 подтверждением соответствия лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям, указанным в пункте 1(1) постановления N1289, является декларирование участником закупки в заявке (окончательном предложении) сведений о документе, подтверждающем соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 г. N 77 "Об утверждении Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза", или Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств", и сведений о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции), выдаваемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном им порядке.
В соответствии с п.1 приказа 126н установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении к приказу 126н.
На основании пп. "б" пп.1.3 п.1 приказа N126н при проведении аукциона контракт заключается по цене, предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложении, и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза.
В силу пп.1.4 п.1 приказа N126н в случае отклонения заявок (окончательных предложений) в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" контракт заключается с участником закупки по предложенной им цене контракта при совокупности следующих условий:
а) заявка (окончательное предложение) такого участника закупки содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях включены в государственный реестр лекарственных средств;
б) заявка (окончательное предложение) такого участника закупки соответствует требованиям документации о закупке;
в) таким участником закупки предложена цена контракта, которая является наименьшей среди участников закупки (при наличии таких участников закупки), заявки которых не отклонены в соответствии с пунктом 1 Постановления N1289 и при этом соответствуют совокупности условий, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1.4 приказа N 126н;
г) таким участником закупки предложена цена контракта, которая не превышает более чем на 25 процентов наименьшее предложение о цене контракта в случае его подачи участником закупки (при наличии такого участника закупки), заявка которого не отклонена в соответствии с пунктом 1 Постановления N1289, но не соответствует условию, указанному в подпункте "а" настоящего подпункта.
Положения настоящего подпункта не применяются при отсутствии участника закупки, заявка которого соответствует указанным условиям.
Согласно п.2 постановления N1289 подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является один из следующих документов:
а) сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами;
б) заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемое Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с Правилами выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации".
Таким образом, подтверждением соответствия лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям, указанным в п. 1(1) постановления N1289 и пп. "а" пп.1.4 п.1 приказа N126н, являются сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 или заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемое Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, а также декларирование участником закупки в заявке (окончательном предложении) сведений о документе, подтверждающем соответствие производителя лекарственных средств в соответствии с п.1 (2) постановления N1289.
Согласно п.6 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
В своей жалобе Заявитель указывает на то, что им предложены к поставке лекарственные препараты "Индапамид ретард", производства "Озон", Россия, номер регистрационного удостоверения лекарственного препарата ЛСР-000476/09; "Индапамид", производства "Озон", Россия, номер регистрационного удостоверения лекарственного препарата ЛС-000528.
В качестве подтверждения страны происхождения указанных лекарственных препаратов Заявитель (N2 ООО "Ф-ФАРМ") в составе второй части заявки представил сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 N1077000416 от 25.02.2021, а также документы, содержащие сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза NN СП-0000625/09/2020 и СП-0000697/09/2020 от 28.09.2020, выданные Минпромторгом России.
Согласно ч.1 ст.69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной систем, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В силу ч. 2 ст. 69 Закона о контрактной системе Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ст.69 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в составе заявки участника под N5 ООО "ФАРМ - СТ" (победитель) представлены лекарственные препараты "Индапамид ретард", производства АО "Татхимфармпрепараты", Россия, номер регистрационного удостоверения ЛП -001322, сертификат по форме СТ-1 N1049000503от 19.02.2021; "Индапамид ретард", производства ЗАО "Канонфармапродакшн", Россия, номер регистрационного удостоверения ЛС-002529, сертификат по форме СТ-1 N0114000066 от 28.12.2020; "Индапамид", производства ООО "ПРАНАФАРМ", Россия, номер регистрационного удостоверения ЛП-003095, сертификат по форме СТ-1 N0007000046 от 01.10.2020. При этом данным участником не подтверждены стадии технологического процесса производства лекарственного средства, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза.
В составе заявки участника закупки под N3 ООО "ФАРМАЛЬЯНС" представлены лекарственные препараты "Индапамид МВ ШТАДА" 1,5 мг, "Индапамид" 2,5, мг, при этом сертификат по форме СТ-1, подтверждающий страну происхождения товаров в заявке отсутствует.
Таким образом, т.к. данным участником закупки не представлен сертификат по форме СТ-1, заявка участника под N3 приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государств или группы иностранных государств и подлежит отклонению на основании п. 3 ч. 56 ст. 69 Закона о контрактной системе.
Так, комиссией Заказчика в связи с неприменением п. 1 постановления 1289 допущено нарушение ч. 2, п. 3 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе, что указывает на признаки состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что с учетом необходимости применения положений п. 1 постановления 1289, комиссией Заказчика подлежал применению пункт 1.4 приказа N126н, согласно которому предложение Заявителя (N2 ООО "Ф-ФАРМ") соответствует условиям, установленным подпунктом 1.4 Приказа N 126н, в том числе пп. "г" пп.1.4 п.1 Приказа N 126н, в том числе им предложена цена, которая не превышает более чем на 25% наименьшее предложение о цене контракта, поданного участником закупки N5, заявка которого не отклонена в соответствии с п.1 Постановления Правительства N 1289.
Таким образом, участник, который при подведении итогов электронного аукциона, с учетом применения положений Приказа N126н соответствует условиям допуска, предусмотренным названным приказом, является участник под N2 ООО "Ф-ФАРМ".
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении положений ч.10 ст.69 Закона о контрактной системе, так как аукционной комиссией Заказчика при рассмотрении заявок неправомерно не применены условия допуска, предусмотренные п.1.4 Приказа N 126н.
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Ф-ФАРМ" на действия аукционной комиссии МУП "Центр муниципального заказа Усть-Джегутинского муниципального района" обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение ч. 2, п. 3 ч. 6, ч. 10 ст. 69 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
4. Передать материалы дела N009/06/106-156/2021 уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель ______
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 4 июня 2021 г. N 009/06/106-156/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2021