Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба ООО "Группа СТК" (вх. 9564) 08.06.2021 года на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Белорецкая центральная районная клиническая больница при осуществлении закупки N 0301300335621000172 "Закупка расходных материалов в 2021 году для нужд ГБУЗ РБ Белорецкая ЦРКБ".
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно документация составлена не в соответствии с действующим Законодательством Российской Федерации.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации, Заказчиком представлена информация по закупке N 0301300335621000172.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
Заявитель в жалобе указывает следующее:
"Техническое задание противоречит законодательству о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд по следующим основаниям:
В техническом задании закупки (позиция N2) заявлены шприцы общего назначения с описанием. "Надетая на шприц игла должна быть с плоской заточкой для набора раствора из флаконов с резиновой пробкой, для предотвращения вырезания материала пробки мри прокалывании ее иглой".
Изготовление инъекционных стерильных игл однократного применения регулируется ГОСТом 7864-2011, согласно которому разделом 12 "Острие иглы" предусмотрено: "Угол заточки иглы обычно имеет срез под углом (112)°, но допускается использовать "короткий" срез под углом (17
2)°".
Игла с плоской заточкой действующим ГОСТом не предусмотрена!
1) Игла с плоской заточкой (тупая игла) при прокалывании резиновый пробок будет рвать материал самой пробки, создавая максимальное количество микро частичек резины, которые затем попадут в лекарственное средство. Данную манипуляцию медицинскому персоналу удобнее выполнить стандартной иглой для инъекции, т.к. она рвет материала, минимально травмируя окружающие материалы в месте прокола пробок.
На территории РФ лекарственные средства помимо фасовки во флаконы с резиновыми пробками фасуются еще и в пластиковую тару, например, в пластиковые (полиэтиленовые) контейнеры. При проколе таких достаточно твердых материалов мед.сестре придется приложить немало усилий для прокола иглой с плоской заточкой.
2) Наличие в комплекте со шприцем одной инъекционной иглы (острой!) и второй иглы с плоской заточкой (тугой!) ни каким образом не предотвращает риск непредумышленного укалывания мед.сеслры во время и после окончания инъекции. Ведь острую иглу нужно будет одеть, осуществить инъекцию и снялъ ее по окончании. Данный риск можно предотвратить путем соблюдения младшим мед.персоналом лребований ГОСТ 52623.4-2015.
3) Игла с плоской заточкой (ту пая) особо опасна в комплекте со шприцем инъекционным с острой инъекционной иглой, так как в случае ошибки (забыть сменить тупую иглу на острую инъекционную) тупая игла разорвет ткани в месте манипуляции, чем причинит нестерпимую боль пациенту', нанесет психологическую травму в результате ощущения боли и приведет к различного рода осложнениям, связанным с сильной травматизацией тканей в области инъекции, вплоть до некроза тканей.
В данной закупке Заказчику необходим именно шприц с иглой плоской заточки, а не отдельная игла. В данном случае игла должна быть рассмотрена в комплекте со шприцем.
К применению подлежит именно ГОСТ ISO 7864-2011 Иглы инъекционные однократного применения стерильные.
На основании изложенного, считаем, что подобное формирование технического задания с иглой плоской заточки приводит к прямому нарушению действующего ГОСТа."
В свою очередь Заказчик в письменных пояснениях указывает, что "При описании в аукционной документации объекта закупки и установлении параметров, в том числе угла среза иглы 402° заказчик руководствовался ГОСТ ISO 7864-2011,ГОСТ 25725-89, 52623.4-2015 потребностью медицинского персонала, а также практичностью применения и для сведения к минимуму закупорки иглы и образования частичек пробки.
Размеры острия иглы и обозначения показаны на рисунке 2 ГОСТ - как справочные. Согласно ГОСТ ISO 7864-2011 - Допускаются и другие конфигурации острия иглы.
Острие иглы должно быть изготовлено таким образом, чтобы при прокалывании резиновой пробки флакона свести к минимуму закупорку иглы и образование частичек пробки. Стандарт не определяет требования этих свойств.
В соответствии с ГОСТ 25725-80 (СТ СЭВ 3401-81, СТ СЭВ 4902-84, СТ СЭВ 634588) "Инструменты медицинские. Термины и определения" игла с плоской заточкой (угол заточки 40_2°) является колющим медицинским инструментом вида трубчатая игла пункта 23: Вспомогательная игла (Трубчатая игла для различных манипуляций, не связанных с прониканием в ткань организма). В соответствии с Приложением А (обязательное) "Основные показатели, устанавливаемые в стандартах, технических условиях и рабочих чертежах на инструменты конкретных видов" ГОСТ 19126-2007 "Инструменты медицинские металлические. Общие технические условия" угол заточки трубчатой (полой) иглы устанавливается в стандартах или технических условиях и в рабочих чертежах.
