Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган): ;
СПБ ГКУ "ГМЦ" (далее - Заказчик):;
в отсутствие представителей ООО "Строительная Компания "БИЛАРТ"
(далее - Заявитель) надлежащим образом уведомленных о месте и времени заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 19379-ЭП/21 от 10.06.202) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание телекоммуникационных услуг в рамках аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" по передаче данных с устройств мониторинга рубежей фотовидеофиксации в центр обработки и хранения данных (извещение номер 0172200002521000124) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 24.05.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002521000124.
Начальная (максимальная) цена контракта - 409 222 800,00 рублей.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении положения Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Представители Уполномоченного органа, Заказчика в ходе заседания Комиссии УФАС просили признать жалобу необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом, в соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Таким образом, действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии (свидетельства, разрешения) непосредственно у участника закупки.
Указанное требование вызвано необходимостью оказания услуг в рамках правоспособности хозяйствующего субъекта, обусловленной наличием лицензии (свидетельства) на осуществление деятельности, относящейся к предмету закупки.
Учитывая изложенное, при подтверждении соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, участник закупки представляет указанные в документации о закупке документы и сведения самого участника закупки, а не иных юридических лиц, с которыми участник закупки осуществляет совместную деятельность.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации N 271-ПЭК18 от 12 ноября 2018 г. в котором указано, что последующее возможное привлечение соисполнителей оказываемых услуг не подтверждает соответствие заявки участника требованиям аукционной документации и возможность его участия в аукционе, поскольку ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлены требования к участникам закупки, а не к соисполнителям.
В разделе 12 документации об аукционе Заказчиком установлены следующие требования к участникам закупки:
"12.2.1.1. Наличие действующих лицензий или иных документов на право осуществления видов деятельности по объекту закупки:
1) для оказания услуг, предусмотренных в пунктах 2.1.4.1, 2.1.4.3 Технического задания (Приложение N 1 к проекту контракта), пункте 1 Приложения к расчету НМЦК (Приложение N 1 к документации об аукционе), требуется наличие у Исполнителя действующих лицензий Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций:
на оказание услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, предусмотренных пунктом 14 Перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи приложения N 1 к Положению о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 N 2385 "О лицензировании деятельности в области оказания услуг связи и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";
2) для оказания услуг, предусмотренных в пунктах 2.1.4.5, 2.1.4.6 Технического задания (Приложение N 1 к проекту контракта), пункте 1 Приложения к расчету НМЦК (Приложение N 1 к документации об аукционе), требуется наличие у Исполнителя действующей лицензии Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций:
на оказание телематических услуг связи, предусмотренных пунктом 16 Перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи приложения N 1 к Положению о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи, утвержденному постановлением Правительства России от 30.12.2020 N 2385 "О лицензировании деятельности в области оказания услуг связи и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Требования установлены на основании пункта 36 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" ("Российская газета", N 97, 06.05.2011, "Собрание законодательства РФ", 09.05.2011, N 19, ст. 2716, "Парламентская газета", N 23, 13-19.05.2011), пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" ("Российская газета", N 97, 06.05.2011, "Собрание законодательства РФ", 09.05.2011, N 19, ст. 2716, "Парламентская газета", N 23, 13-19.05.2011).".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 2. ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Документацией об аукционе предусмотрены требования к составу второй части заявки в рассматриваемой части:
"выписка из реестра лицензий по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий", либо копия акта лицензирующего органа о принятом решении, содержащих сведения о действующей лицензии на услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, или копия собственной действующей лицензии на услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, выданной до дня вступления в силу Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ, подтверждающей наличие у лицензиата лицензии на день вступления в силу Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ;
выписка из реестра лицензий по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий", либо копия акта лицензирующего органа о принятом решении, содержащих сведения о действующей лицензии на оказание телематических услуг связи, или копия собственной действующей лицензии на оказание телематических услуг связи, выданной до дня вступления в силу Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ, подтверждающей наличие у лицензиата лицензии на день вступления в силу Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ.".
В силу ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Объектом закупки в рассматриваемом случае является Оказание телекоммуникационных услуг в рамках аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" по передаче данных с устройств мониторинга рубежей фотовидеофиксации в центр обработки и хранения данных.
В соответствии с п. 36 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), оказание услуг связи подлежит лицензированию.
На заседании Комиссии УФАС установлено, что в объект закупки включены услуги, которые осуществляются исключительно при наличии лицензии.
Согласно ч. 5. ст. 30 Закона о контрактной системе Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно п.13.1. документации Заказчиком установлено требование к участнику электронного аукциона, не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере 70 % от цены контракта.
По мнению Заявителя, требования о наличии вышеуказанных лицензий, в соответствии с положениями документации, не распространяется на привлечённых к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
При этом Комиссий УФАС установлено, что согласно п 4.2.13. проекта контракта Заказчиком предусмотрено условие согласно которому к соисполнителям предъявляются требования, аналогичные требованиям, предъявляемым к Исполнителю. Исполнитель несет полную ответственность за действия или бездействие привлекаемых им соисполнителей.
Кроме того, п. 9.1. проекта контракта предусмотрено, что Услуги по Контракту должны оказываться только при наличии соответствующих разрешительных документов (лицензий, свидетельств, допусков и т.д.) (если для оказания отдельных видов услуг по Контракту в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется наличие указанных документов).
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, а также учитывая, что Заявитель участие своих представителей на заседание Комиссии УФАС не обеспечил, в составе жалобы доказательств, однозначно подтверждающих обоснованность доводов, не представил, Комиссия УФАС приходит к выводу, что доводы Заявителя о нарушении при установлении Заказчиком требований к участникам Закупки не нашли своего подтверждения.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 64, 66, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Строительная Компания "БИЛАРТ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 17 июня 2021 г. N 44-2848/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2021