На основании приказа руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России), Инспекцией Приморского УФАС России
проведена внеплановая проверка соблюдения заказчиком - Администрацией Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в части выбора способа определения поставщика при проведении закупочной процедуры у единственного поставщика на выполнение аварийно-восстановительных работ асфальтобетонного покрытия: тротуара от ул. Станислава Черного вниз по ул. Лазо до перекрестка; тротуара в районе стадиона ул.Героев Хасана 5б (ориентир:лестницы) и СОШ N2; по ул.Героев Хасана м-н "Полюс" (ориентир-лестничный марш вниз), автомобильной дороги от ул. Героев Хасана, 3 до ул. Лазо 30; территории многоквартирного жилого дома N 16 по ул. Молодежная; тротуара от МКД N 3 ул. Героев Хасана до СОШ N2; автомобильной дороги между домами N2 и N4 по ул. Молодежная, универмаг. Аварийно-восстановительные работы автодороги к МКД по ул. Героев Хасана N1-3. восстановление асфальтобетонного покрытия автомобильной дороги по ул. Станислава Серного к пляжу; аварийно-восстановительные работы придомовой территории многоквартирного жилого дома N25 по ул. Героев Хасана (контракт N103 от 09.10.2019)
Место нахождения проверяемой организации: ул. Молодежная, д. 1, пгт. Славянка, Хасанский р-н., Приморский край, 692701,
Место проверки: ул. 1-ая Морская д. 2, каб. 443, г. Владивосток,
Проверкой установлено:
В Приморское УФАС России поступило обращение Следственного отдела по Хасанскому району (вх. 3532 от 17.05.2021) о признаках нарушения Заказчиком - Админнистрация Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в части заключения муниципального контракта N103 от 09.10.2019 на выполнение аварийно-восстановительных работ асфальтобетонного покрытия: тротуара от ул. Станислава Черного вниз по ул. Лазо до перекрестка; тротуара в районе стадиона ул.Героев Хасана 5б (ориентир:лестницы) и СОШ N2; по ул.Героев Хасана м-н "Полюс" (ориентир-лестничный марш вниз), автомобильной дороги от ул. Героев Хасана, 3 до ул. Лазо 30; территории многоквартирного жилого дома N 16 по ул. Молодежная; тротуара от МКД N 3 ул. Героев Хасана до СОШ N2; автомобильной дороги между домами N2 и N4 по ул. Молодежная, универмаг. Аварийно-восстановительные работы автодороги к МКД по ул. Героев Хасана N1-3. восстановление асфальтобетонного покрытия автомобильной дороги по ул. Станислава Серного к пляжу; аварийно-восстановительные работы придомовой территории многоквартирного жилого дома N25 по ул. Героев Хасана.
В соответствии с частью 15 статьи 99 Закона N 44-ФЗ контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку в случае поступления информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
Инспекция Приморского УФАС России рассмотрев представленные документы установила следующее.
Согласно части статьи 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Заказчиком на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона N44-ФЗ 09.10.2019 заключен контракт N103 на выполнение аварийно-восстановительных работ асфальтобетонного покрытия: тротуара от ул. Станислава Черного вниз по ул. Лазо до перекрестка; тротуара в районе стадиона ул.Героев Хасана 5б (ориентир:лестницы) и СОШ N2; по ул.Героев Хасана м-н "Полюс" (ориентир-лестничный марш вниз), автомобильной дороги от ул. Героев Хасана, 3 до ул. Лазо 30; территории многоквартирного жилого дома N 16 по ул. Молодежная; тротуара от МКД N 3 ул. Героев Хасана до СОШ N2; автомобильной дороги между домами N2 и N4 по ул. Молодежная, универмаг. Аварийно-восстановительные работы автодороги к МКД по ул. Героев Хасана N1-3. восстановление асфальтобетонного покрытия автомобильной дороги по ул. Станислава Серного к пляжу; аварийно-восстановительные работы придомовой территории многоквартирного жилого дома N25 по ул. Героев Хасана.
В соответствии пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ (в ред. от 27.06.2019) закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме, в том числе в случаях, предусмотренных частями 7 и 12 статьи 82 настоящего Федерального закона.