Игла (с плоской заточкой) относится к вспомогательным трубчатым иглам, предназначенным для различных манипуляций, не связанных с проникновением в ткань организма (п. 23 ГОСТа 25725-89). ГОСТ ISO 7864-2011 "Иглы инъекционные однократного применения стерильные", который устанавливает требования к инъекционным стерильным иглам однократного применения с номинальными наружными диаметрами от 0,3 до 1,2 мм, которому соответствует игла инъекционная, ее описание соответствует указанному ГОСТ.
ГОСТ 25725-89 "Инструменты медицинские. Термины и определения": согласно данному ГОСТ "Колющий медицинский инструмент -медицинский инструмент с острием на конце, предназначенный для введения в ткань организма с диагностической или лечебной целью и для различных манипуляций, не связанных с прониканием в ткань организма".
Игла с плоской заточкой (угол заточки 40_2°) предназначена исключительно для набора лекарственного средства, преимущественно из флаконов с резиновыми пробками Игла с плоской заточкой (угол заточки 40_2°) предотвращает риск попадания частиц резиновой пробки в лекарственный препарат при наборе из флакона и предотвращает риск непредумышленного травмирования медицинского персонала при подготовке инъекции.
Тупоконечные иглы, позволят избежать риск микроэмболии пациента частицами резиновой пробки и уменьшить риск медицинского персонала при подготовке инъекции. Ведущие мировые производители медицинских изделий (BectonDickinson, Baxter) в соответствии с современными клиническими практиками имеют в своем ассортименте тупоконечные иглы, позволяющие избежать риска микроэмболии пациента частицами резиновой пробки и уменьшить риск медицинского персонала при подготовке инъекции.
Таким образом, Заказчик, разрабатывая техническое задание и устанавливая требования к техническим и функциональным свойствам товара, исходил сугубо из своих потребностей в целях эффективного и целевого расходования бюджетных средств, а также эффективного оказания медицинской помощи пациентам
2.Заказчик вправе включить в документацию об аукционе такие технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом, Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок. Перед опубликованием данного электронного аукциона заказчиком были получены коммерческие предложения от нескольких поставщиков, которые имеют возможность осуществить поставку шприцев медицинских с данным характеристиками инъекционной иглы.
Данная позиция соответствует судебной практике: Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 24.10.2017 по делу N АО8-8751/2016. и административной практике-решение УФАС по делу N 061\06\64-1079\2020 от 14 мая 2020 года и административной практике: РЕШЕНИЕ Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре N 086/06/33-764/2021 от 24.05.21г. решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 27.05.21 г.
Относительно предположения Заявителя о риске перепутать иглы, поясняем, что ГОСТ 52623.4-2015 строго регламентирует алгоритм процедуры и профессиональные требования к персоналу, проводящему "Подкожное введение лекарственных средств и растворов".
Согласно ГОСТ 52623.4-2015 процедуру имеет право проводить только:
1) Специалист, имеющий диплом установленного образца об окончании среднего профессионального медицинского образовательного учебного учреждения по специальностям: "лечебное дело", "сестринское дело", "акушерское дело".
2) Специалист, имеющий диплом установленного образца об окончании высшего образовательного учебного заведения по специальностям: "лечебное дело", "педиатрия".
3) Имеются навыки выполнения данной медицинской услуги.
Весь ответственный персонал нашего Учреждения соответствует профессиональным требованиям ГОСТ52623.4-2015
Так же, Алгоритм выполнения подкожного введения лекарственных препаратов согласно ГОСТ52623.4-2015 предписывает следующее:
1. Отогнуть нестерильными ножницами или пинцетом часть крышки флакона, прикрывающую резиновую пробку. Протереть резиновую пробку ватным шариком или салфеткой, смоченной антисептическим раствором. Ввести иглу под углом 90° во флакон, перевернуть его вверх дном, слегка оттягивая поршень, набрать в шприц нужное количество лекарственного препарата.
2. Извлечь иглу из флакона, заменить ее на новую стерильную иглу, проверить ее проходимость.
Исходя из вышеизложенного медицинского персонала, проводящий процедуру подкожного введения лекарственных препаратов, ОБЯЗАН заменить иглу перед введением раствора.
Игла с плоской заточкой (угол заточки 40_2°) предназначена исключительно для набора лекарственного средства из флаконов с резиновыми пробками и в последующем в обязательном порядке будет заменена на инъекционную стерильную иглу, согласно требованиям, ГОСТ 52623.4-2015.
В соответствии п. 7 Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (ред. от 24.11.2020) "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", В случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
По общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Заказчик при описании объекта закупки в документации о закупке должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе)
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны, таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявитель не представил достаточных доказательств, что требования, указанные в документации нарушают нормы действующего Законодательства Российской Федерации.
Таким образом, изучив представленные материалы, а также пояснения сторон, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу о том, что требования, установленные в документация об Аукционе, противоречат требованиям Закона о контрактной системе. Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, свидетельствующих об обратном, в связи с чем довод не нашел своего подтверждения.
Жалоба признается необоснованной.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Группа СТК" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 15 июня 2021 г. N ТО002/06/105-1128/2021 (ключевые темы: лекарственные средства - участники закупок - антимонопольный орган - гост - государственные и муниципальные нужды)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.06.2021