Согласно пояснениям Заказчика, на основании: распоряжения администрации Приморского края от 09.10.2019 г. N 475-ра "О финансировании расходов из резервного фонда Администрации Приморского края по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", распоряжения администрации Хасанского муниципального района от 18.09.2019 г. N 231-ра "О финансировании расходов за счет средств, выделенных Хасанского муниципальному району из резервного фонда Администрации Приморского края по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Славянского городского поселения от 28.08.2019 года N 164 "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Славянского городского поселения в связи с разрушением дорог местного и краевого значения, подтоплением жилого фонда и объектов жизнеобеспечения, отключением от электроснабжения объектов жизнеобеспечения в результате ливневого дождя прошедшего 28.08.2019 г., постановления администрации Славянского городского поселения от 28.08.2019 года N 495 "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Славянского городского поселения в связи с разрушением дорог местного и краевого значения, подтоплением жилого фонта и объектов жизнеобеспечения, отключением электроснабжения объектов жизнеобеспечения в результате ливневого дождя прошедшего 28.08.2019 года, решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Славянского городского поселения от 26.09.2019 N 166 "О выборе подрядчика для выполнения аварийно-восстановительных работ на доме N 4 по ул. Парковая по ЧС от 17.12.2018 и выборе подрядчика для выполнения аварийно-восстановительных работ транспортной, коммунальной и инженерной инфраструктуры по ЧС от 28.08.2019 года, распоряжения администрации Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края от 04.10.2019 г. N 204 "О закупке аварийно-восстановительных работ асфальтобетонного покрытия: тротуара от ул. Станислава Черного вниз по ул. Лазо до перекрестка; тротуара в районе стадиона ул.Героев Хасана 5б (ориентир: лестницы) и СОШ N2; по ул.Героев Хасана м-н "Полюс" (ориентир: лестничный марш вниз), автомобильной дороги от ул. Героев Хасана, 3 до ул. Лазо 30; территории многоквартирного жилого дома N 16 по ул. Молодежная; тротуара от МКД N 3 ул. Героев Хасана до СОШ N2; автомобильной дороги между домами N2 и N4 по ул. Молодежная, универмаг. Аварийно-восстановительные работы автодороги к МКД по ул. Героев Хасана N1-3. Восстановление асфальтобетонного покрытия автомобильной дороги по ул. Станислава Черного к пляжу. Аварийно-восстановительные работы придомовой территории многоквартирного жилого дома N25 по ул. Героев Хасана"
и в связи с невозможностью ожидать время, в течение которого осуществляется процедура закупки конкурентным способом, было принято решение об осуществлении закупки вышеуказанных Работ в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Федерального закона РФ от 5 апреля 2013 год N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 15.07.2015 г. N 2015 г. N Д28и-2188 указано, что определением Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013 г. N ВАС-9962/13 предусмотрено, что обстоятельства, которые могут служить обоснованием причин заключения контракта с единственным исполнителем в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно, должны обладать свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости.
При этом, наличие возможности у заказчика прогнозировать и контролировать сложившуюся ситуацию в течение определенного периода времени является основанием признания контракта, заключенного с единственным исполнителем, недействительным.
Период времени между произошедшей чрезвычайной ситуацией (28.08.2019 г.) и заключением контракта с единственным исполнителем (09.10.2019 г.) составляет более месяца.
Данные обстоятельства указывают на имевшуюся у Заказчика возможность контролировать ситуацию в течение определенного времени, что, в свою очередь позволяло провести конкурентные процедуры.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, заключившего государственный контракт на выполнение аварийно-восстановительных работ асфальтобетонного покрытия: тротуара от ул. Станислава Черного вниз по ул. Лазо до перекрестка; тротуара в районе стадиона ул.Героев Хасана 5б (ориентир:лестницы) и СОШ N2; по ул.Героев Хасана м-н "Полюс" (ориентир-лестничный марш вниз), автомобильной дороги от ул. Героев Хасана, 3 до ул. Лазо 30; территории многоквартирного жилого дома N 16 по ул. Молодежная; тротуара от МКД N 3 ул. Героев Хасана до СОШ N2; автомобильной дороги между домами N2 и N4 по ул. Молодежная, универмаг. Аварийно-восстановительные работы автодороги к МКД по ул. Героев Хасана N1-3. восстановление асфальтобетонного покрытия автомобильной дороги по ул. Станислава Серного к пляжу; аварийно-восстановительные работы придомовой территории многоквартирного жилого дома N25 по ул. Героев Хасана, без проведения конкурентных процедур, нарушают часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 5 части 8 статьи 99 Закона N44-ФЗ органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении соблюдения предусмотренных настоящим Федеральным законом требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта.
Приморское УФАС России не является органом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в связи с чем не может осуществить проверочные мероприятия в указанной части.
Инспекция Приморского УФАС России по результатам проведенной на основании части 15 статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой (камеральной) проверки соблюдения заказчиком требований Закона N 44-ФЗ при проведении закупок решила:
1. Признать, что заказчик, приняв решение об осуществлении закупки у единственного поставщика на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, допустил нарушение части 5 статьи 24 Закона N 44-ФЗ.
2. Не выдавать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения Закона N 44-ФЗ.
3. Не передавать материалы дела ответственному должностному лицу для возбуждения административного производства, т.к. срок давности привлечения к административной ответственности истек.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 31 мая 2020 г. N ВП 34
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2021